Добавить запись

Петр Сытин: "ИВАНОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ" (в Кремле)

14 мая 2012, 0:58

  Ивановская площадь, названная по колокольне «Иван Великий», расположена к востоку от Соборной. Южная сторонаее проходит у склона горы к Москве-реке и ограждена здесь решеткой. Северная сторона находится между Царь- пушкой и западным углом здания Совета Министров СССР.   По западной стороне площади стоит Архангельский собор, Ивановская колокольня и церковь Двенадцати апостолов, по восточной — большой Кремлевский сквер и здание Президиума Верховного Совета СССР.

   Образовалась площадь в первой половине XIV в., когда Иван Калита к востоку от первоначальных церквей Михаила Архангела и Иоанна Лествичника поставил ханский и боярские дворы, а над склоном к Москве-реке — двор своего сына Андрея Ивановича.

  В 1357 г. на месте ханского двора стал Чудов монастырь, а двор Андрея Ивановича перешел к его сыну Владимиру Андреевичу, ставшему впоследствии героем Куликовской битвы и прозванному Храбрым. В XV в. этот двор принадлежал его сыну Ярославу и потом долго был известен под именем «Ярославова двора». Сын Ярослава Василий попал в опалу, двор от него был отнят в казну и отдан брату Ивана III Юрию, по смерти которого в 1473 г. достался великому князю. Иван III в 1491 г. построил себе здесь деревянный дворец, который в 1493 г. сгорел и не возобновлялся.

  Восточнее этого двора с Ивановской площади шел переулок вниз, к Тайницким воротаод. Напротив переулка с 1506 г. стояла каменная церковь Николы Гостунского. В ней позднее служил дьяконом знаменитый первопечатник Иван Федоров. Мимо этой церкви проходили с площади две улицы: на восток — к Константино-Еленинским и на северо-восток—к Фроловским (Спасским) воротам. Северная сторона площади, проходившая в XVI в. южнее, чем сейчас, была занята у Чудова монастыря двором сына Ивана III, Юрия, и рядом, через улицу, подходившую сюда от Никольских ворот, двором другого сына — Андрея. Двор последнего граничил с двором митрополита.

  В 1565 г. к востоку от Архангельского собора, над склоном к Москве-реке, была построена Посольская палата (тогдашнее ведомство иностранных дел), позже переименованная в Посольский приказ. В 1591 г. здесь же, по распоряжению Бориса Годунова, поставили еще одно здание для Разрядного (военного) и Поместного приказов, приказа Большого прихода (финансового ведомства) и Казанского дворца (управлявшего всеми делами бывш. Казанского царства).

  В начале XVII столетия на углу улицы, идущей с площади к Троицким воротам, был двор Бориса Годунова, имен/p Федоров. Мимо этой церкви проходили с площади две улицы:овавшийся тогда Царе-Борисовским двором. После пожара 1626 г. переулок к Тайницким воротам был расширен с 3 до 5 саженей (10,7 м) и стал называться улицей. По ней ежегодно в день 6 января шел крестный ход из соборов на Москву-реку, где происходило «крещенское водосвятие».

   В середине XVII в. число приказов, расположенных на площади, увеличилось. Рядом с Посольским разместились Рейтарский и Малороссийский приказы (последний возник в связи с состоявшимся в 1653 г. воссоединением Украины с Россией), Новгородская и Галицкая «чети» (органы финансового управления) и неподалеку — Стрелецкий приказ.

    В 1675—1680 гг., когда старые здания приказов обветшали, на их месте построили новые, двухэтажные, с семью длинными крыльцами-лестницами, спускавшимися на площадь. В 1684 г. князь В. В. Голицын, начальник Посольского приказа, возвел над зданием приказа третий этаж и украсил его внутри живописью. Как на редкость, современник указывает, что в этом этаже «казенка» (небольшой кабинет) была обита кожей «и стулы поставлены в той же казенке, сидеть на них начальным людям». В те годы стульев не знали, сидели обычно на «лавках» — скамьях. Близ «Ивана Великого» стояла небольшая каменная палата, где особые площадные подьячие оформляли разного рода сделки. Эту своеобразную «нотариальную контору» упразднили в 1719 г., когда на месте приказов поместились заменившие их коллегии.

   Ивановская площадь в XVII столетии была чрезвычайно оживленным местом, где с утра до позднего вечера постоянно толпился народ. Сюда ежедневно собирались люди, по большей части приезжие, имевшие различные дела в приказах. Стоя у лестниц, они ждали прихода или приезда дьяков и подьячих. Занятия в приказах начинались в 7 часов 30 минут утра, заканчивались в 10 вечера. На обед и послеобеденный сон устраивался двух-трехчасовый перерыв. Здесь же, у самых приказов, по их приговорам нередко наказывали осужденных: били кнутом или батогами (палками) на «козле» или у столба, так что площадь то и дело оглашалась воплями истязаемых.

   По некоторым делам приказов на Ивановской площади делались устные «публикации» — подьячие громко выкрикивали соответствующие постановления или оповещения «вовсю Ивановскую», откуда и родилась эта поговорка. Так, например, как сообщает историк Москвы И. Е. Забелин, 4 февраля 1699 г., во время свирепого розыска после подавления стрелецкого бунта, Преображенские солдаты «кликали клич» на Ивановской площади, «чтоб... всяких чинов люди ехали б в Преображенское, кто хочет смотреть разных казней, как станут казнить стрельцов и казаков яицких, а ехали б без опасения».

   И. Е. Забелин приводит содержание документа еще об одном происшествии на Ивановской площади — трагической судьбе безвестного русского изобретателя, одного из ранних предшественников создателей авиации: «В 1695 году, апреля 30, закричал... мужик караул и сказал за собой государево слово... а в расспросе сказал, что он, сделав крылья, станет летать, как журавль. По царскому указу предложение было принято. Сделал он себе крылья из слюды, истратив на это 18 рублей. Начальник Стрелецкого приказа боярин князь Троекуров с товарищами и с другими любопытными лицами вышел из приказа и стал смотреть, как полетит мужик.

   Устроив крылья, мужик по обычаю перекрестился и стал мехи надувать, хотел лететь, да не поднялся, сказал, что крылья сделал тяжелы. Боярин на него раскручинился. Мужик бил челом, чтоб ему сделать крылья иршеные (род замши), на которые издержано еще 5 рублей. И на тех не подлетел. За это ему было наказанье — бит батогами, сием рубашку,— и деньги велено на нем доправить, продать все его имущество».

  После переноса столицы в Петербург Ивановская площадь затихла, а с 1719 г., когда приказы заменили коллегиями, почти опустела. В 1769 г., когда велась подготовка к строительству нового дворца по проекту В. И. Баженова, все здания коллегий были снесены, а площадь продлена к югу до самого склона к Москве-реке.

   С северо-восточной стороны, между Спасской и Никольской улицами, на Ивановскую площадь выходил своим фасадом Чудов монастырь. Монастырь был основан в 1357 г. воспитателем Дмитрия Донского митрополитом Алексеем на месте Ханского двора. По позднейшим свидетельствам, этот двор подарила митроролиту ханша Тайдула за исцеление им ее глаз. Тогда это исцеление трактовалось, как «чудо», и в память его была построена в монастыре первая церковь в честь «чуда архистратига Михаила в Хонех», известного по церковной истории. В 1365 г. деревянный храм был заменен каменным, который много раз горел, перестраивался и расширялся, в последний раз — в XVI в. Кроме него, в 1485 г. была построена церковь в честь Алексея, в 1448 г. объявленного святым, которая тоже много раз горела и перестраивалась.

  В 1677 г. к Чудову монастырю был присоединен обширный двор боярина Б. И. Морозова, на котором была построена в 1686 г. по чертежу царя Федора Алексеевича новая церковь Алексея, служившая собором монастыря, а при ней палаты, трапезная и пр. Чудов монастырь с самого начала был «учительным» и ученым: его монахами были главным образом ученые старцы.

   Многие из них стали потом епископами и митрополитами. Здесь же имели временное пребывание приезжавшие из Греции и южнославянских земель епископы, например известный ученый Максим Грек. В XVII в. в монастыре была учреждена Греко-латинская школа, позже преобразованная в Славяно-греко-латинскую академию. Учителями этой школы были известные Арсений Грек и зхаменивший его в 1649 году Епифаний Славинецкий.

  Голштинец Кленк писал в 1675 г.: «Чудов монастырь скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырем ». Но его можно назвать также тюрьмой для более или менее известных духовных лиц, не согласных с принятым учением или политикой церкви. 12 декабря 1666 г. в этом монастыре осудили и лишили патриаршества Никона. Здесь же пребывал в 1610 г. постриженный в монахи царь Василий Шуйский. Со времени Ивана Грозного установился обычай крестить в этом монастыре всех царских детей при рождении, а бояре и другие знатные лица избрали монастырское кладбище для своего погребения. В нем похоронены роды бояр Морозовых, Трубецких, Хованских, Оболенских и др.

   Со времени Петра I архимандритами монастыря были только ученые монахи. В 1775—1776 гг. на месте бывшего двора Б. И. Морозова у Чудова монастыря архитектор М. Ф. Казаков построил двухэтажный каменный дом для архиепископа (с 1785 г.— митрополита) Платона. Он же пристроил к фасаду Чудова монастыря парадное крыльцо с колоннами. В 1807—1810 гг. архитектор И. В. Еготов на месте бывшего Царе-Борисовского двора построил стоящее до сих пор здание, первоначально использованное для Оружейной палаты, а с 1851 г. отведенное для казарм. При этом строительстве образовалась площадь за счет части той улицы, которая вела к Троицким воротам.

    Пожар 1812 г. очистил площадь от стоявших на ней мелких старых зданий. В 1816 г. была разобрана и церковь Николы Гостунского. В 1820 г. дом митрополита у Чудова монастыря был превращен в Малый, или Николаевский, дворец, над которым в 1924 году надстроили третий этаж.

   В 20-х же годах XIX столетия площадь замостили булыжником и осветили масляными фонарями. Во второй половине этого же века их заменили сначала керосиновыми, а потом газовыми фонарями. В советское время проведены большие работы по благоустройству Ивановской площади. В 1939 г. ее замостили гранитной брусчаткой, в вечерние часы она залита ярким электрическим светом.

   Последнее расширение площади произошло в 1928—1932 гг., когда инженер И. И. Рерберг на месте, где ранее стояли Чудов и Вознесенский монастыри, построил большое здание с колоннами, в котором теперь работает Президиум Верховного Совета СССР. В эти же годы вдоль кромки горы разбит большой Кремлевский сквер.

   Одной из достопримечательностей Ивановской площади является знаменитый Царь-колокол, стоящий на гранитном пьедестале возле колокольни Ивана Великого. Колокол отлит в 1735 г. мастером И. Ф. Моториным с сыном Михаилом. Вес его — около 200 т, вышина — 6,1 ж, окружность — 18,5 ж. После отливки он лежал в яме, еще не освобожденный от лесов. В пожар 1737 г. огонь настолько раскалил колокол, что, когда на него попала вода, он треснул. В таком виде колокол пролежал в яме 99 лет. В 1836 г. архитектор А. А. Монферан поднял его и поставил на пьедестал.




комментариев нет