Добавить запись

Петр Сытин: «МЕЖДУ САДОВЫМ КОЛЬЦОМ И 3АСТАВАМИ ЗА ЗЕМЛЯНЫМ ГОРОДОМ»

24 июня 2012, 21:37

(Общий очерк)

Еще в XVI в. местность между Садовым кольцам и заставами была покрыта лесами, полями и пашнями. На ней, главным образом по дорогам, ведущим из Москвы в другие города, виднелись кое-где стоящие отдельно села и монастыри. Из этих сел можно отметить: Кудрино, Сущево, Напрудьское, Красное; из монастырей — Данилов, Донской, Новодевичий, Саввинский, Новинский, Андроньев, Новоспасский, Симонов.

Во второй половине XVI в. по главным дорогам из Москвы были поселены Иваном Грозным и Борисом Годуновым ямщики: по Смоленской — ямщики Дорогомиловской слободы, по Тверской — Тверской ямской слободы, по Троицкой — Переяславской, по дороге в торговое село Рогожь (впоследствии г. Богородск, ныне г. Ногинск) — Рогожской и по дороге в Коломну — Коломенской ямской слободы. Ближайшие к этим слободам земли были отданы им под поля и сенокосы. В XVII в. большие участки за земляным валом заняли своими загородными дворами знатные люди: в Хамовниках, против Воробьевых (ныне Ленинских) гор—князья В. В. Голицын, Черкасский и другие, на современной площади Восстания — тот же князь В. В. Голицын и патриарх, за Петровскими воротами—-боярин Стрешнев и т. д. Часть земли была пожалована в XIV—XVI вв. монастырям: Данилову монастырю — от Серпуховской заставы до нынешней Добрынинской улицы, Новинскому монастырю — вся современная Пресня до реки Ходынки, Новодевичьему — дворы на Девичьем поле и на Воробьевых горах.

Ямщики, помимо отведенных им земель, распахали и другие земли и даже дороги, так что горожанам негде было пасти скот и проехать в лес за дровами, о чем они жаловались царю в 1648 г. После народного восстания в Москве, известного под названием «Соляного бунта», Земский собор в 1649 г. объявил всю местность на четыре версты вокруг земляного вала городской выгонной землей, запретив без разрешения царя занимать ее кому бы то ни было. Кроме того, он отнял почти половину земель у монастырей и часть — у бояр и ямщиков. Но это составило всего лишь около одной трети всех выгонных земель. Однако в связи с ростом города правительство вскоре начало отводить на выгонной земле значительные участки под слободы и дворы.

Так, например, в 1652 г. на этой земле была построена для иноземцев, выселенных из центра города, Немецкая слобода на реке Яузе; в 1671 г. за Сретенскими воротами Земляного города была образована обширная Мещанская слобода для переведенных в Москву из белорусских и польских городов «мещан» (горожан)—ремесленников и торговцев. В конце XVII в. много выгонной земли за Яузой отошло под военные слободы Преображенского, Семеновского и Лефортова полков, под полевой артиллерийский двор у Красного пруда и др. В XVIII в. рост Москвы за земляным валом продолжался еще интенсивнее. Следствием его было перенесение в 1722 г. таможенной границы Москвы с земляного вала до бывших застав.

В 1731 г. купцы-компанейщики, взявшие на откуп продажу водки в городе и поднявшие на нее цену, устроили между заставами вокруг всего города деревянную стену, чтобы в Москву вне застав не провозилась дешевая водка.  Но население Москвы значительную часть стены растащило на дрова. В 1742 г. правительство построило вокруг Москвы земляной вал со рвом, вдоль которого постоянно ездила конная стража. Вал был назван Камер-Коллежским по Камер-Коллегий, тогдашнему министерству, ведавшему его сооружением. Но так как вал проходил на расстоянии 37,3 км вокруг Москвы по разным местностям, то к общему названию вала в каждом районе прибавлялось еще и местное: Бутырский Камер-Коллежский вал, Преображенский Камер-Коллежский вал и т. д. Местное название получили и заставы на этом валу — по дорогам, на которых они стояли: Тверская застава, Серпуховская, Калужская и т. д.

Но таможенную функцию вал и заставы выполняли недолго. В 1754 г. внутренние таможни были отменены по всей России, и на московских заставах отставные солдаты проверяли лишь «подорожные» — документы на право следования в тот или иной город или губернию. Впрочем, до середины XIX в. осматривали и крестьян — не везут ли они водку. После проверки солдаты поднимали шлагбаум и пропускали экипаж или подводу.

А. С. Пушкин находил небезопасным проезжать под поднятым шлагбаумом. В «Дорожных жалобах», раздумывая над тем, откуда придет к нему смерть, он шутливо записал:

 

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

 

На заставах солдаты вели также учет проходящих в Москву подвод с различными припасами. Фактически Камер-Коллежский вал уже с середины XVIII в. был границей города Москвы, но только в 1806 г. он был официально признан полицейской границей города, а с 1864 г. — городской чертой, отделявшей его от уезда. Однако в XVIII в. слободы и села, находившиеся в границах Москвы, еще далеко не полностью влились в сеть городских кварталов, а представляли собой отдельные улицы с переулками, окруженные рощами, полями, пашнями и огородами.

Такими поселениями, кроме монастырских слободок, были: Хамовники, Дорогомилово, Пресня, Грузины, Тверские-Ямские улицы, Миусы, Сущево; слободы: Троицкая, Мещанские, Переяславская, Красное село, Покровское, Немецкая слобода, Лефортово, Сыромятники, Рогожская, Семеновская, Воронцовская, Каменщики, Кожевники, Калужская, Лужники. По мере застройки местностей между ними, они превращались постепенно в улицы и переулки города, входя в сомкнутую сеть его кварталов.

Между земляным валом и заставами много больших зданий было построено правительством. В 1746—1748 гг. в северной части города было устроено и первое большое кладбище Лазаревское. В 1775 г. между ним и Мещанской слободой была построена большая Екатерининская больница. В южном конце юрода, у Даниловской заставы, в 11763—1764 гг. заняла большую территорию Павловская больница. На востоке, за Яузой, уже при Петре I началось строительство Головинского дворца и устройство между ним и Яузой большого сада. Полицейской границей называлась граница района вокруг Москвы, на который распространялась власть московской полиции; городской чертой — граница между городом Москвой, которым управляла Московская городская дума, и Московским уездом, которым управляло Московское уездное земство.

Анна Ивановна близ Головинского дворца построила себе в 1731 г. деревянный дворец —летний Анненгоф, а в 11736 г. перенесла сюда из Кремля и зимний Анненгоф. К востоку от этих дворцов был разведен обширный Анненгофский сад (позже роща, в 1904 г. снесенная ураганом). Елизавета Петровна, вместо сгоревшего в 1753 г. Головинского дворца, построила новый деревянный, сгоревший в 1771 г. После этого Екатерина II возвела здесь в 1773—1796 гг. каменный Екатерининский дворец (ныне занимаемый Военной Академией Бронетанковых войск имени И. В. Сталина). В XIX —начале XX в. в нем находились кадетские корпуса. В начале XIX в. в Москве за Садовым кольцом появилось еще несколько больших зданий: Мариинская больница и Александровский институт на Новой Божедомке (ныне улица Достоевского), Екатерининский институт (ныне средняя часть здания Центрального дома Советской Армии имени М. В. Фрунзе на площади Коммуны), Вдовий дом на Кудринской площади (ныне площадь Восстания).

Пожар 1812 г. уничтожил почти 70% всех московских зданий, но за Садовым кольцом они пострадали меньше, чем в центре города. К 1817 г. большая часть зданий была уже заменена новыми, причем за Садовым кольцом, как и раньше, по преимуществу деревянными. Много фабрик и заводов было построено и между Садовым кольцом и заставами: например, Цинделевская мануфактура на Дербеневской улице, фабрика суконных материй Титова на Большой Калужской улице, казенный хирургический инструментальный завод на современной Бакунинской улице, три колокольных завода в Мещанской части, 11 пивоваренных в Новинской части и т. д.

Строительство фабрик и заводов сопровождалось притоком рабочего населения, для которого владельцы этих предприятий строили казармы, содержавшиеся большей частью в антисанитарном состоянии. Большинство же рабочих ютилось в тесных деревянных домишках мелких домовладельцев вблизи фабрик. Особенно усилилось строительство фабрик и заводов после 1861 г. В это время в Москве появился завод Бромлей (ныне «Красный пролетарий»), завод «Динамо» в Симонове, газовый и арматурный заводы в Сыромятниках, шелковая фабрика Жиро (ныне «Красная Роза») в Хамовниках и др.

Между Садовым кольцом и заставами были построены во второй половине XIX — начале XX в. все существующие ныне в Москве железнодорожные вокзалы: Николаевский (ныне Ленинградский), Ярославский и Рязанский (позже Казанский) на современной Комсомольской площади, Курский и Нижегородский на улице Чкалова, Павелецкий в Замоскворечье. Киевский в Дорогомилове, Белорусский у Тверской заставы, Савеловский у Бутырской и Московско-Виндаво-Рыбинский (ныне Рижский) у Крестовской заставы. Вокруг вокзалов развернулось большое жилищное и промышленное строительство. К ним прошли первые линии конки, замененные в начале XX в. трамваями.

Железные дороги способствовали переселению в Москву рабочих с семьями не только из ближайших, но и из отдаленных губерний. Вскоре стал ощущаться острый недостаток в квартирах, цены на них неимоверно повысились, и рабочим с их низким заработком оставалось ютиться в подвалах, сырых и тесных квартирах. В Москве часто вспыхивали эпидемии тифа и холеры. Особенно сильно распространялись эти заболевания в рабочих кварталах. «Отцы города» мало заботились об улучшении быта беднейшею населения. Больницы строились большей частью на благотворительные средства. Так были сооружены: Бахрушинская (ныне Остроумовская) больница и 1-я детская в Сокольниках, Вторая градская и Медведниковская на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект) и клиники на Девичьем поле. На благотворительные средства строились также богадельни и ночлежные дома.

Бюджетные же средства города шли главным образом на содержание полиции и строительство казарм. Школы ютились в плохих, большей частью наемных зданиях, и только в начале XX в. городом было построено несколько больших школьных зданий. Из них между Садовым кольцом и заставой — школьное здание на Девичьем поле, на Средней Пресне (улице Заморенова), на Домниковской улице, в Сокольниках, на Новой Басманной, на площади Коммуны. К вокзалам были проложены хорошо замощенные булыжником улицы.

В советское время на многих улицах были построены новые школы, больницы, амбулатории, большие жилые дома. Последними почти сплошь застроены Большая Калужская улица (Ленинский проспект), улица Горького, 1-я Мещанская (проспект Мира), Краснопрудная и другие улицы. Прежние казенные и частные сады превращены в общедоступные парки культуры и отдыха. Между Садовым кольцом и заставами находятся: Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, парки Центрального дома Советской Армии, Московского военного округа, Бауманский сад, парк культуры и отдыха имени Жданова и множество скверов.

Ко всем заставам подходят ныне из центра трамваи, троллейбусы или автобусы; у Тверской, Сокольнической, Семеновской, Симоновской и Дорогомиловской застав проходит метро, а его четвертая очередь связала все местности между заставами и Садовым кольцом. Строящаяся пятая очередь метро свяжет центр города с Ленинскими горами и Всесоюзными промышленной и сельскохозяйственной выставками.




комментариев нет