Добавить запись

Подходы к преодолению компьютерной зависимости

16 февраля 2010, 0:35

     Сразу оговорюсь, что я не психиатр и пишу эту статью в порядке упорядочивания информации (поскольку значительная часть сетевых публикаций по данной теме носят банально-журналистский характер), а также осознания собственного опыта деятельности, так сказать, по «обе стороны баррикад».

      Прежде всего отмечу, что с методологической точки зрения проблема «компоголизма» гораздо менее разработана, чем проблема алкоголизма или наркомании. В профессиональной среде до сих пор даже не пришли к сколько-нибудь общепринятому критерию отделения «компьютерно зависимых людей» от прочих пользователей компьютеров. Здесь чаще всего упоминается критерий объема времени, который проводится за компьютером «без явной необходимости». Причем у одних авторов этот порог обозначается 3 часами, а у других – может достигать 18 часов в сутки. Как видим, разброс мнений весьма большой.

      Наверное, имеет смысл говорить не о компьютерной зависимости вообще, а о разных стадиях компьютерной зависимости – причем по отношению к разным формам активности. Не стоит все валить в одну кучу, в которой не разобраться.

      С точки зрения степени необходимости внешней помощи, я бы выделил 4 стадии компьютерной зависимости:

      - начальная стадия привыкания (человек осознает, что он много времени проводит за компьютером "не по делу"; при этом он самостоятельно и без эксцессов для окружающих прерывает сеансы работы на компьютере; он использует далеко не все предоставляющиеся ему возможности сесть за компьютер);

      - подкритичная стадия (уже можно говорить о навязчивом желании сесть за компьютер при всех или почти всех предоставляющихся возможностях; но попытки окружающих прервать сеанс работы на компьютере пока не вызывают неадекватной, в т.ч. агрессивной реакции);

      - критичная стадия (в большинстве случаев зависимый уже не способен самостоятельно прервать сеанс работы на компьютере; виртуальный мир в значительной степени вытесняет из его сознания реальность);

      - фатальная стадия (явное разрушение физического и психического здоровья; возникает опасность для жизни самого зависимого или для его окружающих).

     Критичная и фатальная стадии однозначно требуют вмешательства т.н. "специалиста по выводу из зависимости". При подкритичной стадии желательно показать зависимого такому специалисту, чтобы не запускать начавшийся процесс слишком далеко. На подкритичной стадии при наличии силы воли у зависимого не исключено его самостоятельное возвращение в начальную стадию привыкания. Однако без внешней помощи "отработать назад" критичную стадию зависимый не может.

      Хотя случаи летального исхода при фатальной стадии зависимости весьма немногочисленны, тем не менее они есть и не стоит игнорировать вероятность укорачивания жизни зависимого от истощения или спровоцированного многочасовой работой за компютером обострения хронических болезней. Тем более, что известны случаи убийства зависимым кого-то из своего окружения за сознательное или непреднамеренное прерывание его планов самореализации в виртуальном мире. Остались в историческом прошлом те времена, когда вред от компьютера сводили в основном к испорченному зрению.

     Каждое направление активности в компьютеризированном мире имеет свои особенности с точки зрения возникновения зависимостей. Таких направлений в современных реалиях следует сейчас выделять, по крайней мере, шесть:

     - программирование;

     - компьютерные игры;

     - сетевое общение;

     - киберсексуальная активность;

    - азартные покупки/продажи через интернет;

   - поиск и размещение информации в сети ради удовлетворения своего сенсорного голода.

    В данной статье мы рассмотрим лишь два первых направления компоголизма из указаных выше.

     Из всех компоголиков внешнему наблюдателю своей массовостью более всего бросаются в глаза, конечно же, геймеры. И чаще всего, под компьютерной зависимостью подразумевают именно зависимость от компьютерных игр. Но психологически экстремальными (в том числе, с последствиями для здоровья и даже риском для жизни) могут быть и остальные направления. Исторически эксцессы компоголизма возникли как раз не на почве компьютерной игромании, а в среде программистов.

      Сам я с этим новым тогда социально-психологическим явлением среди школьников столкнулся аж в середине 80-х годов, когда в Зеленограде стали выпускаться и появляться в личном обиходе первые советские персональные компьютеры ДВК. Мне коллеги рассказали о нешуточных страданиях некоторых зеленоградских семей, в которых одаренные дети «подсели на программирование» с частичным, а то и полным разрушением социальных контактов. Таких «хакеров-старшеклассников», более продвинутых в информатике, чем их школьные учителя, по городу тогда было 30-40. На 5-6 ребят мне удалось конструктивно повлиять (правда, эти были не самые запущенные случаи). 

     Мои методы коррекции были абсолютно не связаны с психиатрией – я выступил для них в своей обычной роли «постановщика задач» (именно в этом качестве я тогда работал по тематике АСУП). Задачки были не только творчески интересные для программиста с точки зрения реализации, но и имели прикладное значение (в т.ч. числе и на производстве). То есть, я разомкнул на внешнего потребителя самодостаточный дотоле мир их амбициозного выпендривания друг перед другом в бесцельном и бессмысленном программировании. Их активность стала более адекватной реалиям, они стали интересоваться вопросами внедрения, оценки их работы из взрослого мира. В общем, начали сами выходить их своего хакерского сумрака на свет. И все понемногу стало становиться на свои места (кстати, некоторые из моих тогдашних подшефных хакеров сделали весьма успешную карьеру в IT-бизнесе).

     Я и сейчас считаю, что проблему зависимости некоторых подростков от программистской самореализации невозможно решить без привлечения грамотных постановщиков задач. Для чрезмерно увлеченных программистов основным "специалистом по выводу" должен выступать не психиатр, а постановщик задач.

   Упомянем также, что часть врачей и психологов материально заинтересованы в том, чтобы в общественном сознании была зафиксирована только "клиническая" интерпретация компьютерной зависимости. Счет компьтерозависимых людей в мире идет уже на десятки миллионов, и услуги по медицинскому выводу становятся весьма перспективным бизнесом, требующим своего PR-обеспечения.

  Небезынтересно, кстати, отметить, что среди профессионально работающих сотрудников IT-бизнеса доля компьютерно зависимых меньше, чем среди тех, кто пользуется компьютером для любительского саморазвлечения. Отчасти это можно объяснить тем, что владельцы фирмы не заинтересованы держать компьютерозависимых сотрудников из-за их низкой управляемости (талантливый, но "дикий" программист является "бомбой замедленного действия" для своих работодателей). Но безусловно, работа программиста по задаваемым извне техническому заданию, постановкам задач и графику предоставления результатов профилактирует развитие компьютерной зависимости программиста до критической стадии.

      Есть английская поговорка: «Человеку, знакомому только с молотком, весь мир кажется шляпкой гвоздя». Наши школьные программы по информатике концептуально ориентированны скорее на размножение «диких» хакеров, чем на формирование культурных программистов. В школьной программе до сих пор отсутствует понятия культуры программирования, культуры постановки задач и объяснение феномена компьютерной зависимости. Не удивительно, что «диких» программистов, которые вовремя не были остановлены и перевоспитаны грамотными постановщиками задач, – большинство среди одаренной молодежи.    

     Поговорим об компьютерной игромании, несомненно, являющейся самым массовым из всех видов компьютерной зависимости. Родители по наивности считают увлечение детей компьютерными играми относительно позитивной альтернативой «негативному влиянию улицы». Ребенок, конечно же, внешне «пристроен». Но вот только момент потери контроля над потенциальным игроманом, зачастую проходит не замеченным. Какие советы тут можно дать?

     Главный методологический совет: нужно не избавлять от зависимости вообще, а замещать деструктивное направление зависимости на более конструктивное (или, по крайней мере, менее вредное).Если человек подвержен зависимости, то это его фундаментальная психологическая характеристика личности. Ему не прикажешь, не убедишь и не заставишь быть «не зависимым». Следовательно, для корректировки ситуации нужно грамотно выбрать, предложить и актуализировать альтернативно-конструктивную зависимость (АКЗ).

     Второй совет: разберитесь в тех факторах реального мира, которые стали причинами бегства зависимого в мир компьютерных игр. Если вы не повлияете как-то на эти причины, ситуация с большой вероятностью будет усугубляться. Среди таких причин наверняка будет присутствовать относительное однообразие и низкий уровень позитивной событийности реального мира, окружающего зависимого.

  Третий совет: вытесняйте время, проводимое в играх на компьютере, временем на другие дела и обязанности, имеющие смысл в мире реальном. В компьютерную зависимость имеют возможность впасть только те, у кого слишком много свободного времени и слишком мало забот.

   Четвертый совет: найдите человека во внешней среде (поскольку «нет авторитетов в своем отечестве»), который подсказал бы зависимому его личную миссию, смысл доступного для него в перспективе самовыражения в реальном мире. А ее лучше – вывел бы его на замещающую альтернативно-конструктивную зависимость (АКЗ) от этого нового самовыражения. АКЗ – это якорь, за который зависимый может вытащить себя в реальную жизнь на начальном и подкритичной стадии. АКЗ – это то, на чем можно строить корректировку негативных изменений личности зависимого на критичной и фатальной стадии.

     Пятый совет: ни в коем случае не смиряйтесь с ленью и расслабленностью зависимого в реальном мире, с его привычкой уходить в виртуальность от ответственности и трудов праведных

       Почти наверняка, часть читаетелей останется неудовлетворенной "неконкретностью" рекомендаций. Дело в том, что у каждого зависимого своя специфичная ситуация. И конкретная схема вывода, в общем-то должна разрабатываться индивидуально для каждого композависимого (но в рамках обозначенных выше общих подходов).




1 комментарий

Иванова Наталья 25 ноября 2011, 9:20

Спасибо за очень интересную статью! Проблема данного вида зависимости очень интересует белорусских педагогов: педагогов социальных, педагогов-психологов. Почерпнула для себя несколько очень полезных идей, постараюсь их развить в своей профессиональной: научно-методической и практической деятельности, да и в личной тоже:). Еще раз спасибо большое за столь полезный материал!!!