Добавить запись

Юрий Лужков как "князь Курбский с ресурсами"

9 октября 2010, 1:46

   Заявление экс-мэра Москвы о намерении организовать собственное общественно-политическое движение вызвало ироническую реакцию в политизированной среде. Скептицизм в отношении обозначенного формата проекта вполне обоснован. Поскольку общественные движения не имеют права напрямую участвовать в выборах, их эффективность крайне ограничена.

    Лужков как опытный политик, безусловно, понимает неадекватность этого формата. Следовательно, он озвучил не совсем то, что планирует реализовать. Скорее всего, своим публичным заявлением Лужков предварительно обозначал целевым аудиториям возможность перехода к другому формату – формату партии или коалиции партий, участвующих в парламентских выборах.

    При этом пока не вполне ясно, собирается ли он обороняться по принципу: «Лучшая защита - это переход в нападение» или собирается перейти к максимально возможной для него как политического игрока экспансии по принципу: «Уж лучше ярко отомстить, коли терять нечего». Другими словами, ограничится ли Лужков созданием локальной торговой позиции для политических торгов, чтобы защитить свои бизнес-активы в обмен на несоздание на выборах серьезных проблем своим «питерским» обидчикам или бросит свои ресурсы на создание таковых проблем, на политический беспредел, потому что «в случае бездействия все равно все отнимут».

    Так или иначе, но любые сценарии должны исходить из того, что просто сидеть и ждать, когда «питерские» оппоненты отберут его бизнес-активы, – это совсем не в характере энергичного Юрия Михайловича.

    Что может потерять Лужков? «Питерские» не могут быстро добраться абсолютно до всех его активов, раздев до нитки за несколько дней, недель  или даже месяцев. Даже если на решение этой задачи будут брошены все силы Следственного комитета. Так что на ближайший год Юрий Михайлович будет оставаться достаточно богатым человеком, чтобы прикупить себе и профинансировать уже зарегистрированную Минюстом политическую партию из числа непарламентских (таких вроде бы еще три осталось). Да тот же Жириновский с удовольствием продаст сейчас свою ЛДПР с потрохами – это только вопрос цены. Создавать партию с нуля слишком рискованно с учетом управляемости Минюста, не зарегистрировавшего за последние 10 лет ни одной оппозиционной «питерцам» партии. Так что надежнее партию для основы предвыборной коалиции прикупить и союзнические общественные организации профинансировать.

    Посадить Лужкова вслед за Ходорковским «питерские» не могут, сколько бы  убедительных доказательств коррумпированности экс-мэра не было собрано следствием. Потому что власть крайне не заинтересована в публичном суде над Юрием Михайловичем. Тем более что приговорить суперорденоносного и 74-летнего Лужкова к тюремному заключению через суд к тюремному заключению вообще нереально. Так что нарами экс-мэра точно не напугаешь и молчать в тряпочку на скамье подсудимых ради снисхождения судебного приговора он не будет (а человек он, безусловно, очень информированный и ему есть что в случае чего прокомментировать по уязвимым местам своих «питерских» обидчиков).

     На публичный процесс «питерские» не решатся, а непубличным сделать его не могут. Арестовывать Лужкова для «питерских» – это все равно, что «открывать ящик Пандоры». При любых сценариях Юрий Михайлович останется на свободе, и вряд ли природный темперамент позволит ему смириться с участью далекого от политики пчеловода. Скорее всего, Лужков как раз те семейные активы, которые у него могут быстро отнять «питерские», опережающими темпами инвестирует в развитие защищающей его интересы политической партии.  

   В чем-то схожая технологически ситуация уже была в российской истории в самом начале XX века. Вот как писал о ней в своем дневнике либеральный журналист Алексей Суворин:  «Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой несомненно колеблет трон Николая и его династии. Его проклинают, Синод имеет против него свое определение. Толстой отвечает, ответ расходится в рукописях и в заграничных газетах. Попробуй кто тронуть Толстого. Весь мир закричит, и наша администрация поджимает хвост… Новое время настает, и оно себя покажет. Оно уже себя показывает тем, что правительство совершенно спуталось и не знает, что начать: «Не то ложиться, не то вставать». Но долго ли протянется эта безурядица? Хоть умереть с этим убеждением, что произвол подточен»

    Может ли патронируемая Лужковым партия пройти в Государственную думу и образовать там свою фракцию во главе с экс-мэром? Те, кто декларирует, что это невозможно хотя бы потому что, что у Юрия Михайловича репутация коррупционера, явно лукавят. Навряд ли по всей России найдется хотя бы один мэр, не встроенный в коррупционную вертикаль – и, тем не менее,  все мэры являются победителями выборов (причем, иногда даже и не слишком подтасованных). Бытовое отношение немосковских избирателей к коррупционной репутации Лужкова во многом сводится к формуле: «Нам бы такого толкового мэра. Пусть ворует, но хоть дело делает. А наши-то воруют, а дела не делают».

   В сегодняшней России однозначно негативно относятся на выборах лишь к «бестолковым» коррупционерам, от которых простому народу никакой пользы не видно. К «толковым» же коррупционерам отношение избирателей более-менее снисходительное. Реальная Россия же не по писанным законам живет, а по обычаям. Обычай же наш постсоветский гласит: каждому значимому чиновнику в дополнение к должности положено иметь свой семейный  бизнес по освоению госбюджетных потоков. А правоохранительная система постсоветская что дышло: если кого-из чиновников под суд за коррупцию отдали – значит, на него просто другой коррупционер наехал за то, что не поделился. В общем, тема коррупционного компромата на Лужкова вполне нейтрализуема в политтехнологическом плане – такая уж у нас толерантная к вороватым чиновникам страна.

    Второй расхожий аргумент, вроде бы напрочь закрывающий госдумовские перспективы Юрия Михайловича – то, что в провинции он не популярен. Действительно в качестве  столичного мэра Лужкова в регионах, за счет которых жировала и жирует Москва, гораздо больше не любили, чем любили. Но, как это ни покажется многим парадоксальным, ситуация с симпатиями провинциальных избирателей к «выкинутому пинком» из мэрии Юрию Михайловичу вполне может быть политтехнологически отыграна всего за несколько месяцев. Потому что все же оценивается в сравнении. Если сравнивать нынешнюю нелюбовь провинциальных избирателей к Лужкову с их же нелюбовью к правящей «питерской» группировке (разумеется, за исключением фигуры Путина с особым репутационным статусом), то на фоне «бестолковости» подавляющего большинства «питерских» Лужков выигрывает с большим отрывом.

    В общем, на каждый аргумент в пользу отсутствия у Юрия Михайловича политических перспектив  можно найти вполне обоснованный контраргумент. Если Лужков технологически грамотно себя позиционирует за кулисами госдумовской кампании, то он еще вполне может простудиться на политических похоронах обидевших его супругов Медведевых и Чубайса (не исключено, что  даже в должности председателя Государственной думы Российской Федерации).




комментариев нет