Добавить запись
Петр Сытин : "КАК ОБРАЗОВАЛИСЬ УЛИЦЫ В МОСКВЕ"
11 мая 2012, 12:18
(Краткий исторический очерк)
Москва первых веков своего исторического существования не имела улиц в современном смысле слова. Населенными местами на территории теперешней Москвы были высокие берега реки Москвы и некоторых впадавших в нее речек и ручьев. Как показали археологические раскопки, на этих местах находились «городища» — окруженные земляным валом поселения в один или несколько дворов с землянками.
На правом берегу реки Москвы, вблизи бывшего Андреевского монастыря, найдено Андреевское городище; на левом, на площадке у Кропоткинских ворот, — Чертольское; на месте Оружейной палаты в Кремле — Кремлевское; на Гостиной горе, близ устья реки Яузы, — Яузское; близ Дворца культуры Московского автомобильного завода имени И. А. Лихачева — Симоновское; на углу Трубной и Садовой-Сухаревской улиц — Драчевское и др.
Жившие в городищах славяне вятичи занимались земледелием, скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Связь между городищами поддерживалась по рекам и ручьям и отчасти, вероятно, по тропинкам, пролегавшим в вековом лесу. По реке Москве, пробираясь из Каспийского в Балтийское море, проезжали купцы, которые по пути вели торговлю с жителями городищ. Об этом свидетельствуют найденные в Чертольском городище в 1838 г. арабские монеты IX в.
Но в середине XII в., к которому относится начало истории Москвы, ее связывали с окружавшими городами, кроме речных путей, несомненно, и сухопутные дороги. По многим данным можно предполагать, что у нынешнего Большого Каменного моста, на месте которого в древности был брод, пересекались две дороги — Новгородско-Рязанская и См'оленско-Владимирская. Первая шла через Волоколамск и потому называлась в древности «Волоцкой» дорогой; она проходила по современным улицам: Красной Пресне, Баррикадной, улице Воровского, Фрунзе, Серафимовича, Большой Полянке, Большой Серпуховке и Большой Тульской. Вторая дорога шла из Киева и Смоленска в Ростов Великий, Суздаль и Владимир и проходила в Москве мимо Новодевичьего монастыря, по Кропоткинской набережной, затем набережной Кремля и Китай-города (но дальше от реки, за современными их стенами), по Китайскому проезду, улице Дзержинского, Сретенке, по бывшим 1-й Мещанской и Ярославскому шоссе (ныне проспект Мира).
Конечно, всех названных улиц тогда не было, шли только пробитые в лесах просеки, а на лугах — проселочные дороги. Приводя здесь и дальше названия современных улиц, мы под ними разумеем только их примерную трассу.
Московская земля в то время принадлежала Суздальскому княжеству, была его юго-западной окраиной, близ границ с Рязанским, Черниговско-Северским, Смоленским княжествами и владений Великого Новгорода. С ними часто велись войны, и потому в 1156—1158 гг., по указанию великого князя суздальского Юрия Владимировича, близ узла дорог, на высоком тогда холме у впадения в реку Москву реки Неглинной, построили маленькую деревянную крепость, которую назвали «Москва-град». Возле крепости в XII—XIII вв существовал уже «посад» — поселок, в котором постоянно проживали купцы и ремесленники и существовал рынок.
Первоначально посад располагался у самого брода, на месте Большого Каменного моста, на «подоле» (нижней, южной части) Кремля, но по мере своего роста занял местность и между рекой Москвой и рекой Неглинной. Уже в XIII в.. как предполагает И. Е. Забелин, к нему подходила дорога по улице Калинина от Волоцкой, шедшей по Арбатской площади.
Тогда же повернула к посаду и дорога из Владимира — от площади Дзержинского по улице 25 Октября и внутри Кремля — от Никольских ворот к его центру. С древнего «пристанища» (пристани) близ устья Яузы прошла на посад в XIII в. и современная улипа Разина.
За полтораста с небольшим лет (1156—1328) Москва из маленького пограничного городка Суздальского княжества превратилась в его столицу, один из самых больших городов северной Руси. Что способствовало этому? Во-первых, Москва находилась в центре области, в которой формировалась русская народность; во-вторых, через нее шли главные военные и торговые дороги; в-третьих, Москва была сравнительно отдалена от Золотой орды, что избавляло ее от частых татарских набегов и способствовало развитию здесь мирного труда, ремесел и искусств.
В 1339—1340 гг. при Иване Калите были построены дубовые стены Кремля. Территория его расширилась до линии, которую можно мысленно провести между современными башнями Средней Арсенальной и 2-й Безымянной — Петровской. Кремль захватил и часть торгового «подола». Таким образом, посад был отодвинут к востоку. Дорога по улице Калинина вела уже в Кремль, и потому Волоцкая дорога на посад прошла по улице Герцена, от современной площади Восстания до Средней Арсенальной башни. Дорога на посад с юга, шедшая в этом веке не столько из Рязани, сколько из Золотой орды, перешла с Большой Полянки на Ордынку, и здесь был переброшен через реку Москву деревянный мост.
Дубовая стена Кремля сгорела во время пожара 1365 г. При постройке в княжение Дмитрия Донского каменной стены в 1367—1368 гг. Кремль был снова расширен и оттеснил посад на современную Красную площадь, и стена проходила между Спасскими воротами и набережной реки Москвы. Но треугольник между Спасскими воротами, Средней Арсенальной и Большой Арсенальной башнями еще не входил в состав Кремля, и Новгородская дорога на посад шла по-прежнему по улице Герцена, через деревянный мост на реке Неглинной.
К этому мосту в XIV в. подходила и Смоленская дорога, изменившая свое старое направление. Именно с середины XIV в. она от брода через реку Москву у нынешнего Новодевичьего монастыря пошла по современным Большому Саввинскому переулку, Плющихе (еще в XVIII в. называвшейся Смоленской улицей), Арбату и по улице Калинина. Тверская дорога прошла по улице Горького, а Дмитровская дорога — по Пушкинской улице и площади Революции. Москва в это время вела уже обширную торговлю с окружавшими ее городами, была центром ремесла и искусства и оживленно торговала с Золотой ордой и другими восточными странами.
«Сурожские гости» — купцы из крымского города Судака — были в Москве уже в 1356 г. В конце XIV в. по дорогам, идущим в Москву, возникли целые поселения выходцев из соседних городов. Вблизи Кремля и посада образовались улицы: Смоленская (улица Калинина), Новгородская (улица Герцена), Тверская (улица Горького), Дмитровская (Пушкинская), Татарская (улица Землячки), Ордынская (Большая Ордынка), Серпуховская (Большая Полянка), Калужская (Большая Якиманка, ныне улица Димитрова). На левом берегу реки Москвы, за Кремлем и посадом, слободы были настолько заселены, что Василий I счел нужным оградить их от набегов литовцев земляным валом со рвом, который протянулся по линии современного Бульварного кольца от реки Москвы и Кропоткинских ворот до Сретенских и создал впервые это полукольцо. Ров здесь впервые указан в летописи под 1389 г. Именно Рождественский монастырь обозначен как «Рождество на рве». На валу, несомненно, уже в это время были ворота: Чертольские (Пречистенские, Кропоткинские), Арбатские, Никитские, Тверские, Дмитровские, Петровские и Сретенские, тогда еще не имевшие этих названий. К воротам подходили извне дороги, позже превратившиеся в современные улицы: Метростроевскую и Кропоткинскую, Арбат и Воровского, Герцена и Качалова, Горького.
Летопись отмечает, что в 1394 г. Василий I копал ров и от Кучкова поля (у Сретенских ворот) до Москвы- реки, но неудачно. Можно думать, что только в XVI в. ров и вал были сооружены на месте восточной части современного Бульварного кольца. Но в XIV и XV вв. между улицей Дзержинского и рекой Яузой в нижнем ее течении были еще не заселенные пространства, покрытые лесом, ограждавшим Кремль и посад от нападения врагов с восточной стороны. В других местах за Бульварным кольцом находились села, возможно, существовавшие даже в XII в., но впервые упомянутые в документах лишь в XIV—XV вв.
По мере роста Москвы росли и эти села и упорядочивалась их застройка. Потом и дороги из этих сел, проходившие в Москву вначале по полям, лугам и лесам, были застроены и превратились в улицы. Большую роль в образовании города сыграли построенные вокруг Москвы в XIII—XVI вв. монастыри. Как правило, они скоро обросли слободками, в которых жили их «работные люди»; от монастырей и этих слободок прошли к центру города улицы: от построенных в XIV в. Петровского и Рождественского— Петровка и улица Жданова; от Андроньева на Яузе — Тулинская, Ульяновская и Яузская; от Симонова монастыря на Москве-реке — Воронцовская, Радищевская и Интернациональная. Даниловский, Сретенский и Новинский монастыри были построены в XIII—XV вв. на дорогах в Москву из других городов.
В конце XV в., когда Кремль достиг своих современных границ, а посад —границ Китай-города, между ними образовалась Красная площадь, и к ней, как к торговому центру, потянулись отовсюду дороги. Новгородская дорога прошла по Тверской, деревянный мост через реку Неглинную был перенесен против современного Исторического проезда. К нему направились и Смоленская дорога — по современной Манежной площади, и Дмитровская дорога, и Петровская улица — по современной площади Охотного ряда. Мост через Москву- реку, стоявший против Большой Ордынки, был передвинут ниже, против Пятницкой улицы.
В начале XVI в. был построен Новодевичий монастырь, а в конце века — Донской монастырь, дороги от которых к центру положили начало улицам: Большой Пироговской и Кропоткинской от первого и Донской — от второго. В том же веке Смоленская дорога, которая шла по Саввинскому переулку, Плющихе и Арбату, прошла по улицам Большой Дорогомиловской, Смоленской и Арбату.
В конце XVI в. Иван Грозный и Борис Годунов поселили в Москве ямщиков, организовав слободы: Дорогомиловскую, Тверскую, Переяславскую, на Ульяновской улице — Рогожскую, на Дубининской — Коломенскую. Части дорог в слободах тем самым превратились в улицы, а между улицами постепенно образовались переулки. В конце XVI в. Москва была окружена по Бульварному кольцу кирпичной крепостной стеной с десятью воротами, а по Садовому кольцу — земляным валом со рвом и деревянной стеной.
Вокруг посада еще раньше, в 1536—1538 гг. была сооружена кирпичная крепостная стена, которая называлась Китай- городом. Вскоре это название было распространено на весь посад.
В 1603 г. Борис Годунов заменил деревянный мост через реку Неглинную на Красную площадь каменным, просуществовавшим до 1819 г., когда река Неглинная была заключена в трубу. За стенами Кремля, Китай-города и Белого города (как в XVII в. называли местность между центром и Бульварным кольцом) находились обширные площади.
В XVII в. площади были уже значительно застроены. Кроме того, в этом веке была застроена территория за воротами Земляного города (Садового кольца), причем ворота дали направление улицам, возникшим в XVII—XVIII вв. Особенно ярко это видно у Таганских и Калужских ворот. От первых отходят улицы Большая Коммунистическая, Таганская, Воронцовская и, отчасти, Большие Каменщики;, от вторых— улицы Мытная, Шаболовка, Донская и Большая Калужская (Ленинский проспект).
За Садовым кольцом в XVII в. возникли слободы: Хамовная, Ружейная, Конюшковская, Оружейная, Троицкая, Мещанская, Немецкая и др., положившие начало многим улицам и переулкам. Иностранцы, посещавшие Москву в XVI—XVII вв., оставили много записей о московских улицах.
Матвей Меховский (1521 г.) писал: «Москва — деревянная, а не каменная, имеет много улиц, и где одна улица кончается, там не тотчас же начинается другая, а лежит промежутком поле. И между домами тоже тянутся огороды, так что они идут не непрерывным рядом один за другим. У знати дома побольше, а у простых людей — низкие».
Николай Варкоч (1593 г.) указывал*. «Много рогаток на улицах, которые в ночное время запираются, но ворота в городской стене остаются незапертыми... Дома в городе все деревянные. У бояр очень большие дворы, на которых они имеют свои жилища».
Петр Петрей (1608 г.) писал: «Везде большие и широкие улицы, так что могут ехать четыре телеги рядом (!). В дождик всюду бывает такая слякоть и грязь, что никому нельзя выйти без сапог, оттого-то большая часть их главных улиц имеет деревянную мостовую».
Рейтенфельс (1671—1673 гг.) отмечал: «Улицы мощены не камнем, а деревянными бревнами, которые постоянно плавают в грязи, либо покрыты слоем пыли; гладкая дорога бывает только зимою, когда все покрывается снегом и льдом. Дома горожан по большей части деревянные, с редкими окнами; впрочем, меж ними виднеются кое-где и каменные — бояр и иноземцев».
Эрколе Зани (1672 г.) находил, что в Москве «...улицы широки и прямы; много обширных площадей; вымощены они толстыми круглыми сплошными бревнами и укатываются санями, кои ездят по ним во множестве».
Изучив отзывы иностранцев о московских домах и улицах и сведения из русских летописей, царских указов, древних чертежей и пр., можно сделать общие выводы. В пределах современного Бульварного кольца, где жила знать, улицы были шириной 8,5—12,5 м, суживаясь у ворот Белого города до 5,3 м; в иных местах они расширялись в площади, а кое-где и прерывались последними. На улицы выходили, большей частью, деревянные заборы с воротами, конюшни, амбары и другие службы, перемежаясь с огородами и пустырями; за заборами находились обширные дворы, посреди которых стояли деревянные хоромы или каменные палаты, а по сторонам — поварни, кладовые, избы дворовых слуг и др.; за хоромами или палатами обычно был плодовый сад и огород. Такая планировка диктовалась главным образом предосторожностью против пожаров.
Между Бульварным и Садовым кольцом стояли слободы стрельцов, ремесленников и торговцев и кое-где между слободами— дворы знати и богатых купцов. Дворы в слободах были небольшие, узкие по улице и несколько длиннее вглубь, почему кварталы были изрезаны множеством переулков. Избы деревянные, большей частью курные; стояли они по улице рядами и занимали по ней небольшой участок. За избой — сарай или амбар, а за ним обязательно огород.
Слободы отделялись одна от другой рощами, полями. Посреди слободы обычно стояла церковь, рядом с нею — «братский двор», на котором сосредоточивалось самоуправление слободы. В стрелецких слободах вместо «братского двора» была «приказная изба», возле которой располагались дворы полковников или стрелецких голов. Дворы стрельцов были меньше, чем дворы ремесленников.
За Садовым кольцом находился выгон — пастбище (в XVII в. уже значительно застроенный) и пахотные поля. У самого Земляного вала стояли слободы ямщиков. Таков был вид московских улиц в конце XVII в. В 1700 и 1705 гг. Петром I были изданы указы о замощении булыжником улиц Москвы в пределах Бульварного кольца; в 1701—1704 гг. — о застройке Кремля и Китай-города, а в 1712 г. и Белого города каменными зданиями.
При этом каменные здания должны были ставиться вдоль улицы, примыкая одно к другому по прямым параллельным линиям. С тех пор улицы Москвы стали постепенно приобретать современный вид, и к концу XVIII в. почти все они в пределах Бульварного кольца были замощены булыжником и застроены каменными домами.
В 1731 г. вокруг Москвы была проведена новая таможенная граница — Кампанейский вал, замененный в 1742 г. Камер-Коллежским валом с 16 заставами по главным дорогам. На первом геодезическом плане Москвы 1739 г. видны не только почти все существующие сейчас главные улицы и переулки в пределах застав, но и множество старых переулков, исчезнувших в связи с укрупнением кварталов при каменном строительстве. В районе Садового кольца только Сретенка с ее переулками, благодаря особым условиям, сохранила до настоящего времени дробность кварталов.
В 1754 г. • были отменены внутренние таможенные пошлины, и Камер-Коллежский вал стал неофициальной границей города, а с 1806 г. — его полицейской границей. При въезде в Москву на заставах осматривали путевые документы проезжавших. Заставы и шлагбаумы были сняты лишь в 1852 г., после проведения первой в России Петербургско-Московской (ныне Октябрьской) железной дороги.
В 1864 г. Камер-Коллежский вал стал официальной чертой, отделявшей город от уезда. Но город, особенно в XIX в., рос, несмотря на эти границы. Благодаря дешевизне земли за Садовым кольцом, в Замоскворечье и Хамовниках, а также за Камер-Коллежским валом строились фабрики, заводы, склады, товарные станции железных дорог, городские бойни и пр. Вокруг них возникали рабочие поселки со своими улицами и переулками, постепенно сливавшиеся с древними селами и слободами.
В 1905 г., во время первой революции, царское правительство, в целях борьбы с революционными рабочими, учредило в Москве градоначальство, включив в полицейскую черту города уездные земли. А 23 мая 1917 г. городская черта была проведена по линии отчуждения Окружной железной дороги.
После Великой Октябрьской социалистической революции эта окраина была застроена жилыми и промышленными зданиями, возникли новые улицы, площади и переулки. Рост территории города в течение 800 лет его исторического существования характеризуется следующими цифрами:
1156—1158 гг. Постройка деревянной крепости — площадь около 1 га.
1485—1495 гг. Постройка кирпичных стен Кремля — 28 га.
1534—1538 гг. Постройка стен Китай-города, окружавших площадь вместе с Кремлем, — 91 га.
1586—1593 гг. Постройка стен Белого города, который вместе с Кремлем и Китай-городом занимал 542 га.
1592—1593 гг. Постройка земляного вала, охватившего площадь в 1 887 га.
1731—1742 гг. Постройка Камер-Коллежского вала, охватившего 7 089 га.
1878—1917 гг. Площадь Москвы в муниципальной черте— 9149 га.
1905—1917 гг. Площадь Москвы в полицейской черте — 17 685 га.
1917 г. Площадь Москвы в черте Окружной железной дороги — 24 200 га.
1935 г. Площадь Москвы в городской черте — 28 500 га,
1939 г. Площадь Москвы с включением пригородов в городскую черту — 32 500 га.
1955 г.— то же — 35 тыс. га.
По генеральному плану реконструкции Москвы площадь ее в 1960 г.' составит 60 тыс. 16га .
Численность населения Москвы (в тысячах человек):
В конце XVII в. . . около 200
1738 г. . " . 140
1785 г. - 190
1812 г. - 300
1862 г. - 360
1912 г. - 1600
1939 г. - 4100
1955 г. - 4839
В 1785 г. в пределах Камер-Коллежского вала насчитывалось 5 площадей, 86 улиц и 672 переулка. В 1915 г. в муниципальной черте, охватившей площадь на 2 060 га превосходившую территорию, заключавшуюся внутри Камер-Коллежского вала, было 347 улиц, 794 переулка, 144 проезда, 79 тупиков, 88 площадей и 32 набережных. Всего проездов в 1785 г. было 763, а в 1915 г.— 1 484, почти вдвое больше.
Появились эти улицы, площади и переулки на месте бывших пустырей, полей и пр. В настоящее время всех улиц, переулков и проездов в Москве насчитывается более трех тысяч. Число дворов в Москве, с одной стороны, увеличивалось с ростом населения и территории города, с другой стороны, уменьшалось вследствие укрупнения в XVIII в. дворянских дворов за счет десятков маленьких слободских и стрелецких, а в XIX в. — в связи со строительством каменных домов.
Дворов в Москве в 1701 г. насчитывалось более 16 тыс., в 1785 г.— 8 500, в 1812 г. —9 200, в 1867 г. —13 150, в 1912 г. — 24 630, в 1939 г. — около 30 тыс. Иностранцы, приезжавшие в Москву в XVI—XVII вв., обращали внимание на большое количество церквей в городе. Сложилась даже поговорка, что в Москве их — «сорок сороков». На основании этого многие считали, что церквей 1 600. Но это неверно: «сорок» в Москве XVII—XVIII вв. — это одна из шести частей, на которые был разделен город в церковно-административном отношении. В 1785 г. во всех шести «сороках» насчитывалось 262 приходские церкви, т. е. в среднем 45 церквей на «сорок». Такое же число приходских церквей, не считая домовых, было и в XV—XVII вв., и в начале XX в. По данным.исследователя московских церквей М. И. Александровского, число их никогда не превышало 500 единиц вместе с домовыми и монастырскими церквами.
По генеральному плану реконструкции Москвы намечено вместо нынешних московских мелких кварталов в 1,5—2 га спланировать крупные кварталы с жилыми домами в четыре — шесть этажей, и площадью каждого квартала в 9—15 га, что превратит многие переулки во внутриквартальные проезды. Уже сейчас на реконструированной улице Горького от площади Революции до площади Пушкина мы видим в новых домах ворота, ведущие в Георгиевский переулок, на улицу Станиславского и в Большой Гнездниковский переулок, которые превращаются во внутриквартальные проезды.
Хотя иностранцы в XVII в. и называли московские улицы прямыми и широкими, на самом деле они были кривые и узкие и казались им широкими и прямыми только в сравнении со средневековыми уличками западноевропейских городов. Москва росла от центра к окраинам, и ее улицы росли и ширились вместе с нею. Например, Тверская улица (современная улица Горького) в 1915 г. имела ширину у современной площади Революции 16,6 м, дальше, до площади Маяковского, около 20 м, а между площадью Маяковского и площадью Белорусского вокзала — 34,8 ж. Последняя цифра показывает, что за пределами Садового кольца ширина улицы значительно больше ее средней ширины в кольце Садовых улиц.
По плану реконструкции Москвы радиальные улицы на всем своем протяжении расширяются до 40 м. В первую очередь намечено превратить в широкие магистрали улицы от Измайловского парка до Ленинских гор, от села Всехсвятского по Ленинградскому проспекту, улице Горького к Московскому автомобильному заводу имени И. А. Лихачева и от Останкинского парка через Марьину рощу, Цветной бульвар и другие улицы на Серпуховское шоссе к Котлам. Для всех магистралей особенно узким местом был центр, и потому он в первую очередь и реконструирован. Расширены и застроены большими и красивыми домами улица Горького, Охотный ряд, Моховая улица, Театральный и Китайский проезды, Садовое кольцо (особенно в северной и восточной его части), проспект Мира, Краснопрудная, шоссе Энтузиастов, Кутузовский и Ленинский проспекты. Ленинградский проспект шире, чем самые большие проспекты Западной Европы, поэтому он не расширяется.
Кроме трех магистралей-диаметров, проходящих из одного конца города в другой через центр, планом реконструкции запроектированы четыре новые магистральные улицы-хорды. Две из них пройдут от Московского автомобильного завода имени И. А. Лихачева к Киевскому вокзалу через Замоскворечье и к Комсомольской площади. Другие две пройдут от Белорусского вокзала к той же Комсомольской площади и к Киевскому вокзалу.
Полукольцо возле центра, состоящее из улиц и переулков — Грицевец, Янышева, Семашко, Огарева, проезда Художественного театра, Кузнецкого моста, Фуркасовского, Спасоглинищевского, будет расширено и застроено ансамблями новых зданий. На улице Огарева два таких здания административного типа уже воздвигнуты.
Бульварное кольцо будет продолжено в Замоскворечье; оно пройдет по линии Большого Толмачевского, Климентовского и других переулков, и на нем через Москву-реку будут построены два новых моста. Улицы, исторически сложившиеся на месте бывшего Камер-Коллежского вала, будут расширены и образуют вокруг Москвы новое кольцо.
Наконец, между рощами и парками, лежащими на окраинах современной Москвы, будет проведена круговая магистраль — Парковое кольцо.
За ним вокруг Москвы, границы которой будут расширены до 60 тыс. га, пройдет 10-километровый защитный пояс лесов, никем, кроме лесников-сторожей, не заселенный, и от этого пояса к центру города будут проведены три зеленых ввода: один — по обеим сторонам реки Яузы, другой — от Пушкинского (бывшего Останкина) к Трубной площади и третий, уже образованный, — от Ленинских (бывш. Воробьевых) гор до Крымского моста по территории Парка культуры и отдыха имени М. Горького.
Древняя Москва была пересечена множеством речек и ручьев, притоков рек Москвы и Яузы. Они видны еще на плане Москвы 1739 г. Но в конце XVIII в. и особенно в XIX и начале XX в. почти все они в пределах Камер-Коллежского вала были заключены в подземные трубы и превратились в водостоки.
Водостоки эти в капиталистической Москве использовались для спуска через них в Москву-реку и Яузу вредных фабричных вод и даже нечистот, вследствие чего эти реки были очень загрязнены. В пределах Камер-Коллежского вала насчитывается около 20 более или менее значительных речек и ручьев, кроме рек Москвы и Яузы:
ручей Безымянный,
река Пресня с притоками Бубной и Кабанихой,
ручей Проток (Песочный),
ручей Черторый с притоком Сивкой,
река Неглинная,
река Напрудная,
река Рачка,
река Чечора с притоками Ольховцем и Кокуем,
река Черногрязка,
река Рыбинка,
река Хапиловка,
река Синичка,
ручей Золотой Рожок,
река Сарра,
река Даниловка.
За Камер-Коллежским валом еще и сейчас текут, частью в трубах, а большей частью открыто, реки: Сетунь, Студенец, Ходынка, Таракановка, Жабенка, Лихоборка, Копытовка с притоком Студенцом, Сосенка, Серебрянка, Чура (Кровянка), Котловка и др.
Сооружение в 1937 г. канала имени Москвы изменило # водный режим в городе. Канал повысил уровень Москвы-реки в среднем на 3,5 ж. Шлюзы между нею и Химкинским водохранилищем позволяют подойти к Кремлю большим волжским пароходам.
Такова вкратце история развития московских улиц, площадей и водных артерий. Из нее видим, что наиболее старыми, за небольшими исключениями, являются улицы центра в пределах Садового кольца. С ними связаны наиболее интересные факты истории и современности, поэтому в этой книге улицам центра уделено главнейшее внимание.