Добавить запись

Петр Сытин: "СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ" (в Кремле)

14 мая 2012, 0:37

 Эта небольшая, почти квадратная площадь, вымощенная плитами из тарусского камня, расположена в центре Кремля, между его соборами — Успенским, Благовещенским и Архангельским. Отсюда и ее название.

  По западной стороне площади, за Благовещенским собором, стоит Большой Кремлевский дворец с выдвинутой к площади Грановитой палатой. По восточной, левее Архангельского собора, находится колокольня «Иван Великий». По северной, за Успенским собором — Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов.

   Начало Соборной площади положил Иван Калита, построив здесь в 1326 г. одноглавый белокаменный Успенский собор, предшественник нынешнего, за ним — деревянный двор для митрополита, а на месте, где теперь Большой Кремлевский дворец, — свой деревянный дворец. В 1329 г. на месте современного столпа Ивана Великого был сооружен Калитой второй белокаменный храм — Иоанна Лествичника, а в 1333 г. — третий, Михаила Архангела, стоявший на месте теперешнего Архангельского собора.

   Успенский собор стал кафедрой митрополита, переселившегося в Москву из Владимира, местом торжественных богослужений и усыпальницей московских митрополитов, Архангельский — усыпальницей великих князей, а затем и царей. Первым похоронен в нем Иван Калита.

   Когда в 1339—1340 гг. были построены Калитой новые дубовые стены Кремля, от их Троицких, Никольских и Спасских ворот (эти названия более поздние) прошли к Соборной площади новые улицы. В 1397—1416 гг. Василий I построил у своего деревянного дворца, на том месте, где стоит нынешний Благовещенский собор, небольшой каменный храм Благовещения, служивший домовой церковью великого князя.

   В 1404 г. у двора великого князя Василия I приезжим сербом Лазарем были поставлены первые московские городские часы. Летописец записал о них: «Сей же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитая часы нощныя и дневныя: небо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухищренно».

   В 1450 г. митрополит Иона поставил для себя напротив западных дверей Успенского собора каменную палату, а в 1453 г. устроил в ней домовую церковь Ризположения богородицы. Вскоре наступила для Соборной площади пора нового большого строительства, в результате которого был создан ее нынешний неповторимый архитектурный ансамбль. В середине XVII столетия вместо  старых, обветшавших соборов Иваном III и его сыном Василием III были воздвигнуты стоящие до сего времени новые — Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы.

   Первым, в 1472 г., начали строить Успенский собор. Мастера Кривцов и Мышкин к 1474 г. успели возвести белокаменные стены собора и положить на них свод, но вдруг одна стена обвалилась и, падая, разрушила все сооружение. В том же году был приглашен для руководства строительством знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Однако это вовсе не означало намерения Ивана III строить храм по иностранному образцу. Напротив, Аристотелю Фиораванти велено было следовать традициям русского зодчества. В частности, образцом для подражания ему был указан Успенский собор во Владимире, куда итальянский мастер и был послан для изучения архитектуры храма на месте. Можно предполагать, что Фиораванти ездил и в Новгород—знакомиться с Софийским собором.

   Фиораванти воздвиг стены собора из белого камня, а своды и остальные части здания — из кирпича, изготовлявшегося близ Андроньева монастыря. В 1479 г. Успенский собор был закончен. Гладкость стен и узкие, продолговатые окна сообщают внешнему облику собора некоторую суровость, но она смягчается праздничным видом пяти позолоченных глав.

  Успенский собор в течение четырех веков играл большую роль в жизни Русского государства. Здесь в торжественной обстановке удельные князья присягали на верность великому князю московскому, позднее венчались на царство цари, короновались императоры.

   Вторым был построен Благовещенский собор. Его воздвигли псковские мастера в 1484—1489 гг. Предполагают, что собор поставлен на старом подклете, оставшемся от храма 1397—1416 гг. Первоначально собор имел всего три главы, но потом, при Иване IV, с северной и южной сторон устроили по два одноглавых придела, еще две новые главы были поставлены в западной части, и собор стал девятиглавым.

   Старый Архангельский собор, построенный при Иване Калите, к началу XVI в. сильно обветшал. В эти годы в нем находилось уже. 20 гробниц. В 1505 г. его разобрали, и на том же месте приезжий мастер из итальянского города Милана, Алевиз Новый, в 1505—1509 гг. воздвиг ныне существующий Архангельский собор. Этот храм имеет форму продолговатого четырехугольника с пятью главами, несколько сдвинутыми к востоку. Фасады его украшены белокаменным карнизом, как бы отделяющим первый этаж от второго. Поверху поставлены декоративные полукружия в виде раковин. Каменные подпоры с южной стороны Архангельского собора поставлены в 70-х годах XVIII столетия. Когда близ собора вырыли большой котлован для фундамента нового дворца, задуманного В. И. Баженовым, стена дала трещину. Чтобы она не рухнула, ее укрепили этими подпорами. Они теперь отошли от стены, но в них уже нет надобности: здание тщательно отремонтировано и вполне устойчиво.

   На месте столпа Ивана Великого, как мы уже говорили, при Калите стоял храм Иоанна Лествичника. В 1505 г. его разобрали и к 1508 г. заменили новым, построенным архитектором Фрязином Боном. В 1600 г., в царствование Бориса Годунова, этот храм надстроили на 12 саженей (25,7 м). Примерно с этого времени Годуновский столп и стал называться Иваном Великим. После недавно произведенной реставрации он стал точно таким же, каким был при Борисе Годунове.

    Высота колокольни достигает 82 м. В течение трех с половиной веков, до середины нашего столетия, когда были воздвигнуты новые высотные здания, Иван Великий был самым высоким сооружением Москвы. Поднявшись в небо над кремлевскими дворцами и соборами, этот столп архитектурно выразил возросшее величие и могущество Русского государства. Вместе с тем он использовался и для чисто практических целей: с него, как со сторожевой вышки, наблюдали за приближением к Москве неприятельских войск, за возникавшими пожарами.

   Рядом с Иваном Великим стоят две его звонницы. Та из них, что непосредственно примыкает к столпу, воздвигнута в 1532—1543 гг. обрусевшим итальянским зодчим Петроком Малым, почему и называется Петроковской. На ней располагались главные колокола Ивана Великого. Вторая, завершающаяся небольшим восьмигранным шатром с башенками по углам, пристроена в 20-х годах XVII столетия по распоряжению патриарха Филарета. Отсюда и ее название — Филаретовская.

  В 1812 г. обе звонницы были взорваны отступавшими из Москвы французами, но через несколько лет восстановлены архитектором Д. И. Жилярди. В московском быту XVIII—XIX вв. колокола Ивана Великого играли немалую роль. В большие церковные праздники на площади собирались толпы людей, ожидавших первого удара большого колокола с Ивановской колокольни: по его сигналу начинали трезвон колокола во всех московских церквах, число которых доходило до 260. Этот большой колокол, в отличие от остальных, издавал не звон, а своеобразный мощный, но глуховатый гул. Один из поэтов XIX столетия писал о нем: «...Гудит, гудит Иван Великий, как бы из глубины веков идущий звон!»

   На Соборной площади, кроме церковных зданий, строились и сооружения светского назначения. Наиболее замечательна сохранившаяся до наших дней Грановитая палата. Свое название она получила оттого, что восточный фасад ее отделан граненым белым камнем. Это кубической формы здание, стоящее на высоком каменном подклете, очень своеобразно и внутри. Своды его опираются на поставленный в центре палаты мощный каменный столб. Раньше с Соборной площади в Грановитую палату вело так называемое Красное крыльцо. В 1935 г. его снесли, и теперь войти в палату можно только через Большой Кремлевский дворец, частью которого она является.

   Грановитая палата была сооружена в 1487—1491 гг. под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Соляри как особое парадное помещение для торжественных совещаний, церемоний и приемов. Здесь заседала боярская дума, происходили земские соборы. В XVIII—XIX вв. здесь устраивались приемы иностранных послов и первейших чинов государства. Роспись палаты была произведена в XVI в., в XVIII в. обновлена.

   По обычаям XVI—XVII столетий женщины не допускались на торжественные собрания или совещания. Поэтому для цариц и их приближенных над сенями была устроена комната-тайник с маленьким окошечком, выходившим в палату под самыми ее сводами.

  Между Благовещенским и Архангельским соборами с конца XV в. стоял Казенный двор — кирпичная палата для хранения государственных денег и драгоценностей. Под нею размещались глубокие двухъярусные погреба. По преданию, в одном из них некогда хранилась знаменитая библиотека Ивана IV. В годы польской интервенции начала XVII столетия она была разграблена. Оставшиеся книги и рукописи после изгнания захватчиков патриарх Филарет взял в свою патриаршую библиотеку, откуда в советское время они были переданы Государственному Историческому музею. Слухи о том, что эта библиотека по сей день находится в этих погребах, ни на чем не основаны.

  В 1758 г. на месте Казенного двора было построено новое здание, где размещались Оружейная, Мастерская и Конюшенная палаты, но в 1770 г. и его сломали.

  За Успенским собором издавна находился двор митрополитов, а с XVII в.— патриархов. После ряда пожаров в 1655 г. была начата постройка нового патриаршего двора с церковью Двенадцати апостолов, закончившаяся в 80-х годах XVII столетия. Под этой церковью были два больших проезда.Этот храм имеет форму продолговатого четырехугольника. В XVIII в. их заложили, но в наши дни, при реставрации здания, один вновь открыт.

   В советское время все здания Соборной площади капитально тремонтированы, внутренняя роспись соборов и церквей, выполненная первоклассными дожниками древности, тщательно реставрирована, и теперь миллионы советских граждан, а также приезжающие в Москву иностранцы любуются прекрасными произведениями зодчества и живописи — творениями замечательных мастеров древней Руси.




комментариев нет