Добавить запись

Петр Сытин: "ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕЗД"

2 июня 2012, 20:55

   Театральный проезд — самая оживленная улица в центре Москвы. После сноса стены Китай-города, суживавшей улицу у площади Дзержинского до одной трети ее современной ширины, проезд стал значительной артерией столицы. Проезд был здесь уже в XV в. У современной площади Свердлова его пересекала река Неглинная, через которую вел деревянный Петровский мост, названный по улице Петровке, уже и тогда проходившей по правому берегу реки Неглинной.

   Остатки этого моста недавно найдены в земле при перестройке сцены Малого театра. В XVI—XVII вв. эта улица (проезд) шла несколько севернее современной, так как по южной ее стороне, с 1534—1538 гг. занятой сперва земляным валом, а потом кирпичной крепостной стеной Китай-города, тянулся ров шириной  около 17 м и глубиной до 8,5 м, по которому от современной площади Дзержинского стекала в реку Неглинную верхняя грунтовая вода. На другой стороне улицы (проезда) стоял с конца XV в.

   Пушечный двор — первый государственный пушечный завод. Завод был расположен внутри современного квартала между Театральным проездом и Пушечной улицей, Неглинной улицей и улицей Жданова (Рождественкой), и фактически проезд находился там, где сейчас стоят дома, почему и Петровский мост оказался под зданием Малого театра. От современной улицы Жданова до площади Дзержинского тянулось незастроенное пространство, еще в XVIII в. называвшееся Пушечной площадью, хотя часть ее, ближайшая к Пушечному двору, в конце XVII в. была занята выведенным из Кремля Пушкарским приказом, загородившим проезд с Рождественки к Китайгородской стене. Вероятно, в это время 'были заложены и находившиеся в стене против Рождественки Троицкие ворота Китай-города.

  В 1707—1708 гг. Петр I засыпал старый ров и занял весь проезд земляными бастионами. Проезда не было весь XVIII в. Снесли бастионы только в 1819—1823 гг.; ров засыпали, а в 1817—1819 гг. реку Неглинную заключили в подземную трубу. Еще раньше, в 1803 г., был ликвидирован Пушечный двор, .давно переставший быть заводом: уже в XVIII в. он был складом старого оружия, знамен и прочих военных предметов. Местность Пушечного двора и вокруг него от площади Свердлова до площади Дзержинского и от стены Китай-города до Кузнецкого моста была выровнена, спланирована под строительные кварталы и роздана под застройку богатым и знатным людям на льготных условиях.

   Между Неглинной и Рождественкой участки земли были отданы грузинским царевичам Ираклию и Окропиру Георгиевичам, которые к 1822 г. застроили их двухэтажными зданиями. Дома между современной улицей Жданова и площадью Дзержинского в настоящее время снесены. В 1838—1842 гг. на месте современного «Метрополя» купец Челышев построил двухэтажный дом, по фасаду подобный Малому театру, а внутри двора — бани. В стене Китай-города, против Рождественки, была устроена калитка, за которой разместились лавки букинистов. Перед калиткой в маленьком скверике, в 1909 г. был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову (скульптор С. М. Волиухин, архитектор И. П. Машков).

   Во второй половине XIX в. все дома на проезде перешли в руки купцов. Дома грузинских царевичей перешли к купцу Г. И. Хлудову, который надстроил их еще двумя этажами и занял своими амбарами, а во дворе по проекту архитектора С. С. Эйбушица устроил в 1893 г. Центральные бани. У площади Дзержинского (тогда Лубянской) построены были специальные помещения для магазинов —- Лубянский пассаж. Торговое значение улицы чрезвычайно поднялось.

   В 1898 —1907 гг. на месте дома Челышева Петербургским акционерным обществом была построена гостиница «Метрополь » в стиле модерн, с майоликовой картиной «Принцесса Греза» М. А. Врубеля на фронтоне. Строили гостиницу архитекторы И. Ф. Валькот, Эриксон, Л. И. Кекушев, В. Веснев ский и др. Внутреннюю отделку здания вели архитекторы С. П. Голейзовский и И. В. Жолтовский.

   Театральный проезд известен революционными событиями. В доме на углу Рождественки (№ 3/1) в 1905 г. помещался Музей содействия труду при Московском отделении Технического общества. С января 1905 г. его деятельность была тесно связана с рабочим движением: собрания Технического общества использовались как легальное средство пропаганды и агитации. В течение 1905 г. здесь прошел ряд собраний массовых революционных организаций, а 6 и 7 октября была проведена Всероссийская конференция профессиональных союзов.

   Здесь же происходили заседания пленумов Московского Совета рабочих депутатов. В марте 1906 г., перед Стокгольмским съездом РСДРП, в в музее было назначено нелегальное совещание партийного актива Московской организации РСДРП, на котором должен был присутствовать В. И. Ленин. Но раньше его прибытия появилась полиция. Ленина успели предупредить, и он на собрание не явился. О происходивших здесь собраниях говорят мемориальные доски на фасаде дома.

   В доме № 3 по Театральному проезду с октября по декабрь 1905 г. помещались Центральное бюро железнодорожного союза и профсоюз торгово-промышленных служащих «Единение — сила». Этот дом (№ 3) в 1823 г. был двухэтажный, в 1879 г. был уже трехэтажный (архитектор Ральман) и в 1890-х годах надстраивался четвертый этаж (архитектор С. С. Эйбушиц). В 1930-х годах надстроены были еще два этажа и по иному оформлены фасады.

   В связи со сносом стены Китай-города и расширением Театрального проезда памятник Ивану Федорову в 1934 г. был перенесен к Третьяковскому проезду, на возвышенный участок Китай-города, и к нему устроена красивая лестница. В 1947 г. проезд обсажен по обеим сторонам тенистыми деревьями. В будущем проезд явится частью проспекта к Лужникам, который начнется от площади Дзержинского.

   Поблизости к Театральному проезду находились Большой и Малый театры. Поэтому в 1830 г. он и получил современное название.




комментариев нет