Добавить запись

Петр Сытин: "ПЛОЩАДЬ СВЕРДЛОВА (Театральная)"

2 июня 2012, 21:08

   Площадь Свердлова — центральная площадь Москвы. Название свое она получила в 1919 г. в память одного из виднейших руководителей Советского правительства —- Я. М. Свердлова. До этого с 1829 г. она называлась Театральной, по стоящим на ней до сего времени театрам, а еще раньше — Петровской, по проходящей мимо улице Петровке. В XV в. местность, занимаемая площадью, была полупустынной.

  Там, где сейчас стоят здания Мосторга и Малого театра, текла река Неглинная, плавным изгибом пересекая наискось площадь. По правому берегу реки шла дорога из Петровского монастыря к Кремлю — позже Петровская улица. Во время наводнений и больших дождей река разливалась, особенно по правому, низкому берегу, и затапливала почти всю площадь. Когда от Пушечного двора к западу через Неглинную был переброшен деревянный мост, то он тянулся через всю площадь до Пушкинской улицы на 120 саженей (256 м). Очевидно, вне моста здесь большую часть года нельзя было ни пройти, ни проехать. Мост в 1488 г. назывался Петровским.

   В 1516 г. в южной' части площади был выкопан большой пруд и построена плотина, преграждавшая реку Неглинную. Пруд через подземный тоннель питал водой крепостной ров на Красной площади. За прудом проходила с 1538 г. крепостная стена Китай-города с «водяными воротами», через которые из Китай-города ходили к пруду за водой. В 1647 г. эти ворота были уже заложены.

   В начале XVII в. на площадь, между современными старым фонтаном и сквером перед Большим театром, шли от Охотного ряда параллельно изгибу реки Неглинной Мучной и Житный ряды. Между рядами с Петровки до Тверской улицы проходила Петровская улица. За рекой Неглинной, к югу от Петровского моста, стояли две деревянные бани с журавцами, подававшими воду из реки.

   Северная сторона площади в XVII в. была занята дворами знати, среди которых, против входа в современный Детский театр, стояла каменная церковь Спаса в Копье. Через ее двор шел узкий переулочек из современного Копьевского переулка па Петровскую улицу. Все дворы были застроены деревянными зданиями.

   При устройстве в 1707—1708 гг. укреплений вдоль Китайгородской стены земляной вал с большим бастионом пришелся на месте современного здания гостиницы «Метрополь», а по рву впереди вала пустили реку Неглинную. В 1737 г. все деревянные здания и лавки в рядах сгорели. На их месте к середине XVIII в. возникли большие дворы знати. Двор между современной Пушкинской улицей и площадью Свердлова принадлежал князьям Черкасским. Восточнее — на современной площади — были дворы князей Туркестановых и Голицыных. Против Малого театра на площади — дворы князя Сибирского. На месте современного сквера Большого театра стоял кабак «Петровское кружало» с ледником, мимо которого шла с севера улица Петровка от современного ее начала в Охотный ряд, по диагонали современного сквера перед Большим театром. Южнее кабака проходил из Охотного ряда в Театральный проезд переулок, начинавшийся против Дома союзов. На месте, где сейчас Стереокино, находились каменные «архитекторские покои князя Ухтомского» — школа для подготовки архитекторских учеников. Она была выведена сюда из Кремля в 1752 г.

   Д. В. Ухтомский был не только крупнейшим зодчим Москвы середины XVIII в., но и даровитым педагогом. Его архитектурная школа (первая в России), основанная им еще до создания Академии художеств, оказала большое влияние на развитие архитектурного образования в стране. В ней учились такие выдающиеся зодчие, как М. Ф. Казаков, А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старов. Рядом со школой Д. В. Ухтомского, к востоку, стоял большой двор с деревянными строениями и садом к реке Неглинной.

   Восточнее этого двора находились деревянные бани с большим колодцем. Перед банями стояла маленькая деревянная лавка, в которой продавали горячие блины, — «блиння». В 1770-х годах дом князя Голицына принадлежал уже князю Лобанову-Ростовскому. Дом был каменный и имел три этажа. В пожар 1773 г. он сгорел и не восстанавливался. В 1776 г. его купили князь П. В. Урусов и англичанин Медокс, отремонтировали, и в 1780 г. Медокс открыл здесь общедоступный Петровский театр; позже он пристроил с южной стороны зал «для танцев и машкерадов». В 1805 г. театр сгорел. С. П. Жихарев отмечает в своих «Записках»: «Многие находятся в полном убеждении, что театр сгорел от того, что в воскресенье назначено было представление «Русалки», в которой столько чертовщины...»

   В 1789—1791 гг. река Неглинная была переведена в специально вырытый канал на современной Неглинной улице, а старое русло было засыпано. Пруд реки Неглинной был спущен еще в 1785 г.; на его месте в XIX в. устроили овальный бассейн, облицованный каменными плитами. В пожар 1812 г. все здания на площади сгорели и не восстанавливались. В 1817—1821 гг. на месте дворов, церкви Спаса в Копье и Петровской улицы была спланирована площадь в ее современных очертаниях. Реку Неглинную в 1817—1819 гг. заключили в подземную трубу. При сносе в 1819—1823 гг. находившихся возле Китайгородской стены и на месте гостиницы «Метрополь» земляных бастионов площадь была значительно подсыпана и выровнена. На месте театра Медокса к 1824 г. был построен архитектором О. И. Бове, по творчески переработанному им проекту академика А. А. Михайлова 2-го, казенный Большой театр (открыт 6 янв. 1825 г.)

   В том же году и тем же архитектором был выстроен на земле и на средства В. В. Варгина Малый театр (открыт 14 окт. 1824 г.), сдававшийся в аренду театральной дирекции и только в 1830 г. приобретенный ею в казну. На площади, по сторонам проезда в Охотный ряд, уже в 1820-х годах стояли двухэтажные каменные дома: на северном углу — К. М. Полторацкого', на южном — Сенатской типографии. Первый был построен в 1821 г., последний — в 1818—1821 гг. по проекту архитектора Г. Н. Матвеева. В 1830-х годах их обязали сделать свои дома по фасаду подобными Малому театру.

   В 1841 г. Малый театр был несколько перестроен архитектором К- А. Тоном: в северной части дома им прибавлен выступ, подобный угловому с Театральным проездом. Государственный ордена Ленина академический Малый театр является гордостью русского сценического искусства. В тесной связи с передовой общественной мыслью, в борьбе за утверждение реализма шел его творческий путь. Обличительная драматургия А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского была ярко раскрыта на его сцене. В Малом театре развилось дарование блестящих русских артистов— М. С. Щепкина и П. С. Мочалова, П. М. Садовского и И. В. Самарина, Г. Н. Федотовой и А. П. Ленского, М. Н. Ермоловой и А. И. Южина. После Октябрьской революции Малый театр, первый из академических театров, начал ставить пьесы советских авторов, что содействовало успешному росту советской драматургии.

   Здание Малого театра дает наглядное представление о характере застройки площади Свердлова в 1840-х годах. когда она получила строго симметричный архитектурный ансамбль. В центре площади находился незамощенный «плац-парад» для смотров войск и парадов. Он был обведен толстыми канатами на столбиках; на всех четырех его сторонах горели масляные фонари. К югу от «плац-парада» с 1835 г. находился фонтан мытищинской воды, которую до 1890-х годов доставляли москвичам водовозы и водоносы. Фонтан был украшен скульптурой И. П. Витали и в таком виде сохранился до нашего времени, хотя давно уже перестал выполнять первоначальную свою функцию.

   У Китайгородской стены стояли деревянные лавочки, в которых продавали цветы, деревья-саженцы, семена и т. п. В 1851 г. лавки были переведены на Трубную площадь. Зимой возле театров ставились «печи ради проходящих и ночных сторожей», с железными крышами. У этих печей грелись и прохожие, и кучера, привозившие господ в театр. В 1853 г. Большой театр сгорел. О пожаре читаем в «Дневнике» И. М. Снегирева: «11 марта 1853 г. ...услышал о пожаре Императорского театра, загоревшегося в 10 часов утра от неосторожности ламповщиков. Пламя было ужасное. В середине погибло довольно много людей. Это случилось во время репетиции». В 1856 г. театр был заново отстроен архитектором А.К.Кавосом. Он надстроил третий этаж и пристроил к театру с боков галереи на чугунных столбах. Сейчас театр имеет пять ярусов лож и шестой — балкон, всего в театре вмещается до двух с половиной тысяч зрителей. Его величественный фасад доминирует над другими строениями площади и, прекрасно сочетаясь с нарядным сквером, придает ей особую торжественность.

   Блестящие творческие достижения Государственного ордена Ленина академического Большого театра СССР выдвинули его на одно из передовых мест среди театров мира. Он рос в борьбе за демократизацию русской музыкальной культуры, за утверждение ее национальных реалистических традиций. Огромное значение для его творческого пути имели постановки опер М. И. Глинки, опер и балетов П. Й. Чайковского, а также произведений композиторов «Могучей кучки»—А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. В историю мирового театра вошли образы, созданные на его сцене Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, А. В. Неждановой. В наши дни обогащенный новым советским оперным и балетным репертуаром Большой театр плодотворно развивает свои славные традиции.

   В зале Большого театра неоднократно выступал Ленин. Здесь торжественными заседаниями отмечаются годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, юбилейными вечерами — исторические и литературные даты, а также проходят итоговые концерты декад национальных искусств и смотров самодеятельности.

   Во второй половине XIX в. площадь потеряла свой архитектурный ансамбль. Дома были надстроены и оформлены в разных стилях. В доме Бронникова (бывш. Полторацкого) в 1882—1885 гг. находился театр М. В.-Лентовского, в 1898 г.— Новый императорский оперный театр. В начале XX в. здесь был драматический театр Иезлобина.

   Дом Сенатской типографии, в 1894 г. переданный городу, был занят гостиницей «Континенталь», в которой иногда останавливался писатель Г. И. Успенский. До неузнаваемости был перестроен дом Челышева — современная гостиница «Метрополь». 8 1910—1911 гг. на месте «плац-парада» были разбиты два сквера. В 1913 г. у стены Китай-города был устроен третий сквер — «розариум», в котором было множество кустов лучших штамбовых роз.

  По площади с 1904 г. в разных направлениях проходили трамвайные линии. На проезде стояли два трамвайных павильона. Здесь 18 октября 1905 г. происходил митинг, требовавший амнистию политзаключенным. 25 апреля 1912 г. на Театральной площади состоялась рабочая демонстрация против Ленского расстрела.

   9 января 1917 г. здесь также происходила демонстрация рабочих, разогнанная полицией и казаками. В октябрьские дни 1917 г. Театральная площадь находилась в сфере влияния контрреволюционных войск, занявших на ней все здания.

   Наступление красных частей шло с севера. 29 октября ими были захвачены Большой и Малый театры. По сторонам Большого театра были поставлены артиллерийские орудия, направленные на занятые белыми «Метрополь» и здание Городской думы (ныне в нем Центральный музей В. И. Ленина). 1 ноября было захвачено здание гостиницы «Континенталь». При взятии 2 ноября «Метрополя» дело дошло до штурма и штыковых атак.

  В 1929 г. у Малого театра поставлен памятник великому русскому драматургу А. Н. Островскому (работы Н. А. Андреева). В 1937 г. у Китайгородской стены выросло здание вестибюля станций метро «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова». Проектировал и строил первую станцию архитектор А. Н. Душкин, вторую — архитектор И. А. Фомин.

  В 1948 г. по сторонам площади посажены тенистые деревья, вокруг фонтана разбит красивый сквер, а в сквере перед Большим театром устроен второй фонтан. 6 ноября 1957 г. на углу Театрального проезда и площади, на северной стене гостиницы «Метрополь», помещен горельеф, изображающий штурм «Метрополя», с надписью: «Здесь в ноябре 1917 г. красногвардейцы и революционные солдаты, под руководством М. В. Фрунзе, вели ожесточенные бои против юнкеров, оборонявших подступы к Кремлю».

 




комментариев нет