Добавить запись
Петр Сытин: "АЛЕКСАНДРОВСКИЕ САДЫ"
2 июня 2012, 22:42
В центре Москвы, у западных стен Кремля, лежит зеленый массив Александровских садов площадью в 8,8 га. Их три: Верхний — от площади Революции до Троицких ворот Кремля, длиной 350 м, открыт в 1821 г.; Средний — от Троицких до Боровицких ворот, длиной 382 м, открыт в 1822 г., и Нижний — от Боровицких ворот до Кремлевской набережной, длиной 132 м, открыт в 1823 г.
Сады были устроены по повелению Александра I в бытность его в Москве в 1820 г., поэтому они получили название Александровских. Но привилось это название только после коронации Александра II, в 1856 г. До этого сады звали, большей частью, Кремлевскими. В 1913 г. сады были переданы городу. Сады занимают старое русло реки Неглинной и часть ее берегов, главным образом правого берега, так как левый лежал под самой кремлевской «горой», на которой сейчас стоят стены и башни Кремля. Эта «гора» в древности была значительно выше, чем сейчас. При прокладке под Александровским Верхним садом тоннелей метро на глубине 11 м от современной поверхности сада было обнаружено старое русло реки Неглинной. Дно реки состояло из желтого песка, толща же земли над ним — сплошь из насыпного грунта. Правый берег реки Неглинной, вероятно, заселялся и застраивался одновременно с расширением Кремля к востоку. Но кем был заселен и застроен этот берег до конца XV в., неизвестно.
В это же время у Боровицкого моста через реку Неглинную находились дворы родственника Ивана III — князя И. Ю. Патрикеева, а против Троицких ворот — церковь Симеона богоприимца и, вероятно, дворы ее причта. Когда Иван III в 1471 г. возвращался из Новгорода, кремлевское духовенство встретило его «близ церкви, только с мосту большого сшед каменнаго до кладезя площадного».
В 1493 г., после большого пожара, Иван III велел снести все строения от стен Кремля на расстоянии 235 м до современной Моховой улицы, чтобы создать свободную площадь для предохранения Кремля от пожаров и как плацдарм для отражения врагов. Вероятно, с последней целью связано устройство на реке Неглинной, на месте нынешних Александровских садов, каменных плотин и прудов. Первая каменная плотина и пруд были устроены в Нижнем саду в 1514 г., вторая плотина — у Боровицкого моста и пруд в Среднем саду — в 1515 г., третья плотина — у Троицкого моста и пруд в Верхнем саду — в 1516 г. В том же году был построен новый каменный Троицкий мост; это — первое исторически достоверное о нем сведение, хотя можно предполагать, что каменный мост был здесь уже в 1471 г.
Иван Грозный в середине XVI в. насадил между Троицкими и Боровицкими воротами, по правому берегу реки Неглинной, Аптекарский сад с плодовыми деревьями и лекарственными растениями, который просуществовал здесь до 1706 г. В XVII веке, близ пруда в Нижнем Александровском саду, находился Лебяжий двор, и в пруду плавали лебеди, которые предназначались для царского стола. Пруд и Лебяжий двор были уничтожены в начале XVIII в. Память о них осталась в названии существующего здесь сейчас Лебяжьего переулка. В 1707—1708 гг. Петр I строил земляные укрепления вокруг Кремля и Китай-города. В Александровских садах, приблизительно по линии их решетки, был выкопан ров до реки Москвы, в который спустили реку Неглинную. Ее старое русло засыпали мусором и землей, а как основание для намеченных бастионов уложили ряды бревен, чтобы не было осадки земли. Бастионов в виде пятиугольников, вершиной направленных в сторону рва, было пять: Боровицкий — у Боровицких ворот, Неглинный — между Боровицкими и Троицкими воротами, Троицкий — у Троицких ворот; Никитский — против Никитской (улица Герцена) и Воскресенский — у Большой Арсенальной башни. Между бастионами, у стен Кремля, были устроены земляные «куртины».
Еще в 1706 г. в связи с предстоящим строительством бастионов Аптекарский сад был переведен на 1-ю Мещанскую улицу (проспект Мира), где и существовал под этим названием (Аптекарского), а когда в 1805 г. был передан университету, то получил название Ботанического. Он существует до сего времени. Бастионы не помешали оставлению в нынешнем Верхнем Александровском саду большого пруда и плотины у Троицкого моста. У плотины находилась казенная мельница, сдававшаяся в аренду частному лицу; на ней в XVIII в. толкли кирпич и приготовляли цемент. Пруд, как и другие пруды реки Неглинной, был спущен только в 1785 г. Арендатор мельницы поставил возле нее избу, амбары, а в нынешнем Среднем саду развел огород. Кроме мельницы под Троицким мостом, в 1771 г. на реке Неглинной были еще мельницы под деревянным Боровицким мостом и у Водовзводной башни Кремля.
В конце XVIII — начале XIX в. с земляных бастионов у Кремля катались на салазках. Тут же устраивались кулачные бои. В 1817—1819 годах крепостной ров, в котором протекала река Неглинная, был перекрыт сводами, и река оказалась в подземной трубе. В 1819—1823 годах земляные бастионы и куртины были снесены, причем земля пошла, главным образом, на планировку местности и, как сказано выше, здесь были устроены Александровские сады. Сады проектировал и устраивал знаменитый архитектор, строитель Большого и Малого театров и оформитель Манежа и Театральной (теперь Свердлова) площади О. И. Бове.
Сады в 1820—1830-х годах были излюбленным местом для гулянья. Вот как описывает Александровский сад «Исторический путеводитель по Москве», изданный в 1831 г.: «Прекрасно планированный сад. Главный вход в оный прикрыт великолепною решеткою, отлитою из чугуна на заводе Чесменского А. В. Немчиновым. Столбы сей решетки имеют вид римских ликторских пуков с вызолоченными топорами и таковыми же перевязками; двое ворот для выхода сделаны превосходно. С другой стороны, по длине сада, также решетка, но в полчеловека; при входе в сад от Никитской сделан прекрасный мост, по сторонам коего поставлены грифы.
Теперь весь сад разделяется на три части. Войдем в первый сад. Главная большая дорожка обсажена липами, между коих рассажены кусты; по сторонам — по одной, параллельной с первой, дорожке, в разных местах клумбы с цветами. По самой средине к стороне стены Кремля. сделано земляное возвышение в виде природной горы. На оной со вкусом сделан павильон (где обыкновенно по воскресеньям играет полковая музыка), в самой горе сделан прекрасный грот в образе развалин; по сторонам грота видны разные обломки пьедесталов, колонн и пр., перемешанные с огромными каменными ядрами, которые употреблялись в древности вместо чугунных. На гору и к гроту особые дорожки; и вот вы подходите к каменному Троицкому мосту.
Сквозь мост ведет вас арка во второй сад. В арке на правой стороне устроена кухня для ресторации. Вы во втором саду... То же расположение дорожек, но сей более походит на английской — посредине его прекрасной архитектуры кондитерская. Обратите взор ваш назад, и прелестнейший вид Троицкого моста поразит вас. Сверху с моста сего сделаны вниз отличные для схода чугунные лестницы. Второй сад по местному своему положению ниже первого, и от того мост кажется стоящим на горе и очень высоким.
Пройдя второй сад, вы переходите мост Боровицкий и вступаете в третий сад, который гораздо меньше двух первых, но хорошо планирован; здесь на возвышении у ворот, или у Боровицкой башни, также сделаны искусные развалины.
...Сядемте на скамейку и посмотрим на гуляющих; теперь второй час дня, это то время, когда московские знатные люди посвящают гулянию. Вы видите здесь прогуливающихся целыми семействами — разнообразность костюмов представляет нечто привлекательное. Бьет 4 часа, и вы видите только проходящих через сад за делом, а гуляющих никого нет; в 5 или 6 часов картина снова оживляется, снова съезд карет; площадь перед Воскресенскими воротами и все протяжение улицы (современной Манежной. — П. С.) до самого Экзерцисгауза (Манежа. — П. С.) уставлены экипажами. Вы видите отборное общество высшего сословия, но уже щегольски одетых, видите людей всех сословий, опрятно одетых,—опять целые семейства ходят толпами... По воскресеньям, праздникам и дням торжественным играет музыка и иногда поют песенники».
Автор забыл указать на пандусы в Верхнем Александровском саду, которые вели на Троицкий мост и были в первое время уставлены статуями и вазами с живыми цветами. В 1830-х годах в Верхний Александровский сад был проведен Мытищинский водопровод, оканчивавшийся у Троицкого моста фонтаном, сделанным в виде павильона; из него лишняя вода стекала в реку Неглинную. Модным гуляньем Александровские сады были до середины 30-х годов прошлого века, а потом были почти забыты публикой. Дворцовое же ведомство превращало зимой сады в свалки снега.
В 1872 г. в этих садах развернулась, по случаю 200-летия со дня рождения Петра I, Политехническая выставка. В ее организации приняли ближайшее участие крупные ученые Москвы: А. П. Богданов, Ф. А. Бредихин, А. Г. Столетов. Г. Е. Щуровский и др. По их замыслу, выставка должна была широко показать «начала и научные основания мастерства или производства со всеми новейшими усовершенствованиями, чтобы русский мастер, рабочий, кустарь или предприниматель сами бы смогли самостоятельно идти вперед и проявить свои изобретательские способности». Выставка имела огромный успех. Москвичи и приезжие проводили на ней целые дни. На выставке было новинкой появление первой в Москве конки, построенной военным ведомством. Конка ходила до Смоленского (ныне Белорусского) вокзала.
В 1901 г. старый Троицкий мост был разобран и по его образцу сделан современный, но уже без лестниц и пандусов. В 1913 г. по случаю 300-летия дома Романовых в Верхнем Александровском саду был поставлен обелиск (архитектор—- Власьев). В 1918 г. он был превращен в памятник виднейшим революционным мыслителям прошлого (архитектор И. А. Всеволожский). Имена их выбиты на памятнике по указанию В. И. Ленина.
На всем своем протяжении Александровские сады примыкают одной стороной к стенам и башням Кремля: Верхний сад — к Большой Арсенальной, или Собакиной, башне, Средней Арсенальной и Троицкой с мостом и Кутафьей-башней в начале его; Средний сад — к Троицкой, Комендантской, Оружейной и Боровицкой башням; Нижний сад — к Боровицкой и Водовзводной башням.
Кирпичные стены вдоль садов построены при Иване III, в 1490—1495 гг. Однако в первоначальном виде они не сохранились: в XVII—XIX веках при многочисленных ремонтах и поправках в них внесено много нового. Последний раз до советского времени стены и башни Кремля, выходящие в Александровские сады, были реставрированы в 1858—1860 гг.
Самая большая высота стен — между Троицкой и Боровицкой башнями—19 м. К ней надо прибавить еще высоту зубцов в 2,5 м. Толщина стен — около 5 м. Между Большой Арсенальной и Троицкой башнями к стенам Кремля сделан снаружи сплошной контрфорс, повышающий здесь до 6 м толщину стены. Большая Арсенальная башня, называемая еще Собакиной по стоявшему вблизи нее в Кремле двору Собакиных, — была заложена в 1492 г. Высота ее около 60 м. От взрыва в 1812 г. соседнего Арсенала башня получила много трещин; совершенно слетел бывший на ее вершине шатер. После 1812 г. она была восстановлена полностью. Башня 16-гранная. В ней имеется колодец с ключевой водой.
Средняя Арсенальная башня сооружена в 1492—1495 гг. Верх ее надстроен в конце XVII в. Высота башни — 39 м. Троицкая башня построена по образцу Спасской башни; Ее шатер возведен в 1685 г., высота башни до звезды — 76,3 ж; в том же году была украшена декоративным верхом и ее отводная башня — Кутафья (что значит «неуклюжая»). В 1780г. на этой башне был разобран свод, и с тех пор она стала открытой. Здесь в 1918 г., после переезда Советского правительства в Москву, проехал впервые в Кремль В. И. Ленин. «Владимира Ильича сопровождали Я- М. Свердлов, Н. К- Крупская и я, — вспоминает В. Д. Бонч-Бруевич. -~ .Часовые, как полагается, остановили нас... К нам подошел командир, дежуривший здесь, в полном воинском вооружении и спросил:
— Кто едет?
— Председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ильич Ленин, — ответил я. Командир, сделав два шага назад, вытянулся в струнку, смотря на Владимира Ильича. Владимир Ильич улыбнулся, отдал честь, приложив «под козырек» руку к круглой барашковой шапке... Не прошло и часа, как над Кремлем гордо взвилось красное знамя — флаг Советского государства ».
Первая от Троицкой в Среднем Александровском саду — Комендантская башня имеет в высоту 41,3 м, а следующая — Оружейная — 32,7 м. С внешней стороны к ней примыкает пригорок, представляющий собой остаток Неглинного бастиона петровского времени.
Боровицкая башня имеет в высоту 50,7 м. Она больше других башен сохранила вид древнего крепостного сооружения. При Борисе Годунове проезд через башню был закрыт, и для него был сделан пролом в стене рядом. Водовзводная башня, построенная в 1488 г., была в 1805 г., вследствие ветхости, сломана и к 1807 г. построена вновь. В 1812 г. она была взорвана французскими интервентами и в 1816—1819 гг. построена вновь в современном виде. Высота ее — 57,6 м.
За Кремлевской стеной, почти во всю длину Верхнего Александровского сада, тянется двухэтажное здание Арсенала, от которого получили название Большая и Средняя Арсенальные башни. В Верхнем саду, у самого Троицкого моста, стоит несколько зданий, огороженных стеной с зубцами: здесь находятся некоторые служебные помещения Кремля.
Из Среднего Александровского сада за кремлевской стеной, ближе к Троицкому мосту, виден Потешный дворец. С 1806 г. он служил помещением для коменданта Москвы, почему и соседняя башня названа Комендантской. Ближе к Боровицким воротам виднеется здание Оружейной палаты — музея древних драгоценных вещей царского обихода, построенное архитектором К. А. Тоном в 1851 г. на месте бывших здесь царских конюшен. Поэтому стоящая вблизи бывшая Конюшенная башня называется Оружейной. Из Нижнего Александровского сада за стенами Кремля не видно никаких зданий. Их там и нет. От Боровицких ворот идет крутой скат к южным стенам Кремля и Москве-реке.
В настоящее время Нижний Александровский сад отделен от остальных; с середины Среднего имеется лестница на Манежную улицу; в Верхний сад, кроме главных ворот со стороны площади Революции, ведут еще ворота у Троицкого моста и новые ворота против улицы Герцена.