Добавить запись
Петр Сытин: "ВОЛХОНКА"
2 июня 2012, 23:15
Волхонка до 1658 г. называлась Чертольской улицей — по урочищу «Чертолье», находившемуся здесь издревле. С запада она замыкалась шедшей по современным бульварам стеной Белого города с воротами против улицы, тоже называвшимися Чертольскими. В 1658 г., по указу царя Алексея Михайловича, улица и ворота стали называться Пречистенскими, как часть дороги из Кремля к иконе Пречистой богоматери в Новодевичьем монастыре, куда царь часто ездил с семьей на богомолье. В первой половине XIX в. западная половина улицы называлась Пречистенкой, восточная — Ленивкой; с середины XIX в. вся улица стала называться Волхонкой — по кабаку с таким же названием в доме князя Волконского (современный дом № 8).
Старейшим учреждением на улице был Колымажный конюшенный двор царя, стоявший на месте Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; здесь с 1504 г. улицу перегораживала «решетка». Вторым древним учреждением был расположенный с 1572 г. на Чертолье Алексеевский женский монастырь. Во времена Ивана Грозного по улице стояли дворы опричников. При сносе в Чертолье церквей Похвалы богородицы и Всех святых была найдена каменная плита с надписью, что под ней похоронен убитый в 1570 г. в Ливонской войне сподвижник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Это служит доказательством того, что двор последнего находился в Чертолье, так как до XVIII в. хоронили умерших в приходских церквах и кладбищах при них, в приходе которых стояли дворы покойников. В восточной половине улицы, между Знаменкой (улица Фрунзе) и Антипьевским переулком, жили при Иване Грозном стрельцы, певчие и ремесленники.
В 1687—1693 гг. по нынешней улице Ленивке и через Москву-реку был сооружен Большой Каменный мост — «восьмое чудо света», по мнению современников. Вход на мост шел через Водяные ворота с двумя проездами в стене Белого города на современной набережной. С постройкой моста движение по улице усилилось, и против него на Волхонке, у стоявшей тогда церкви Иоанна Предтечи, часто собирался «ленивый торжок» — небольшой рынок, вяло торговавший съестными припасами и прочим. По нему и улица к мосту называлась Ленивкой.
В XVII в. на Пречистенской улице находились дворы тогдашней знати: боярина князя Прозоровского (современный дом № 2), боярыни Шереметевой (№ 6), Юшковых (№ 14), Бутурлиных (№ 13) и др. Между ними стояли дворы стольников, дьяков, подьячих и стрельцов. Вблизи Пречистенских ворот по обеим сторонам улицы были каменные лавки, суживавшие улицу до 5,3 м, а ближе к Колымажному конюшенному двору стояли деревянные избы мастеровых. В XVIII в. на месте Лебяжьего двора появился двор князя А. Д. Меншикова, выходивший на Волхонку. С 1728 г. он принадлежал царевне Екатерине Ивановне; в 1742 г. перешел к князю А. М. Черкасскому. В других местах улицы были дворы князей Шаховских, Долгоруковых, Голицыных, Волконских. На западном углу Пречистенской и Ленивки стоял большой двор Нарышкиных, выходивший и на современную набережную.
В 1775 г. по улице за Колымажным двором, во владениях князей Голицына и Долгорукова, был построен для Екатерины II деревянный дворец, в котором она прожила почти год. В 1776 г. дворец был разобран. Главный дом во владении Голицына, использованный для дворца Екатерины II, был построен в 1759 г. по проекту архитектора С. И. Чевакинского; надстроен в 1930-х годах.
В 1759 же году и по проекту того же архитектора построены величественные ворота во двор с переулка (ныне улица Маркса и Энгельса). Служебный корпус, стоящий в этом дворе, построен в 1778 г. М. Ф. Казаковым. Рядом по тому же переулку (дом № 5) в обширном владении Голицыных в XVIII в., Вяземских и Долгоруковых — в XIX в. сохранились палаты XVI—XVIII вв. с главным фасадом конца XVIII в.
В 1793 г. была снесена обветшавшая церковь Иоанна Предтечи. Обследовавший ее архитектор Карин нашел ее настолько ветхой, что она грозила падением. Тем не менее, под ее зданием, в полуподвальном этаже, находились еще сдаваемые внаймы помещения цирюльни, сапожной мастерской и «блинни» с погребом и чуланом. На месте снесенной церкви в конце XVIII в. был построен небольшой каменный дом с колоннами и портиком, сохранившийся до настоящего времени. Его постройкой имелось в виду дать красивую перспективу улицы Ленивки с Большого Каменного моста.
В 1810 г. казна купила у бригадира Лопухина его дом (современный № 16) для устройства в нем 1-й мужской гимназии. Но дом в 1812 г. сгорел. Он был заново отстроен только в 1817 г., и в нем водворилась гимназия. В этой гимназии учился А. Н. Островский. В XIX в. в конце улицы, по южной стороне, помещалось пожарное депо. В 1838 г. вся эта местность была очищена, и на ней началась постройка храма Христа-спасителя, законченного только в 1888 г. Строителем его был архитектор К. А. Тон. Здание было громадным, но довольно безвкусным; поэт Т. Г. Шевченко остроумно сравнивал его с толстой замоскворецкой купчихой в золотом повойнике, недоуменно остановившейся посреди города.
В 1865 г. в доме князя Голицына (№ 14) был открыт один из первых музеев общественного пользования — Голицынский музей, состоявший из картинной галереи, отдела древностей и библиотеки. Музей просуществовал до 1886 г., когда был продан с аукциона. Значительная его часть попала в Эрмитаж в Петербурге (Ленинграде). Некоторое время в доме Голицына жил А. Н. Островский, а в ныне не сохранившемся флигеле — И. С. Аксаков; последний здесь и умер.
До 1880-х годов в конюшнях и каретных сараях Колымажного двора находилась пересыльная тюрьма, в которой работал, оказывая помощь арестантам, известный филантроп доктор Ф. П. Гааз. Организатор первой орехово-зуевской стачки рабочих П. А. Моисеенко, сидевший в этой тюрьме в 1878 г., так описывает ее в своих «Воспоминаниях» за 1873—1923 гг.: «Что такое Колымажный двор? Вы теперь и представить себе не можете. Строение одноэтажное, низкое (бывшие конюшни), окна маленькие, внутри все застроено нарами, на нарах и под нарами размещается народ, то есть арестанты. Тюремная аристократия: каторжане, бродяги, лишенцы — занимали лучшие места на нарах; из них выбирались старосты. Шпана, то есть высылаемые за бесписьменность и проч., валялись под нарами и назначались убирать помещение, выносить параши. Духота и вонь нестерпимые, паразиты всех видов — все это терзало душу и звало к мщению».
В 1880-х годах Колымажный двор был снесен, и на его месте устроен открытый манеж для обучающихся верховой езде. В 1912 г. здесь был построен Музей изящных искусств— нынешний Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Проектировал архитектор Р. И. Клейн. Музей является одним из крупнейших художественных хранилищ в мире. В нем собраны богатейшие коллекции слепков с памятников античного искусства, богато представлен подлинниками древний Египет. Картинная галерея музея обладает произведениями лучших мастеров эпохи Возрождения (Боттичелли, Перуджино, Веронез) и западноевропейского искусства XVII—XVIII вв. (Ван-Дейк, Рембрандт, Рубенс, Рейсдаль, Тьеполо, Мурильо). Особенно широко представлена в музее французская живопись XVII—XIX вв. (Пуссен, Ватто, Шарлей, Давид, Делакруа, Коро, Курбе). Музеем проводится большая научная работа по изучению хмирового художественного наследия.
1 мая 1920 г. В. И. Ленин посетил расположенную в комнате № 27 музея выставку проектов памятника «Освобожденный труд», который предполагалось поставить на месте снесенного памятника Александру III. В доме № 1 (на Ленивке) жил в 1900-х годах известный врач А. А. Остроумов. В доме № 5-6 по Волхонке жил художник И. Н. Крамской. В доме № 10 останавливался Н. Г. Чернышевский. После Октябрьской революции в доме, который некогда был дворцом Екатерины II (№ 14), находилась Коммунистическая академия. Ныне здесь несколько институтов Академии наук СССР. В 1932 г. храм Христа-спасителя был снесен.