Добавить запись
Петр Сытин: "УЛИЦА ФРУНЗЕ (Знаменка)№
2 июня 2012, 23:37
Улица Фрунзе, бывшая Знаменка, переименована в 1925 г. в память крупнейшего полководца Красной Армии М. В. Фрунзе. Это одна из старейших улиц Москвы. В XII в. здесь пролегала торговая «волоцкая» дорога из Великого Новгорода через Волоколамск в Рязань и другие приокские города. Но в XIII и в начале XIV в., когда московский посад перехватил транзитную торговлю через Москву и сам стал торговать со всеми окружающими городами, торговая дорога направилась к нему от нынешней Арбатской площади по новой, возникшей тогда части «волоцкой» дороги, современной улице Калинина. Знаменка превратилась в улицу тогдашней аристократии, проживавшей в Кремле, которая поставила на ней свои «загородные дворы».
С Моховой улицы сюда выходил одной стороной загородный двор великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия. Улица начиналась у самого Боровицкого моста через реку Неглинную, у которого, на месте современных домов 2—4, в конце XV в. стоял загородный двор князя И. Ю. Патрикеева, двоюродного брата Ивана III. В 1493 г. Иван III, образуя площадь вокруг Кремля, снес и двор Патрикеева. Дворец Софьи Витовтовны в XVI в. стал двором князей Шуйских.
В XVII в. Знаменка при небольшой своей длине (около 600 м) имела пять приходских церквей. Никаких слобод на ней не было, а стояли, главным образом, дворы придворной знати. Двор Шуйских в середине века принадлежал князьям Щербатовым, а в конце века — думному дьяку Автамону Иванову. Напротив, на углу с Волхонкой, был двор окольничего Ф. М. Ртищева, известного ревнителя просвещения в XVII в. Он пользовался большим влиянием при царе Алексее Михайловиче и много содействовал воссоединению Украины с Россией. Впереди его двора по улице стояли мелкие дворы причта церкви Николы Стрелецкого и ее каменные богадельни, причем двор просвирни стоял под горой, посреди современной улицы Фрунзе. Это крайне суживало улицу, почему на плане Пальмквиста 1674 г. она показана здесь непроезжей, тупиком. В 1682 г. эти дворы и богадельни были снесены, и на западную часть улицы перенесена стоявшая напротив церковь Николы Стрелецкого, просуществовавшая здесь 250 лет — до 1932 г. Улица была расширена до 8,5 м —указной ширины 1629 г.
Улица доходила до Арбатских ворот Белого города, которые стояли против старого вестибюля станции метро «Арбатская », а на месте вестибюля стояла церковь Тихона Амафунского, снесенная в 1934 г. До нее улица поворачивала под тупым углом к северу. Это место сейчас вошло в Арбатскую площадь. На северной стороне улицы, у поворота, стояла церковь Саввы Стратилата с домами причта возле нее, на южной — обывательские дворы, а у самых Арбатских ворот — каменная колокольня церкви Тихона, лавки и шалаши торговцев.
В XVIII в. дворы родовой знати по Знаменке захватывает чиновная знать. На месте упраздненной Петром I в 1699 г. стрелецкой слободы у Боровицкого моста царь дал дворы своим учителям — Никите Зотову и Афанасию Вяземскому (современные дома № 2—4). Двор А. Иванова в 1730-х годах перешел к сыну, а затем внуку знаменитого князя А.Д. Меншикова, после них — к генералу Племянникову, у которого в 1782 г. его купил крупный чиновник-миллионер П. Е. Пашков. За двором Пашкова, через Ваганьковский переулок, был на углу Крестовоздвиженского переулка дом графа Р. И. Воронцова.
Этот дом с многоколонным портиком и курдонером впереди, построенный М. Ф. Казаковым, стоит до сих пор. В деревянной пристройке к нему в период с 1776 по 1780 г. был театр Медокса и князя П. В. Урусова, а ранее — итальянцев Бельмонти и Чути, потом Гроти. В 1780 г. театр сгорел, причем огонь уничтожил мебель, гардероб и декорации, писанные Гильфердингом.
После этого актеры целые полгода были без дела, но исправно получали от. Медокса жалованье. Последний набрал 187 мальчиков и девочек, устроил для них школу, в которой их обучали музыке, декламации и танцам. На углу улицы Грицевец (бывшего Большого Знаменского переулка) стояла церковь Знамения, давшая улице старое ее название, она была снесена в 1930-х годах. Дальше по улице стоял двор графа Головкина, в 1750 г. перешедший к графу Ф. А. Апраксину, а за ним — двор генерал-аншефа М. А. Толстого. В 1790-х годах оба двора перешли в руки генерал-майора С. С. Апраксина, построившего здесь в 1792 г. дом, который сохранился в перестроенном виде до нашего времени. Строил этот дом архитектор Ф. Кампорези. Апраксин был большим любителем театра, и в его доме был прекрасный крепостной театр. До 1830 г. у него играла и итальянская труппа. Ставились русские и французские пьесы. В 1827 г. в этом театре смотрел спектакль А. С. Пушкин.
После пожара 1812 г., когда на Арбатской площади сгорел государственный театр, спектакли его были перенесены на сцену театра Апраксина. Первый из них — опера «Старинные святки» — был дан 30 августа 1814 г. Осенью 1818 г. театр перевели в дом Пашковой на углу Моховой и Большой Никитской улиц.
После холеры 1830 г. дом Апраксина купила казна, и в нем был размещен Сиротский институт — училище для детей военных, умерших от холеры. Позже здесь находился кадетский корпус, а затем — с середины XIX в. — Александровское военное училище. Наряду с большими каменными палатами знати, в их дворах стояли деревянные людские избы, кухни, конюшни, погреба, позади палат, как правило, были большие фруктовые и декоративные сады. В результате «оскудения» дворянства многие дворы знати после 1812 г. перешли к купцам и мелким чиновникам.
В 1882 г. из 26 домов по улице принадлежали: знати— два, церквам — шесть, купцам и почетным гражданам — десять, чиновникам — пять, учреждениям — три. Впоследствии на улице и во дворах появились многоэтажные «доходные» дома, в которых селились люди свободных профессий — врачи, инженеры, адвокаты и служащие. В доме № 14 по Знаменке (улица Фрунзе) жил в 1869—1871 гг. основатель Московской консерватории Н. Г. Рубинштейн, а у него на квартире — П. И. Чайковский. Здесь бывали М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков и др. В октябре 1917 г. Александровское военное училище было штабом белогвардейских войск. После победы Великой Октябрьской социалистической революции в нем расположился Реввоенсовет, в котором работал М. В, Фрунзе. Ныне здание надстроено и красиво оформлено большими колоннами и орнаментами по проекту архитекторов Н. А. Посохина и А. Н. Мндоянца.