Добавить запись

Петр Сытин: "УЛИЦА СТАНКЕВИЧА"

3 июня 2012, 12:37

           Свое название улица получила в 1920 г. в память Николая Владимировича Станкевича (1813—1840), философа-идеалиста, игравшего большую роль в Московском литературно-философском кружке 1830-х годов. Прежнее название улицы — Большой Чернышевский переулок. Небольшая улица (длина — 631 м, средняя ширина — 13,7 м) между улицами Герцена и Горького представляет собой фактически два переулка, разделяемые перпендикулярным к ним Елисеевским переулком, в котором они имеют колено в несколько метров. И это явление не случайно. В XVI—XVII вв. на месте Елисеевского переулка был Успенский вражек — овраг, по дну которого протекал ручеек, приток реки Неглинной.  Уже это одно делало в то время невозможным продолжение одного переулка другим по прямой линии. Мостов через овраг тогда не делали, а просто съезжали по откосу оврага к ручью и поднимались от него по другой стороне оврага.

В начале XVIII в., когда на месте оврага был сделан уже переулок, а ручей был водворен в канаву по одной его стороне,  здесь был не один переулок с Большой Никитской на Тверскую улицу, а целых четыре, попарно продолжавших друг друга: улица Станкевича от Большой Никитской до Елисеевского переулка называлась тогда Вознесенским переулком, а продолжение ее до Тверской улицы — иногда Вознесенским, иногда Воскресенским переулком, который выходил южнее дома Моссовета, против Столешникова переулка. Часть же современной улицы Станкевича между Елисеевским переулком и Тверской называлась тогда Новгородским переулком и продолжалась к Большой Никитской улице Никольским (Хлыновским) переулком, который стал тупиком только с 1756 г. Но вследствие  того и в результате исчезновения в конце XVIII в. Воскресенского переулка, застроенного домами графа 3. Г. Чернышева и его соседей, Вознесенский переулок с Большой Никитской стал продолжаться Новгородским переулком. В конце XVIII в. он получил и общее название Чернышевского переулка, по дому графа 3. Г. Чернышева (ныне дом Моссовета), в 1920 г. замененное названием «улица Станкевича».

В Елисеевском переулке уже в 1720 г. стояли торговые бани, хотя несколько севернее, чем современные Чернышевские. Название «Новгородский переулок» произошло от того, что с XVI до начала XVIII в. здесь жили слободками тяглецы Новгородской сотни и Устюжской полусотни. В XVI—XVII вв. на углу с Тверской улицей по обеим сторонам этого переулка был рынок съестных припасов, на месте Моссовета стояли хлебные лавки, а «позади лавочных мест владеют тутошние жители Новгородской сотни тяглою землею». Место хлебных лавок здесь было старинное, упоминающееся уже в грамоте Ивана III 1504 г.

В Вознесенском переулке в 1716 г. находились дворы знаменитого князя-кесаря Ф. Ю. Ромодановского, стольников Скобеева, Борнякова и Коровина, стряпчего с ключом П. Б. Сумарокова и других. Но на улицу выходили главным образом деревянные заборы с воротами, за которыми располагались сады и дворы с деревянными хоромами посреди и службами по сторонам. Начало улицы на углу Большой Никитской занимала по южной стороне церковь Вознесения с кладбищем при ней, построенная при Иване Грозном, а напротив, по северной стороне, стояли дворы ее причта.

В середине XVIII в. генерал-лейтенант Н. М. Леонтьев, имевший большой двор между Хлыновским переулком и улицей Станиславского, купил сад между Хлыновским. Елисеевским переулками и улицей Станкевича и захватил часть Хлыновского переулка, отчего переулок в 1756 г. превратился в тупик. В это время рынка у Тверской улицы уже не было. Двор на месте Моссовета принадлежал фельдмаршалу С. Ф. Апраксину. В большой пожар 1773 г. он погорел, в 1778 г. Был куплен графом 3. Г. Чернышевым. Двор напротив, по северной стороне переулка, у Тверской до 1779 г. принадлежал князьям Прозоровским, а после князьям Шаховским.

В первой половине XIX в. на современной улице Станкевича наиболее интересными были два дома—современные № 6 и 9. Дом № 6 почти два века — XVII и XVIII — принадлежал Сумароковым, деду и отцу известного поэта и драматурга А. П. Сумарокова. Но после 1818 г. он был уже во владении жены генерал-майора Энгельгардта, на дочери которой был женат поэт Е. А. Баратынский, одно время здесь и проживавший. А. С. Пушкин был его восторженным поклонником, писал к нему, брал к своим стихам эпиграфы из его произведений. В 1828 г. Пушкин и Баратынский издали в одной книге свои произведения: «Граф Нулин» (Пушкин) и «Бал» (Баратынский). Дом, в котором жил Баратынский и где бывал Пушкин, построенный между 1760—1764 гг. и позднее перестроенный, стоит внутри двора до сего времени. Перед ним в начале XIX в. был разбит сад, украшенный мраморными статуями. В 1860 г. этот дом был приобретен у князя П. А. Голицына губернским секретарем А. В. Станкевичем, братом знаменитого Н. В. Станкевича. Предки Станкевичей еще в XVIII в. жили позади этого двора — по Брюсовскому переулку. Таким образом, здесь было родовое гнездо Станкевичей, и улица по праву носит имя Н. В. Станкевича.

Несмотря на некоторые перестройки, здание и двор сохраняют вид старого барского дома Москвы начала XIX в. На воротах даже сохранилась мраморная доска со словами: «Свободен от постоя», т. е. от размещения в доме солдат в XVIII в., когда не было еще достаточного количества казарм.  Напротив находится дом № 9, в 1826 г. принадлежавший другу Пушкина — поэту князю П. А. Вяземскому. Главный дом во дворе давно перестроен, но правый двухэтажный флигель, выходящий в переулок, сохранился до наших дней с отделкой фасада и надворным крылечком в том же виде, в каком он был при Вяземском.

В сентябре 1826 г. Пушкин дважды читал здесь «Бориса Годунова». А 14 августа 1830 г., приехав в Москву из Петербурга вместе с Вяземским, Пушкин остановился у него (вероятно, во флигеле, так как главный дом в это время сдавался внаймы), о чем говорит мемориальная доска на доме. 30 августа Пушкин записал здесь в альбом Ю. Н. Бартенева сонет «Мадонна», обращенный к своей невесте Н. Н. Гончаровой. 1 сентября 1830 г. Пушкин выехал отсюда в Болдино.

В 1840-х годах дом № 8, принадлежавший в XVIII в. Советнику Н. В. Колычеву, был приобретен для устройства в нем «кирхи англиканского вероисповедывания». В начале XX в. она заменена новым зданием с башней. В октябрьские дни 1917 г. на этой башне стоял пулемет белогвардейцев, обстреливавший Моссовет.

С конца XIX в. по 1918 г. в доме № 7 находились типография и редакция либеральной «профессорской» газеты «Русские ведомости». Теперь здесь издается газета железнодорожников «Гудок».




комментариев нет