Добавить запись

Петр Сытин: "УЛИЦА ГОРЬКОГО"

3 июня 2012, 12:42

Именем великого писателя А. М. Горького улица названа в 1935 г., за год до его смерти. До этого она называлась Тверской улицей Белого города — от современной площади Революции до Пушкинской площади, Тверской улицей Земляного города — от Пушкинской площади до площади Маяковского и 1-й Тверской-Ямской улицей — от площади Маяковского до Тверской заставы. В этом очерке дается описание первого ее отрезка. Этот отрезок имеет в длину 1 175 м, ширина же его, ранее не превышавшая в среднем 19,3 ж, после реконструкции улицы в 1930-х годах превышает в среднем 40 м.

В древности здесь проходила дорога в Москву из Твери (современного города Калинина), в конце XV в. слившаяся с дорогой из Великого Новгорода. Выходцы из этих городов поставили на дороге свои дворы, лавки, кузницы и пр., уже в XIV в. образовав здесь слободку. Но в XIV и XV вв. улица южнее современного Брюсовского переулка шла к мосту через реку Неглинную, находившемуся в современных Александровских садах против Средней Арсенальной башни Кремля. Лишь в конце XV в., когда был построен деревянный мост против современного Исторического проезда, улица пошла прямо на этот мост.

В XVI в. слободские дворы были почти вытеснены с улицы дворами знати, церквами и монастырями. Только между современными Столешниковым переулком и Пушкинской площадью оставались еще дворы и лавки Новгородской сотни (слободы). В конце века на месте, занимаемом гостиницей «Москва», стояли лавки Мучного, Житного и Солодовенного рядов, а на месте Манежной площади — дворики стрелецкого Стремянного полка.

Между современными Охотным рядом и Советской площадью улица с 1504 г. запиралась на ночь «решетками». «Решетка» у Охотного ряда называлась Житной, у Советской площади — 'Золотой. Боярские палаты на улице в XVII в. в большинстве были уже каменные, но они не выходили на линию улицы, а стояли в глубине обширных дворов, за которыми шли сады; на улицу же выходили заборы с воротами и разные службы. Заборы располагались по улице не по прямой, а по ломаной линии, с той и другой стороны, почему улица в XVII в. Имела в разных местах разную ширину — от 8,5 до 14,9 м. Проезжая часть улицы была устлана бревнами.

Как были застроены лучшие дворы в Новгородской сотне, можно судить по двору в Вяземском (Большом Гнездниковском) переулке, который в 1637 г. принадлежал капитану Вилису Руборцыну. Этот двор имел по переулку 9 саженей (19,2 м), вглубь —23 сажени (49,2 м), всего около 200 квадратных саженей (910,4 кв. м). «На дворе — хоромная горница белая на подклете да повалуша о трех житьях; меж горницы и повалуши — сени с полусеньми, да у ворот погреб, "а по другую сторону баня. а спереди двора городьба, заборы, да вороты дощатые, створчатые, покрыты; да в огороде колодезь на меже (с соседом.— П. С.)».

Тверская улица считалась в XVII и в следующие века главной в городе; по ней проезжали на Посольский двор в Китай-городе иностранные посольства, проезжал царь. На ней стояло два монастыря: Моисеевский — на современной Манежной площади и Воскресенский — против Брюсовского переулка; четыре церкви: Илии пророка, Спаса Преображения, Василия Кесарийского и Дмитрия Солунского. Кроме существующих сейчас переулков, на улицу выходили еще: 2-й Леонтьевский переулок — против современного Георгиевского; переулок без названия — между улицей Огарева и Брюсовским переулком; Адуевский переулок — против него; к Гагаринским прудам — Жуков переулок — против Брюсовского; Вознесенский переулок — между ним и зданием Моссовета, против Столешникова переулка; Квасной переулок — против улицы Станкевича, вошедший позже в северную часть Советской площади; Малый Алексеевский переулок — между улицей Немировича-Данченко и Козицким переулком; Молочный переулок — между Козицким и Пушкинской площадью, против Большого Гнездниковского переулка.

Все эти переулки исчезли в XVII или XVIII в. В XVIII в., когда столица была перенесена в Петербург, по Тверской улице цари торжественно въезжали в Москву на коронацию, для празднования военных побед и пр., и улица на их пути украшалась картинами, коврами, зеленью. Для триумфального въезда Петра I в 1722 г. по случаю мира со шведами были устроены ворота «к прославлению богоданного мира и к достодолжной похвале монарха» в Белом городе, у снесенных для этого Тверских ворот, по проекту архитектора И. Г. Устинова, за счет Строгановых.

В это время улица была застроена уже на всем протяжении домами вельмож, выходившими большей частью на улицу. Первым построил здесь при Петре I великолепный, лучший в Москве, трехэтажный дом в итальянском вкусе — с балконами, колоннами и пр., — сибирский воевода князь М. П. Гагарин. Дом находился между проездом Художественного театра и Советской площадью; руины его были снесены только в 1912 г. В 1782 г. великий русский зодчий М. Ф. Казаков построил для графа 3. Г. Чернышева, вскоре ставшего московским генерал-губернатором, дом-дворец (современный дом Моссовета до его надстройки). Им же построен дом для Козицкой; в нем (перестроенном до неузнаваемости) сейчас находится «Гастроном» № 1.

Но наряду с дворцами по улице стояли и ветхие деревянные домишки. О них поэт П. А. Вяземский писал в начале XIX в.:

 

...здесь чудо — барские палаты

С гербом, где венчан знатный род.

Вблизи на курьих ножках хаты

И с огурцами огород.

 

На углу с современным проездом Художественного театра, на участке князя Голицына, по улице стояли деревянные конюшни и амбары. После пожара 1812 г. на улице было построено много больших каменных домов; в них появились магазины платья, обуви, ювелирных изделий и др. На воротах домов и над окнами запестрели вывески всевозможных мастеров — до «мозольного мастера» включительно. Из семи гостиниц, бывших тогда в Москве, шесть находились на Тверской улице. В 1820 г. лихие ямские тройки, возившие пассажиров между Москвой и Петербургом, были заменены «дилижансами» — многоместными каретами, в которых каждый мог заранее купить место на определенный день. Улица стала шумной и многолюдной.

А. С. Пушкин, приезжая в Москву, останавливался большей частью в гостиницах на Тверской и бывал у друзей и знакомых, живших тоже на этой улице или близ нее. 26 декабря 1826 г. он с другими поэтами был на вечере у княгини 3. А. Волконской (в доме № 14, где ныне «Гастроном» № 1) и провожал уезжавшую в Сибирь к мужу жену декабриста М. И. Волконскую. Эти проводы прекрасно описаны Н. А. Некрасовым в поэме «Русские женщины».

Этот дом принадлежал в то время князьям Белосельским-Белозерским, дочерью которых и была 3. А. Волконская. У нее был салон, который посещали поэты, писатели, художники. Бывал здесь и Адам Мицкевич. 3. А. Волконскую Пушкин называл «царицей муз и красоты» и посвятил ей стихотворение. В 1860-х годах в этом доме помещался пансион Репмана. Тогда же дом был продан поставщику сапожного товара в военное ведомство Малкиелю и роскошно, хоть и аляповато, им отделан. После него до Великого Октября дом принадлежал торговцам братьям Елисеевым, которые его переделали для своего гастрономического магазина.

По другой стороне Козицкого переулка находился дом обер-полицмейстера Москвы Шульгина, потом Шевалдышева и др. Шевалдышев устроил здесь первоклассную гостиницу, которая, однако, с течением времени пришла в упадок и превратилась в плохие меблированные комнаты. Здесь же была контора дилижансов.

В соседнем по Тверской улице владении, доходившем до Большой Дмитровки (где теперь театр Станиславского и Немировича-Данченко) и принадлежавшем главнокомандующим Москвы XVIII— начала XIX в. графам Салтыковым, в 1800 г. у крепостного человека Петра Погодина родился будущий историк М. П. Погодин.

М. Ю. Лермонтов в последний свой приезд в Москву в 1841 г. часто бывал у общественного деятеля, славянофила Ю. Ф. Самарина (на северном углу проезда Художественного театра) и перед отъездом вручил ему свое стихотворение «Спор». В гостинице «Дрезден» (на углу Космодамианского, ныне Столешникова переулка) Н. В. Гоголь посещал своего большого друга А. О. Россети-Смирнову, приезжавшую из Калуги.  Позже в гостинице жили А. Н. Островский (с 17 по 28 мая 1886 г.) и художник В. И. Суриков, который здесь и умер в 1916 г.

Свое значение главной улицы города Тверская сохраняла весь XIX в. и в начале XX в. Здесь строились лучшие дома, гостиницы, магазины; здесь же появился в 1880-х годах первый в Москве частный «Пушкинский театр» Бренко, первый «синематограф» (кинотеатр) и др. Кроме А. С. Пушкина, на Тверской проживали историки Н. М. Карамзин и М. П. Погодин. В гостинице «Мадрид я Лувр» (находилась на месте дома № 15 по улице Горького) проживали писательница Т. Л. Щепкина-Куперник и артистка Д. Б. Яворская, у которых часто бывал А. П. Чехов. В доме № 3 жил художник И. Д. Никитин (дом не сохранился).

В начале XX в. на улице построено несколько больших, красивых домов. В их числе — дом булочника Д. И. Филиппова (современный дом № 10), построенный в 1912 г. по проекту архитектора Эйхенвальда. В ресторане при булочной (ныче ресторан «Астория») роспись производил художник П. П. Кончаловский, скульптуру делал С. Т. Коненков. В связи с реконструкцией улицы Горького дом № 10 (Д. И. Филиппова) был надстроен.

После Великого Октября улица стала главной артерией праздничных манифестаций москвичей, идущих на Красную площадь. 3 ноября 1918 г. с балкона дома Моссовета В. И. Ленин произнес речь перед трудящимися Москвы. Здесь 24 ноября 1918 г., в День красного офицера, он выступил перед курсантами, а 19 января 1919 г. произнес речь на демонстрации протеста против злодейского убийства К. Либкнехта и Р. Люксембург. 16 октября того же года В. И. Ленин выступал перед мобилизованными на фронт рабочими-коммунистами.

24 февраля 1921 г. В. И. Ленин выступал в Белом зале Моссовета на собрании актива Московской партийной организации. По улице Горького в 1933 г. прошел первый в Москве троллейбус — от площади Революции до Белорусского вокзала.

После 1935 г. улица преобразилась соответственно генеральному плану реконструкции Москвы. Она расширена от площади Охотного ряда до Советской площади более чем в два раза, причем старые дома снесены, а один дом (бывший Саввинского подворья) передвинут внутрь двора. По новой красной линии стали большие многоэтажные дома № 4 и 6, корпуса «А» и «Б» (архитектор А. Г. Мордвинов), которые с построенными в 1936 г. в Охотном ряду двумя домами — Совета Министров СССР и гостиницы «Москва» — составили основу для дальнейшей застройки улицы. В 1939 г. было передвинуто в глубь квартала на 14 ж и надстроено двумя этажами здание Моссовета (архитектор Д. Н. Чечулин). Новыми домами застроена левая сторона от улицы Огарева до Пушкинской площади, а на правой стороне возведено новое здание между Советской площадью и улицей Немировича-Данченко.

Одно из новейших больших зданий стоит между Моссоветом и Брюсовским переулком (архитектор В. С. Андреев). Дома № 1—5 по западной стороне улицы, построенные в XIX — начале XX в., заняты в настоящее время гостиницей Националь» (№ 1), театром имени М. Н. Ермоловой (№ 5), магазинами и различными учреждениями.

От улицы Немировича-Данченко до Пушкинской площади по восточной стороне улицы стоят старые дома, из которых крайний, у площади, надстроен в советское время, а по нечетной стороне от Моссовета — новые корпуса «В» и «Г»(дома № 15 .и 17), построенные в 1939—1940 гг. по проекту архитектора А. Г. Мордвинова. В домах № 4, 9, 15 и 17 обращают на себя внимание высокие арки ворот, ведущие в Георгиевский, Брюсовский, Большой Гнездниковский переулки и на улицу Станиславского.

В современном доме № 8 с 1944 по 1945 г. жил писатель Вячеслав Шишков, о чем говорит мраморная мемориальная доска на стене этого дома. В доме № 14 провел последний год (1935—1936) своей жизни писатель-коммунист и пламенный патриот Н. А. Островский. Здесь он закончил первый том романа «Рожденные бурей», ставший вместе с романом «Как закалялась сталь» настольной книгой миллионов читателей нашей страны и далеко за ее рубежами. 22 октября 1940 г. в квартире Н. А. Островского был открыт музей. В нем бережно сохраняется комната, служившая больному писателю и спальней и кабинетом. В остальных помещениях развернута экспозиция, широко раскрывающая документальными материалами, фото, произведениями живописи, книгами жизненный и творческий путь этого вдохновенного борца за коммунизм, а также показывающая значение его литературного наследия в наши дни.

В 1947 г. по обеим сторонам улицы вдоль тротуаров посажены тенистые деревья.




комментариев нет