Добавить запись
Петр Сытин: "ПРОЕЗД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА"
5 июня 2012, 23:47
Проезд занимает всего один квартал между улицами Горького и Пушкинской; на нем только шесть домов по обеим сторонам. Но среди них находится дом, в котором помещается известный всему миру Московский Художественный театр имени А. М. Горького.
До 1925 г. эта улица называлась Камергерским переулком, до начала XIX в. — Старогазетным, а в XVII—XVIII вв. — Спасским переулком. Улица известна с XVI в., когда между нею и параллельным ей Георгиевским переулком был устроен Георгиевский женский монастырь, упраздненный только после пожара 1812 г. Главные ворота монастыря выходили в исчезнувший в XVII в. небольшой переулок, шедший от них к Тверской улице, с которой и совершался въезд в монастырь царей и других знатных лиц.
Северной своей оградой монастырь выходил на современный проезд Художественного театра и тянулся почти до середины его. На углу проезда с Пушкинской улицей, против монастыря, стоял в XVII в. двор Собакиных — родственников третьей жены Ивана Грозного, позже перешедший к Стрешневым — родственникам второй жены царя Михаила Федоровича. Здесь же стоял дом окольничего князя С. Львова (современный дом № 3, МХАТ), а на углу Тверской (дом № 1) окольничего князя Г. Г. Ромодановского. Перед ним, на самом углу, стояла каменная церковь Спаса преображения, по которой переулок тогда и назывался Спасским.
Дом по южной стороне улицы на углу Тверской (№ 2) принадлежал в конце XVII в. князю М. А. Голицыну. Рядом находилось кладбише церкви Спаса и впереди его — четыре деревянных домика церковного причта. Между ними и монастырем стоял двор князя Ф. Ю. Ромодановского — «князя-кесаря», ближайшего сподвижника Петра I. В это время двор князя С. Львова принадлежал уже А. И. Милославскому, родственнику жены царя Алексея Михайловича. Трудно предположить, что дворы по северной стороне, против монастыря, принадлежали родственникам цариц XVI—XVII вв. случайно. Скорее можно думать, что дворы были им пожалованы.
По дошедшим до нас сведениям, можно себе представить, какой вид имела улица в конце XVII в. На углу с Тверской, выдаваясь вперед в переулок, стояла ветхая церковь Спаса, каменная, с каменной же колокольней. Рядом с ней находился одноэтажный деревянный домик ее священника. За этим домом к востоку тянулся длинный деревянный забор с воротами двора Милославского, в глубине которого были каменные палаты. Далее, до Большой Дмитровки, стоял деревянный же забор, но без ворот, двора Стрешнева; за забором был большой фруктовый сад.
По другой стороне улицы на углу Тверской была деревянная конюшня князя Голицына. За ней меж заборов стояли по улице тыловой стороной деревянные амбары. Дальше шли уже указанные выше четыре деревянных домика причта на кладбищенской земле церкви Спаса, а за ними — деревянный забор с воротами двора князя Ф. Ю. Ромодановского.
За двором же Ромодановского тянулся до самой Большой Дмитровки каменный забор монастырского кладбища Георгиевского монастыря. Таков был невеселый пейзаж этой улицы в конце XVII в Сама улица была в то время шириной всего около 7 м.
В 1757 г. домом № 3 владела дочь Л. А. Милославского — С. Л. Бахметева, в 1767 г. продавшая его Т. А. Пассек, а та в 1776 г. уступила его князю П. И. Одоевскому, владевшему уже с 1767 г. северной частью современной территории МХАТ. Соседями его в это время были: по дому № 1 — князь М. И. Долгоруков, подому № 5 — поручик И. Н. Стрешнев. Дом № 2 принадлежал камергеру князю С.М. Голицыну. Он владел им и в начале XIX в., поэтому переулок до 1925 г. назывался Камергерским.
В 1773 г. на Тверской и в ее окружении был большой пожар. Погорели дома и в Спасском переулке. На месте сгоревших построили новые. Князь М. И. Долгоруков построил в глубине своего двора двухэтажные каменные палаты, простоявшие до 1930-х годов. В них в 1920-х годах находилась 2-я студия Московского Художественного театра. Князь П. И. Одоевский построил на месте сгоревшего дома деревянные хоромы на старом каменном фундамента. Но они стояли тогда за забором, так как улица не была еще расширена за счет дворов. На месте забора двора Стрешневых стояли уже два отдельных каменных здания.
По южной стороне улицы после пожара 1773 г. Князь С. М. Голицын построил вновь на прежних местах деревянную конюшню на самом углу с Тверской улицей и деревянный амбар подальше к востоку. Причт церкви Спаса восстановил свои деревянные домики. Во дворе, принадлежавшем раньше князю Ромодаиовскому, а затем князю С. Н. Трубецкому, были построены каменные и деревянные здания. Дальше шел по-прежнему каменный забор Георгиевского монастыря.
В 1789 г. церковь Спаса преображения была снесена, снесен и двор ее священника, а земля, бывшая под ними, пошла отчасти на расширение улицы, отчасти перешла во владение князя Долгорукова (дом № 1). В это время произошло некоторое расширение улицы и за счет двора князя Одоевского. Земля церкви Спаса по другой стороне улицы, где раньше находилось кладбище и домики причта, перешла во владение князя Голицына (дом № 2).
В пожар 1812 г. все дома на улице сгорели. После этого улица была расширена — за счет дворов по северной стороне — до 15 ж. Князь П. И. Одоевский в 1817 г. построил на старом фундаменте каменный дом с двумя флигелями по бокам, соединенными двухэтажными галереями. Дом имел портик и колонны, красивые ворота и решетки между центральным домом и флигелями и являлся украшением всей улицы.
Каменными домами были застроены и соседние владения. Но веяние времени сказалось и на этой аристократической улице: на углу Тверской улицы (дом № 1) появился «Санкт-Петербургский магазин бриллиантовых вещей». Этим домом владела уже С. Ю. Самарина, мать известного славянофила Ю. Ф. Самарина, здесь одно время и проживавшего. Дом № 5 принадлежал Е. П. Глебовой-Стрешневой. После смерти в 1826 г. князя П. И. Одоевского дом перешел к его племяннице В. И. Ланской, у которой проживал ее племянник — известный писатель князь В. Ф. Одоевский. Его маленькая комната помещалась в надстройке над воротами, ныне не существующими, и была полна книгами, нотами, произведениями искусства, археологии и пр. Здесь собирался кружок, вошедший в историю литературы. В. Ф. Одоевский был близок с А. С. Грибоедовым и Д. В. Веневитиновым, вместе о декабристом В. К. Кюхельбекером издавал передовой журнал своего времени «Мнемозина».
После смерти В. И. Ланской дом перешел к ее двум сыновьям и дочери, которые продали его в 1851 г. С. А. Римскому-Корсакову. Этот Корсаков был сыном знаменитой Марьи Ивановны, дом которой на современной Пушкинской площади А. С. Грибоедов изобразил, по мнению москвичей, как дом Фамусова. По некоторым предположениям, жена С. А. Римского-Корсакова послужила Грибоедову оригиналом для создания образа Софьи. Корсаков вел жизнь не по средствам, и дом его в Камергерском переулке в 1872 г. был продан с аукциона за долги. Но за 20 лет владения этим домом Корсаков значительно ухудшил его внешний вид: в 1852 — 1853 гг. он снял его портик и колонны, удалил выступавшее вперед одноэтажное здание, на которое опирались колонны, хотел устроить лавки в нижнем этаже дома и во флигелях и для этого пробил в них двери на улицу.
На аукционе дом приобрели купцы Степанов и Лианозов. Степанов скоро умер, и его наследники продали свою часть совладельцу Лианозову. Последний уже в 1880 г. Приспособил дом под театр и сдавал его разным антрепренерам. В 1882 г. здесь был открыт «Русский драматический театр», перешедший вскоре к Ф. А. Коршу. В 1885 г. театр перешел в собственное здание, построенное с помощью А. А. Бахрушина в Богословском переулке (ныне улица Москвина).
В 1885—1888 гг. в современном помещении МХАТ начинал свою деятельность и частный оперный театр С. И. Мамонтова. В 1902 г. дом Лианозова был заарендован Московским Художественным театром, переехавшим сюда из Каретного ряда. Перестройкой помещений для Художественного театра руководил архитектор Ф. О. Шехтель.
Открытие театра в этом здании состоялось 25 октября 1902 г. Шла пьеса А. М. Горького «Мещане». По словам К.С.Станиславского, пьесы А. М. Горького определили «общественно-политическую линию» театра. В 1932 г. Московскому Художественному Академическому театру СССР было присвоено имя великого пролетарского писателя.
Художественный театр утвердил в мировом репертуаре драматургию А. П. Чехова и А. М. Горького. Оставаясь глубоко национальным по своей сценической форме, он оказал огромное влияние на развитие театрального искусства мира. Разработанная К. С. Станиславским система сценического творчества нашла широкое применение в театрах многих стран. Вместе с В. И. Немировичем-Данченко он воспитал несколько поколений выдающихся советских артистов. Художественный театр бережно хранит и обогащает лучшие традиции русского театра.
Во второй половине XIX в. соседние дома перешли в руки Хлудова, потом Шаблыкина и других. Они устроили в своих домах магазины, и улица стала торговой. Георгиевский монастырь последовал примеру купцов: надстроил свои дома, воздвигнутые в начале XIX в. на месте ограды, и также устроил в них помещения для лавок. Лианозов в 1914 г. снес восточный флигель и построил на его месте шестиэтажный дом для организации в нем выставок (ныне в нем музей МХАТ и другие его учреждения).
В 1951 г. был снесен и западный флигель. Старые двух-трехэтажные флигеля дома № 5 были в начале XX в. также заменены шестиэтажным домом с магазинами. Реконструкция улицы Горького в 1930-х годах совершенно изменила облик проезда Художественного театра. На месте домов № 1 и 2 сейчас стоят многоэтажные здания, выходящие фасадом на улицу Горького. Часть дома № 2, выходящая в проезд Художественного театра, занята квартирами советских писателей. Среди магазинов больше всего книжных. В доме № 5/7, на углу с Пушкинской улицей, проживал с 1921 по 1934 г. и умер народный артист Л. В. Собинов, о чем говорит прикрепленная к стене дома в 1953 г. Мемориальная доска. В этом же доме жил многие годы выдающийся артист МХАТ Н. П. Хмелев.
По генеральному плану реконструкции Москвы проезд Художественного театра явится частью магистрали-полукольца между центром и Бульварным кольцом. В связи с этим он будет расширен и застроен на всем протяжении большими зданиями.