Добавить запись

Петр Сытин: "УЛИЦА МАРХЛЕВСКОГО" (Милютинский переулок)

6 июня 2012, 0:33

Улица Мархлевского получила свое название в 1925 г. В память видного польского коммуниста Юлиана Мархлевского (1866—1925 гг.). Он приехал в 1918 г. в РСФСР, работал в Коминтерне, Наркоминдеде и был ректором Коммунистического университета народов Запада. Прежнее название — Милютинский переулок — было дано улице по стоявшей на ней с 1714 г. шелковой и позументной фабрике бывшего комнатного истопника Петра I—Алексея Милютина, потом крупного богача. 

До этого улица называлась Казенной улицей и Казенным переулком — по стоявшему на ней с конца XVII в. «казенному двору» Семеновского полка, в котором хранилось различное его имущество (по-старинному — «казна»). Улица Мархлевского находится между улицей Кирова и Сретенским бульваром. Длина ее — 587,2 м, средняя ширина — 12 м. Улица известна с XV в., когда на ней, на углу с современной улицей Кирова, была построена в 1471 г., в память заключения Иваном III мира с Новгородом, деревянная церковь архидиакона Евпла.

В XVI—XVII в. улица служила дорогой от Ильинских ворот Китай-города к Сретенским воротам. Была заселена «тяглецами» Мясницкой черной полусотни и Покровской черной сотни — слобод торговцев и ремесленников. В 1657 г. деревянная церковь Евпла была заменена ими каменной. С XVI в. на западном углу улиц Мархлевского и Кирова стоял обширный (около 1 га) двор бояр Волынских, в XVII в. перешедший к касимовскому царевичу. После чумы 1654 г., когда кладбище у церкви Евпла было заполнено и для нового .'были взяты дворы ее причта, три новых двора причта, очень .маленькие, появились на самом углу с современной улицей "Кирова, на земле касимовского царевича, очевидно, с согласия последнего.

В 1620 г. по нечетной стороне улицы, кроме двора Волынских, стояло еще 10 дворов—дьяков, подьячих и других лиц. Длина их по улице составляла 283,8 му т. е. менее половины .длины улицы. Очевидно, в перепись не вошли «тяглые» дворы, после польской интервенции и пожаров 1611 г. лежавшие «впусте». По четной стороне, кроме церкви Евпла и ее кладбища, стояло 39 дворов до «прудка» в современном Бобровом переулке и 12 дворов за ним. Принадлежали они сторожам и другим мелким дворцовым служащим, но среди них был и двор царского лекаря, и двор «государева казенного наплечного мастера» (палача), и двор священника церкви Спаса за золотой решеткой в Кремлевском дворце. Длина 31 двора и церкви Евпла по четной стороне улицы — 513,4 м — равнялась почти всей длине улицы, принимая во внимание, что здесь лежал еще «прудок».

Интересно, что уже в то время здесь стояло четыре двора «немчинов» (иностранцев). Шелковая мануфактура А. Милютина была в XVIII в. одним из крупнейших предприятий в Москве. В 1728 г. Она занимала два двора на углу с современным Бобровым переулком, на которых стояло четыре жилых и 16 производственных зданий. В последних находилось 107 станов. Число рабочих неизвестно. Удельный вес фабрики был настолько велик, что с того времени Казенная улица стала называться Милютинским переулком.

В пожар 1737 г. фабрика сгорела, но потом отстроилась и просуществовала еще около 100 лет. В 1790-х годах по нечетной стороне переулка, в глубине двора, была построена французская католическая церковь св. Людовика, для чего было куплено два огромных владения (современные дома № 7 и 9) с садом, простиравшимся до Малой Лубянки. Количество дворов иностранцев в переулке в связи с этим увеличилось.

В то же время ветхая православная церковка Евпла была .заменена новой (снесена в 1926 г.). Пожар 1812 г. переулка не затронул. В 1818 г. часть дворов перешла от дворян к купцам, а в 1829 г. на месте шелковой фабрики Милютина был выстроен римско-католический костел Петра и Павла. Таким образом, Милютинский переулок превратился в церковный центр московских католиков. При их церквах появились богадельни и другие учреждения благотворительного и просветительного характера. В 1849—1854 гг. в переулке находилось 10 дворов по четной и 10 по нечетной стороне. Все выходившие в переулок дома были каменными, в один-два этажа; между домами были каменные же заборы с воротами; за заборами виднелись сады.

Пять дворов принадлежали церквам; из 15 других домовладельцев семь носили иностранные фамилии. В их числе — почетный гражданин А. Я. Колли. 13 декабря 1873 г. в доме № 12, Херодинова (современный дом № 14), родился выдающийся русский поэт В. Я. Брюсов. В доме № 17 в 1884 г. останавливался знаменитый художник И. Е. Репин. В 1901 г. Шведско-датско-русское общество получило концессию на московский телефон и к 1915 г. довело число абонентов до 50 тысяч. По Милютинскому переулку была построена Центральная телефонная станция (дом № 5) — большое многоэтажное здание.

Во время Октябрьской революции положение станции на возвышенной местности давало возможность засевшим в ней юнкерам обстреливать красные отряды на далеком расстоянии. В переулке были построены баррикады и проволочные заграждения. Бои за станцию продолжались несколько дней. Красногвардейцы и рабочие все время обстреливали ее с крыши недостроенного дома № 20/2 на углу Милютинского и Юшкова (современного Боброва) переулков. В разгар боя Сокольнический красный отряд пробрался к дому № 17, где находились меблированные комнаты «Родина», и занял там удобную позицию. Отряд Городского района захватил костел Петра и Павла (дом № 18). Окруженные революционными отрядами, белогвардейцы 1 ноября сдали станцию.

В советское время переулок мало изменился. На месте снесенной церкви Евпла долгое время стоял огромный макет телефонного аппарата — эмблема главного учреждения в переулке. Теперь здесь площадка для стоянки автомобилей. В конце переулка был выстроен в 1920-х годах новый пятиэтажный дом, причем переулок перед ним был несколько расширен. Новый дом построен и на углу Боброва переулка.




комментариев нет