Добавить запись

Петр Сытин: "МОСКВОРЕЦКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ"

8 июня 2012, 18:24

 Москворецкая набережная, между Москворецким и Большим Устьинским мостом, образована в 1795—1798 гг. Именно в эти годы берег реки был укреплен сваями, надсыпан землей и образовалась проезжая улица. В 1801 —1806 гг. набережная была облицована камнем. Несколько позже набережная улица была отделена от реки металлической решеткой, замощена и обсажена деревьями. Для водовозов, бравших воду из Москвы-реки, были устроены двусторонние спуски к реке. В 1936—1937 гг. набережная была реконструирована и облицована гранитом.

Путешественник Амвросий Контарини (1476 г.) оставил нам любопытную запись о торге зимой на реке Москве. «В конце октября река, протекающая посреди Москвы, покрывается крепким льдом, на котором купцы ставят лавки свои с товарами и, устроив таким образом целый рынок, прекращают почти совсем торговлю свою в городе. Они полагают, что эти места, будучи со всех сторон защищены, менее подвержены влиянию стужи и ветра. На таковой рынок ежедневно в течение всей зимы привозят хлеб, мясо, свиней, дрова, сено и прочие нужные припасы».

Англичанин А. Джениксон (1557—1571 гг.) отмечает изменившийся характер этого рынка через 100 лет. «На льду реки... торгуют хлебом, глиняными горшками, кадками, санями и пр.». В это время Великая улица (недавний Мокр и некий переулок) уже была отделена от берега реки Москвы стеной Китай-города. В 1586—1593 гг. и остальная часть набережной к востоку была отделена от реки стеной Белого города. В связи с этим и торговля в XVII в. перешла к Москворецкому мосту и на современную Москворецкую улицу, где находились щепной, живорыбный и другие ряды.

Москворецкий мост, соединявший Москворецкую улицу с Балчугом, известен с XVI в. До середины XVIII в. он был деревянным «живым», т. е. состоял из связанных друг с другом бревен, лежавших прямо на воде. Когда по мосту проезжала подвода, бревна под ней то опускались, то вновь поднимались из воды. Во второй половине XVIII в., как можно заключить из гравюры Махаева 1763—1765 гг., он был устлан толстыми досками и имел по сторонам поручни. С 1782 г. он лежал на деревянных быках, поднятых высоко над водой.

Был возбужден вопрос об устройстве на его месте каменного моста, но Екатерина II в 1791 г. отклонила это предложение из-за денежных затруднений государства. Только 15 июля 1830 г. состоялась закладка каменного Москворецкого моста; но каменными были только одни быки, а фермы и помост —деревянные. Мост был окончен в 1833 г. Строил его генерал- майор П. Я. Девитте. В мае 1870 г. этот мост сгорел, и в 1872 г. инженером В. К. Шпейером был построен железный мост на четырех каменных быках. Он простоял до 1938 г.

Берег реки перед стенами Китай-города и в других местах был огорожен сваями, но слабо. В 1707—1708 гг. Петр I возвел на набережной, между стеной Китай-города и рекой, земляные бастионы, закрыв ими имевшиеся в стене стоки в реку. В 1760-х годах в восточной части набережной до реки Яузы стена Белого города была снесена, и на Васильевском лугу, находившемся позади нее, построен Воспитательный дом. Он строился по проекту архитектора Ю. М. Фельтена и под наблюдением архитектора К. И. Бланка крепостным архитектором Демидова Ситниковым.

Забор, продолжавший восточную стену Китай-города до реки Москвы, отгородил более половины всей набережной во владение Воспитательного дома, который даже за забором, возле стен Китай-города, владел Васильевскими банями. В 1782 г. к этим баням были устроены в стене Китай-города, против Псковского переулка,  проломные ворота, недавно снесенные, а для стока нечистот — арка в стене возле них, позже заложенная.

Васильевские бани занимали небольшое пространство и состояли из 11 небольших строений, в числе которых были: две бани, мужская и женская, четыре баньки, две сторожки и три камеры для проживания прислуги и хранения дров. Вокруг бань грязь была непроходимая. По плану Москвы 1775 г. между Москворецким мостом и устьем реки" Яузы, по берегу реки Москвы, должна была быть устроена набережная улица. Но Воспитательный дом, имевший особые привилегии, долго препятствовал этому. Только в 1795 г., после специального указа Екатерины II Васильевские бани и забор были снесены и по берегу проложена улица.

В 1801 — 1806 гг. против Воспитательного дома была устроена каменная набережная. Работами руководил Левицкий, брат знаменитого художника. Но еще раньше под стеной Китай-города были построены каменные амбары для хранения хлеба, привозимого в город по Москве-реке. Позже продажа хлеба, крупы, овса и прочего была перенесена на Болотную площадь, а набережная обсажена голландскими липами. До 1914 г. на набережной от Москворецкого до Устьинскогомоста в «великий пост» продавали большими вязками сушеные грибы, в кадках — кислую капусту и прочую «постную снедь».

В 1924—1926 гг. стены Китай-города ремонтировались, и все примыкавшие к ним изнутри и снаружи строения были снесены. В настоящее время, после устройства в 1937 г. Гранитных стен набережных, заасфальтированная Москворецкая набережная представляет собой часть многокилометровой магистрали по левому берегу реки Москвы. Выходившая на набережную стена Китай-города снесена. Новый Москворецкий мост с Москворецкой набережной на Большую Ордынку построен в 1938 г. по проекту инженера В. С. Кириллова и архитектурно оформлен академиком А. В. Щусевым. Это — целая широкая улица над рекой Москвой с арками под ней на набережных Москвы-реки дли проезда автомобилей.




комментариев нет