Добавить запись

Петр Сытин: "КРЕМЛЕВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ"

8 июня 2012, 18:26

 Медленно и величаво струит теперь свои воды мимо Кремля обновленная и щедро снабженная волжской водой Москва-река. Берега ее одеты в серый гранит, вдоль них лежат прекрасные набережные, через реку перекинуты высокие мосты мощной и красивой архитектуры. А под древними стенами и башнями Кремля — широкая гладь асфальтового проспекта, окаймленного с одной стороны, у реки, красивым парапетом, а с другой, возле стен Кремля, — аллеей густолиственных деревьев. По асфальту беспрерывно мчатся автомобили. Такова Кремлевская набережная в наше время. И глядя на нее с находящихся на ее концах Большого Каменного или Москворецкого мостов, поднимая глаза на возвышающийся над нею Кремль— чудесный памятник истории' и древнерусского зодчества, невольно переносишься мыслью в далекие времена начала русской истории, видишь сквозь дымку веков иные картины.

В IX—X вв. нашей эры на месте Кремля стоял высокий холм. По реке мимо холма плывут лодки. В лодках — восточные купцы, пробирающиеся по мелким притокам Волги и впадающим в нее рекам к притокам Ильмень-озера, чтобы проехать ближайшим путем из Каспийского в Балтийское море для торговли с Западной Европой. Вот лодки остановились у пересекающего реку на месте Большого Каменного моста брода — каменной гряды, и их тянут по берегу волоком... К лодкам сбегают с холма его жители и обменивают продукты земледелия, воск, мед и пушнину на ткани, оружие и украшения. XII век.

По-прежнему по реке Москве плывут лодки с купцами и товарами, но это уже русские купцы и товары — из Киева, Смоленска, Новгорода, Рязани, Владимира-на-Клязьме и других городов, торгующих друг с другом. У брода пересекаются две сухопутные дороги. Одна из них проходит под Кремлевским холмом, по современной набережной. Наибольшее оживление здесь зимой, когда река скована льдом и когда все дороги проезжие.

В 1156—1158 гг. на холме строится «город» (крепость), в 1331 г. впервые обозначенный словом «Кремль». В городе живет дружина Владимиро-Суздальского великого князя, она охраняет дороги и берет с купцов в пользу князя пошлину за проезд по его землям. XIV век. Новая дубовая стена Кремля проходит возле самой реки. Кроме реки Москвы, торговые дороги идут теперь посуху с разных сторон к Кремлю. Через Москву-реку переброшен «живой» бревенчатый мост. Он ведет на Ордынку — дорогу в Орду, с которой при Калите завязаны оживленные торговые сношения. Центр жизни набережной переместился от брода к мосту. Здесь стоят торговые шалаши, лари, скамьи и т. п.

Конец XV века. Иван III строит кирпичные стены и башни Кремля, подвигая их еще ближе к реке. Дорога по набережной упраздняется. Мост переносится ниже по реке, против современной Красной площади. В 1495 г. берега реки очищаются от всех построек. Набережная под Кремлем пустеет. Для усиления защиты Кремля от наводнений на ней в 1600—1603 гг. строится вторая каменная стена.

Конец XVII —начало XVIII века. На месте древнего брода строится в 1687—1693 гг. Большой Каменный мост, действительно большой — свыше 100 м длиной — и действительно каменный, с семью арками, из которых самая большая посреди моста делает его горбатым. На мосту — каменные лавки и некоторые другие учреждения. На набережной, вокруг угловой Водовзводной башни Кремля, возводится массивная стена из крупных кирпичей, около 50 кг весом каждый, для предохранения башни от разрушения водой при слиянии здесь реки Неглинной с Москвой-рекой. Эта стена на глубине одного метра была случайно обнаружена здесь в 1924 г. При прокладке канализационной траншеи.

На Кремлевской набережной, у Тайницких ворот при: Петре I был сооружен в 1691 г. небольшой стеклянный завод, и берега реки здесь кое-где были укреплены сваями. В 1707—1708 гг. на набережной были устроены земляные валы и бастионы—часть кольца, охватившего тогда Кремль и Китай-город.

После перевода в 1713 г. столицы в Петербург и запустения Кремля его набережная была обращена в место свалок мусора. В 1770—1771 гг. набережная была обшита бревнами, по проекту В. И. Баженова. Но свалка на ней продолжала оставаться. По плану «регулирования» Москвы 1775 г. по берегам реки должны были быть открыты набережные улицы. Однако это было не таким-то легким делом: набережной не чинили; кроме того, несмотря на «высочайше» утвержденный план, полиция по-прежнему продолжала сдавать места у Москворецкого моста под застройку. Так, в 1775 г. ею было сдано в аренду прапорщику Данилову на 15 лет несколько участков, которые он «застроил каменными лавками, жилыми покоями и всяким дворовым строением; занял весь, до самой реки, берег, внутри которого поделал глубокие и просторные погреба для ставки питей; присвоил себе половину Москвы- реки и заставил ее подвижными с рыбой садками... даже и самое то место (против Тайницкой башни), с помостами и плотами, где духовная церемония (крещенское водосвятие) происходила, отдавал внаймы для мытья белья...»1.

В 1790 г. это было признано злоупотреблением, за что все строения Данилова отобраны в казну и... проданы другим владельцам. В 1793 г. граф А. Г. Орлов-Чесменский получил здесь место для постройки на нем дома «на условиях расчистить, срыть тут бугор земли, равный зубцам стены, и построить против него «обруб» на реке, что и было сделано»

Только когда 7 августа 1795 г. последовал новый «высочайший » указ об облицовке берега Москвы-реки диким камнем, деревянные «обрубы» в течение пяти лет были заменены каменными стенками, набережная между рекой и кремлевской стеной выровнена, подсыпана землей и на ней проведена долгожданная улица, обсаженная деревьями по сторонам. Проектировал набережную архитектор М. Ф. Казаков.

Это было до того невиданным для Москвы благоустройством речных берегов, что на Кремлевской набережной с 1795 г. устраивались каждый вечер великосветские гулянья, причем по реке скользили лодки с роговой музыкой. Однако сырость и холод от воды скоро отпугнули гуляющих, благо в 1796 г. был устроен Тверской бульвар, куда и перешли гулянья. В 1817—1823 гг. набережная была ограждена от реки металлической решеткой и доходила до нынешней улицы Ленивки, с которой был въезд на старый Большой Каменный мост, замененный в 1859 г. железным, снесенным в 1938 г. В 1823 г. на набережную стал выходить Нижний Александровский сад.

В 1872 г. на набережной временно размещались павильоны Политехнической выставки, которая была устроена в основном в Александровских садах и на Красной площади. В конце XIX в. по набережной ходила конка, которую в. начале XX века сменил трамвай Бульварного кольца. Раз в год, 6 января, Кремлевская и Софийская набережные покрывались густыми толпами народа. При колокольном- звоне кремлевских соборов на лед реки спускалась через Тайницкие ворота церковная процессия — крестный ход. Там у проруби, под пушечный салют духовенство совершало обряд водосвятия.

В Октябрьские дни 1917 г. Кремлевская набережная была, свидетельницей борьбы революционных войск с белогвардейцами за Кремль и за Большой Каменный мост. На набережной, в бывшем театре «Наука и жизнь» (дом № 9), засели юнкера, обстреливавшие мост. Однако натиска рабочих отрядов не могли остановить ни трехдюймовые орудия, поставленные юнкерами на набережной, ни пулеметы. В ночь со 2 на 3 ноября юнкера сдались. Утром 3 ноября пролетарские отряды вступили в Кремль.




комментариев нет