Добавить запись

Петр Сытин: "КРОПОТКИНСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ"

8 июня 2012, 18:28

 Кропоткинская набережная находится на левом берегу реки Москвы, между Крымским и Большим Каменным мостами. Соймоновский проезд делит набережную на два отрезка, соответственно входящих в Белый и Земляной город. В данном •очерке описывается отрезок в Белом городе, от Большого Каменного моста до Соймоновского проезда. Этот отрезок имеет в длину 674 м. По набережной в настоящее время проложен у реки асфальтированный проезд для соединения со вторым отрезком Кропоткинской набережной. От старой набережной — храма Христа-спасителя — остался лишь один четырехэтажный каменный дом на углу Ленивки, от Кремлевской набережной — два дома к востоку от нее.

Описываемая местность известна издревле. В древности здесь был холм, а на нем — городище. Археологическими раскопками 1838 г. в нем найдено много остатков доисторического быта проживавших здесь славян, в том числе две арабские серебряные монеты 862 и 866 гг., доказывающие, что жители городища поддерживали сношения с восточными странами в XI—XIII вв. по этому берегу реки Москвы пролегала сухопутная дорога из Киева и Смоленска в Ростов Великий, Суздаль и Владимир-на-Клязьме. По ней шло оживленное торговое движение между юго-западом и северо-востоком тогдашней Руси.

Летом на Москву дуют преимущественно западные и юго-западные ветры. Поэтому отсюда обычно начинались большие пожары, от которых сгорала вся Москва. Летописи XIV—XVI вв. указывают несколько десятков таких пожаров. О  Всесвятском» пожаре 1365 г. говорится: «Загореся град от Всех Святых.... и погоре посад весь и Кремль и Заречье». «Всесвятский» пожар назван по церкви Всех святых, стоявшей на набережной к западу от Ленивки.

В 1368 и 1370 гг. по этой дороге приходил осаждать Кремль литовский князь Ольгерд со своей и с тверской ратью, и по ней же, побитый москвичами, с позором возвращался домой. Вероятно, в связи с этим западная часть Москвы в современном Бульварном кольце была в конце XIV в. обнесена от .Москвы-реки до Сретенских ворот крепостным земляным валом и рвом, закрывшими старую дорогу по берегу, отчего Смоленская дорога в XV в. проходила уже по трассе современных Плющихи, Арбата и улицы Калинина.

В XIV—XVII вв. описываемая местность, до современной улицы Фрунзе, называлась Чертольем. С 1565 г. оно являлось средоточием опричнины. В 1572 г. опричнина была ликвидирована, и на месте дворов видных опричников на холме, близ угла набережной и современного Соймоновского проезда, был расположен Алексеевский женский монастырь. В 1586—1593 гг. берег реки Москвы был отделен от монастыря и дальше, до кремлевской Водовзводной башни, кирпичной стеной Белого города. На углу с современным Соймоновским проездом была построена в стене высокая башня, по монастырю долго называвшаяся Алексеевской. Она держала под пушечным обстрелом местность до Кремля на востоке и до современного Крымского моста на западе.

Против современной Ленивки в стене была башня с воротами, ведшими к реке Москве, почему и назывались они Водяными. Между воротами и Алексеевской башней была в стене еще одна глухая башня, в которой поместили церковь Всех святых, стоявшую на линии стены и снесенную при постройке последней.

На Петровом плане-чертеже города Москвы 1597 г. река Москва показана здесь с естественными очертаниями берегов, а между ней и стеной Белого города — пустое пространство. За стеной, между Ленивкой и рекой Неглинной, тоже пустое место, а к западу от Ленивки — жилые кварталы, разделенные тремя переулочками с набережной на современную Волхонку и одним поперечным — вдоль северной стены Алексеевского монастыря. На набережной, между 2-,м и 3-м переулками, показана церковь Николы «Старая Проща», а западнее, на углу с 3-м переулком, — церковь Похвалы богородицы. Дальше, по современному Соймоновскому проезду, располагался квадратом Алексеевский монастырь.

На Годуновском плане Москвы 1605 г. за стеной видны лишь два переулка, Алексеевская башня и башня Водяных ворот —с шатрами наверху. Вправо от Ленивки виден Лебяжий двор с прудом.

На Сигизмундовом плане 1610 г. показана—Алексеевская башня с семью шатрами на крыше (отчего она в XVII в. называлась еще Семиверхой). Ни на одном из этих планов не показано моста против Водяных ворот и вообще каких-либо строений между стеной и берегом реки Москвы.

Нет моста и на плане Москвы Мейерберга 1661 — 1662 гг. Водяные ворота показаны двухпролетными, но без шатров наверху, а Алексеевская башня — с тремя шатрами вместо семи. Глухой башни между ними, с церковью Всех святых в ней, совсем не показано. Застройка за стеной между Ленивкой и современным Соймоновским проездом показана одним квадратом, без переулков.

Впервые на пустынном раньше берегу между стеной и рекой показаны штабели бревен, а под Алексеевской башней — группа каких-то мелких строений, в которых можно предполагать лавки происходившей на. берегу торговли лесом. Несколько иную картину дает приложенный Мейербергом к альбому 1661 —1662 гг., в котором находится план Москвы, рисунок набережной из-за Москвы-реки. Через реку показан от Водяных ворот мост из бревен, с поручнями по сторонам. Воротная и Алексеевская башни даны на рисунке без шатров, а глухой башни совсем нет. Под стеной между Водяными воротами и Алексеевской башней видны сложенные как подпорная стена, на одну треть высоты стен Белого города, крупные, обтесанные белые камни; между же воротами и рекой Неглинной стена свободна от них. Из-за стены виднеются три шатра церквей Алексеевского монастыря.

В 1687—1693 гг. деревянный мост против Водяных ворот был заменен большим каменным мостом на сводах. Мост, как и Водяные ворота, от которых он начинался, стал называться Всехсвятским — по ближайшей церкви Всех святых в глухой башне Белого города. Строил его каменных дел мастер монах- старец Филарет. Мост имел девять арок; средняя была самая большая, крайние, на берегах, — самые маленькие. Таким образом, это был «горбатый» мост. Длина его равнялась 140 м, ширина — 28 м. По обеим сторонам моста находились крытые лавки (по некоторым сведениям, и весь мост был крытым). Заканчивался мост у начала современной улицы Серафимовича Шестивратнон башней, ворота из которой попарно выходили на юг, запад и восток, а верхушка башни была увенчана двумя шатрами. Со стороны Замоскворечья ее фасад походил на фасад Воскресенских ворот.

Мост хорошо показан на гравюре Пикара 1710 г. Но на гравюре он закрывает большую часть описываемой нами набережной. Видна только часть стены, Алексеевская башня и Водяные (Всехсвятские) ворота без шатров. На берегу — штабели леса. На мосту, по сторонам его, на всем протяжении, кроме середины, видны крытые деревянной крышей лавки. Справа от моста, у берега, виднеется довольно большое деревянное здание с маленькими окнами и четырехгранной деревянной башней посреди. К нему ведет лестница с моста. Можно предполагать, что это купальня пли мельница. Правее ее, под стеной Белого города, небольшой навес и три небольших деревянных зда ни я неизвестного назначения.

В 1780-х годах мост был уже ветхим и после наводнения 1783 г. и больших дождей 1786 г. частью обрушился и потребовал капитального ремонта, который и был осуществлен. Он стоил очень дорого, почему вошло в пословицу говорить о дорогих вещах, что они стоят «дороже Каменного моста». В 1750—1780 гг. ворота и башни Белого города были снесены и на набережных Москвы-реки. Под Алексеевской башней в это время находилось 14 качелей, которыми пользовались в праздничные дни. К западу же от Всехсвятского моста на набережной стояли бани Суровщиковой. В 1787 г. западнее их расположился до самого современного Соймоновского проезда «дранишный» (лесной) ряд, переведенный сюда с Балчуга. Поэтому и современные Соймоновский проезд и Курсовой переулок назывались раньше Лесными.

В пожар 1812 г. бани, лесной ряд и прочие деревянные здания здесь сгорели. После этого для бань построили каменные здания. Возобновился и лесной ряд. В 1838 г. Алексеевский монастырь был выведен отсюда в связи с началом строительства на Чертолье храма Христа-спасителя. На плане из атласа Хотева 1850 г. показано очищенное для храма место между Волхонкой (тогда Пречистенкой) и набережной, Соймоновским и Всехсвятским (бывшим 3-м) переулками, площадью около 4 га.

На набережной, вместо стены и земляного вала за ней, показан на остальной части бульварчик и улица возле домов — Всехсвятский вал. Проезд оставлен и по южной стороне бульварчика, а между ним и рекой показан длинный квартал из 15 каменных и нескольких деревянных зданий: «Каменомосткие бани, содержавшиеся коллежским советником Василием Суровщиковым». Бани занимали площадь более полугектара. В квартале между Волхонкой и Всехсвятским валом на последний выходило три двора: церкви Похвалы богородицы, дворцовой конторы и грузинского царевича Ильи Георгиевича (угольный двор с Ленивкой).

За Ленивкой, на восточном ее углу с набережной, стоял небольшой дом купчихи Ломакиной. За ним, занимая всю остальную часть квартала от Лебяжьего переулка до набережной и до Иеглинной улицы (теперь Манежная), находился обширный — свыше 1,5 га — двор подпоручика Миротворцева, с каменным трехэтажным домом фасадом к набережной (сохранился доныне) и огромным садом в восточной половине двора. В 1857 г. был сломан старый Большой Каменный мост, а в 1859 г. построен на его месте железный на каменных быках, сохранивший название старого — «Большой Каменный мост», без забытого уже добавления «Всехсвятский». Проектировал его инженер Н. Н. Воскобойников.

Бани сохранились и после постройки моста. Писатель И.Белоусов вспоминает о них в своей книге: «За каменным мостом по набережной... существовали старинные бани купца Горячева, которые в 1880-х годах назывались «Каменовскими». В то время местность около этих бань была совершенно неблагоустроенной: стояли какие-то низкие полуразрушенные здания мрачного вида с трактирами... — притопами людей подозрительной репутации. Берег реки не был еще обложен гранитом. Местность эта называлась «Волчьей долиной», по ней в позднее время обыватели боялись проходить».

В этой боязни, вероятно, немалую роль играли известные народу предания о Ваньке Каине, сыщике и воре XVIII в., скрывавшемся под арками старого Большого Каменного моста и отсюда выходившем с товарищами на грабежи.

В 1870-х годах ввиду близившегося в 1880 г. Окончания постройки храма Христа-спасителя был разработан проект устройства площади и проезда около нее по набережной. Река Москва от Большого Каменного моста до современного Соймоновского проезда была одета в каменную одежду (подпорные стены), холм срезан и выровнен, и от него к набережной устроена широкая гранитная лестница. Площадь (терраса) храма со стороны набережной была подперта гранитными стенами высотой в 2 м и больше, и возле них устроен проезд. Бани у моста сломаны, и их площадь пошла под проезд.

Шедший близ строений земляной вал, во избежание подрыва фундаментов домов и церкви Похвалы богородицы, был сохранен до перестройки домов и фактически сохранился до 1917 г. перед этой церковью, причем со стороны мостовой был подперт каменными стенками. На террасе храма у набережной, по обе стороны гранитной лестницы, были устроены скверы.

По обеим сторонам Ленивки были выстроены каменные дома в четыре и три этажа; набережная получила благоустроенный вид. Правда, это было благоустройство конца XIX в.: мостовая на набережной была булыжная, освещение — газовое; по ней двигалась конка. Набережная плохо убиралась, в воздухе стояла пыль.

С конца XIX в. (1883 г.) на Большом Каменном мосту и на террасе храма Христа-спасителя появилось электричество, но набережная продолжала освещаться газом. В начале XX в. по мосту и набережной вместо копки прошли трамваи, В 1932 г. храм Христа-спасителя был снесен. На углу набережной и улицы Фрунзе (у Нижнего Александровского сада) с конца XVIII в. стоит хорошо сохранившийся красивый трехэтажный дом, выходящий и в Лебяжий переулок (№ 1/9). В начале XIX в. он принадлежал генеральше княгине А. А. Оболенской, а в середине XIX в., как было указано выше, подпоручику Миротворцеву. Дом изображен на гравюре Делабарта 1799 г. «Каменный мост в Москве».

После Великого Октября в нем некоторое время помещались Архитектурные мастерские Моссовета. В настоящее время дом занят Всесоюзной книжной палатой. В советское время набережная освещена электричеством и покрыта асфальтом. С устройством в 1938 г. нового Большого Каменного моста по проекту инженера Н. Д. Калмыкова, с участием в архитектурном оформлении архитекторов Щуко, Гельфрейха и Пинкуса, набережная стала оживленной автомобильной артерией.




комментариев нет