Добавить запись
Петр сытин: "ЧИСТОПРУДНЫЙ БУЛЬВАР"
9 июня 2012, 20:26Бульвар получил свое название по находящемуся на нем Чистому пруду. Из бульваров на месте стен бывшего Белого города, составляющих зеленое ожерелье вокруг древнейшей части Москвы, Чистопрудный бульвар является наиболее примечательным: летом он привлекает посетителей густой тенью своих аллей и прогулкой на лодках, зимой — катком на его пруду. Бульвар устроен в первой половине XIX в.
Но местность, занимаемая им, известна с XVI в., когда неподалеку находился Животинный двор — рынок, на который пригоняли для продажи скот. В XVII в. возле этого рынка стояли Государев боевой двор и Государев мытный двор. На первом били скот на мясо, на втором взимали пошлину с пригоняемого на рынок скота. Пробыл тут рынок долго и только в 1723 г. был переведен в Замоскворечье, к Калужским воротам.
Жившие слободой на современной улице Кирова мясники торговали в лавках у Мясницких ворот. Они, не желая платить за убой на боевом дворе, сами убивали скот у своих лавок, а отбросы сносили в находившиеся вблизи пруды, отчего они в то время не без основания назывались Погаными. А. Д. Меншиков, любимец Петра I, в 1699 г. приобрел себе у Мясницких ворот большое владение, занимаемое ныне Почтамтом, построил в нем каменные палаты и великолепную церковь, известную под именем Меншиковой башни. Строил ее архитектор И. П. Зарудный в 1704—1707 гг. Меншиков хотел, чтобы эта церковь (архангела Гавриила) была выше колокольни Ивана Великого. Поэтому над ее каменным верхом был надстроен высокий деревянный шатер, увенчанный крестом, и башня оказалась на три с лишним метра выше Ивана Великого. В 1723 г. она горела и была восстановлена лишь в 1780 г., но уже без деревянного верха.
А в начале XIX в. она получила сохранившуюся доныне главу. Башня украшена множеством интересных деталей, выделяющих ее среди других архитектурных памятников. Зарудный в свое время славился также как искусный скульптор и живописец. Очевидно, этим можно объяснить тот богатый декоративный наряд, которым зодчий пышно украсил здание и в котором проявил большую художественную изобретательность. Меншикова башня является одной из крупнейших архитектурных достопримечательностей Москвы.
Удивительная пропорциональность ее гармонически сочетающихся ярусов придает всей постройке изумительную легкость. Ее эффектное декоративное убранство подчеркивает смелую устремленность ввысь. Меншикова башня вызывала восторг современников. Народная поговорка называла ее «сестрой Ивана Великого». Одновременно Меншиков развел на своем участке сады с оранжереями и приказал очистить пруды. С тех пор они и стали называться Чистыми. В 1710 г. мясные лавки были удалены от Мясницких ворот за Земляной город (кольцо Садовых улиц). На месте их появились фартина, харчевни, лавки и дворы торговых людей. Дальше, между Лобковским переулком и Покровскими воротами, располагались лесные ряды, в которых продавали разные строительные материалы. Из-за рядов в это время вытекал ручей Рачка. Он проходил мимо Покровских ворот и впадал в Москву-реку около бывшего Воспитательного дома.
В 1758 г. в лесном ряду стоял деревянный «новопостроенный комедиальный дом», в котором подвизался «шпрингер и позитурный мастер» Бержер. Перед тем как был открыт Чистопрудный бульвар, на его концах были построены двухэтажные дома для гостиниц. Один из этих домов, потом перестроенный, до сих пор стоит у Покровских ворот. На его фасаде, обращенном в сторону Чистого пруда и лучше фасадов других домов сохранившем первоначальный облик, в советское время прибита мраморная мемориальная доска с надписью: «Памятник архитектуры первой половины XIX века, бывшая гостиница у Покровских ворот, построенная в 1799—1802 гг. по проекту выдающегося русского зодчего Василия Петровича Стасова». В этой надписи все верно, кроме даты: гостиница еще в 1805 г. не была построена.
Другой дом, у Кировских ворот, снесен в 1934 г., и на его месте построен вестибюль станции метро «Кировская». В конце XVIII в. лесные ряды были перенесены за Красные ворота, но на месте стены Белого города были еще ямы и стояли штабели выбранного при ее разборке кирпича. После 1812 г. на месте лесных рядов появился «жерновый ряд», в котором продавались мельничные жернова. После устройства бульвара жернова стали продавать у Мясницких ворот. Купец Кабанов купил угольный, рядом с церковью Фрола й Лавра, дом и уставил весь двор жерновами. Но двора не хватило, и он арендовал у казны часть Почтового двора, как это видно на литографии Мюллера по рисунку художника Диеца «Мясницкие ворота в середине XIX века».
1 марта 1831 г., вскоре после свадьбы, А. С. Пушкин с женой был здесь, на Чистых прудах, в доме № 12 (не сохранился), у Пашковых и участвовал в катании на санях, устроенном хозяевами. В санях, где сидели Пушкины, находилось 12 человек, в том числе хозяева Пашковы и молоденькая племянница хозяина Е. П. Сушкова, впоследствии известная поэтесса графиня Ростопчина. В доме № 9 по Чистопрудному бульвару, который в пушкинское время принадлежал генеральше Яковлевой, жил с сентября 1826 г. по май 1827 г. польский поэт Адам Мицкевич, у .которого, возможно, бывал и Пушкин (старый дом не сохранился). В 1849—1854 гг. на протяжении 717,8 м от Мясницких до Покровских ворот по сторонам бульвара стояло: по правой, четной, стороне — восемь дворов, из которых каждый в среднем имел площадь около гектара, по левой же, нечетной, стороне находилось на том же расстоянии 17 дворов, со средней площадью в каждом около 0,25 га.
Дворы по четной стороне принадлежали в это время: Почтамту, IV округу путей сообщения, казенной запасной аптеке, Приказу общественного призрения, церкви Троицы на Грязях, двум полковникам и одному купцу. Из 17 же дворов по нечетной стороне девять принадлежало мелким дворянам и чиновникам, семь — купцам и только один — княгине. По четной стороне стояли большие двухэтажные каменные дома с обширными дворами и садами, по нечетной же — одноэтажные и деревянные с маленькими дворами и без садов. В доме № 3-а жила и умерла знаменитая артистка Г. Н. Федотова. В доме № 21 у Лобковского переулка жил долгое время писатель Н. Д. Телешов; у него в знаменитые «среды» собирались ученые, писатели, артисты, художники.
Вспоминая эти «среды» в своей книге «Записки писателя», И. Д. Телешов указывает, что всем постоянным участникам были даны «адреса»-прозвища по улицам, переулкам и площадям Москвы. Некоторые из них были очень меткие. Так, например, писателю Н. Н. Златовратскому дали сначала «адрес» — «Старые Триумфальные ворота», а потом — «Патриаршие пруды». Н. И. Тимковский назывался «Зацепа», театральный критик С. С. Голоушев (Сергей Глаголь) — «Брехов переулок», Е. П. Гославский за безмолвие во время споров — «Большая Молчановка», Л. А. Хитрово за пристрастие говорить речи — «Самотека». А. М. Горький за своих босяков, героев «дна», назывался «Хитровка», Ф. И. Шаляпин — «Разгуляй», Юлий Бунин, всю жизнь работавший в разных редакциях, — «Старый Газетный переулок», Иван Бунин за свою худобу и острословие — «Живодерка». Кроткий И. А. Белоусов имел прозвище «Пречистенка», А. С. Серафимович за большую лысину — «Кудрино», В. В. Вересаев за нерушимость взглядов — «Каменный мост», Е. Н. Чириков за высокий череп — «Лобное место», А. И. Куприн за пристрастие к лошадям и цирку — «Конная площадь», а только что начинавший тогда писатель Л. Н. Андреев — «Большой Проектированный переулок». В. С. Миролюбову за его громадный рост дали прозвище «Каланчевская площадь».
В доме № 16 по улице Жуковского (Мыльникову переулку), он же № 9 по Лобковскому переулку, в бывшем училище Фидлера в октябрьские дни 1905 г. заседал стачечный комитет от предприятий и учреждений Москвы, устраивались массовые митинги. 5 декабря здесь собралась общегородская конференция большевиков, которая вынесла решение — начать с 7 декабря всеобщую стачку. 9 декабря здание училища, в котором происходило собрание дружинников, было окружено полицией и войсками. После жестокого орудийного обстрела дружинники, израсходовав патроны, были вынуждены сдаться. На этом событии закончилась мирная забастовка. Восставшие перешли к вооруженной борьбе. Пятиэтажное здание училища было построено в 1901 г. архитектором С. С. Эйбушицем.
В 1907 г. у Мясницких ворот, в начале Чистопрудного бульвара, была образована площадка для переезда с одной его стороны на другую, укоротившая бульвар на 32 м. Она существует и сейчас — позади вестибюля станции метро. В 1912 г. на Чистых прудах, в специально построенном руглом здании была устроена панорама Бородинского сражения, работы художника Ф. А. Рубо. В 1915 г., в связи с войной 1914—1918 гг., она была свернута и увезена из Москвы. Сейчас эта картина реставрируется. Для нее в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького будет построено величественное здание в стиле классики начала XIX в. В советское время проезды Чистопрудного бульвара застроены многоэтажными домами, асфальтированы, и сам бульвар стал местом отдыха москвичей. Зимой и летом на Чистопрудном бульваре бывает много детворы и школьников, а находящийся здесь кинотеатр «Колизей» всегда полон публики.
В доме № 6 по бульвару находится Министерство просвещения РСФСР, в доме № 23 — библиотека и читальня имени Ф. М. Достоевского. В двухэтажном каменном доме № 8 находилось в 1843—1870 гг. правление IV округа путей сообщения и публичных зданий, ведавшее разрешением всех построек в Москве. После него долгое время дом занимала Военная типография. В 1956 г. дом был надстроен четырьмя этажами, и в нем разместились редакции газет: «Московская правда», «Вечерняя Москва» и др. В 1935 г. в начале бульвара по проекту архитекторов Н. Я. Колли и Замера построена станция метро «Кировская».