Добавить запись

Петр Сытин: "ЗЕМЛЯНОЙ ГОРОД (Общий очерк)"

9 июня 2012, 20:35

Земляным городом в XVII—XVIII вв. называли часть Москвы между Бульварным и Садовым кольцом, а также Заяузье и Замоскоречье в пределах Садового кольца. Название свое Земляной город получил от построенного Борисом Годуновым в 1592—11593 гг. вокруг тогдашней Москвы земляного вала с деревянной стеной на нем и со рвом впереди. В стене находилось 34 башни с воротами и около сотни глухих башен. На стенах и башнях стояли пушки, и в общем это было сильное по тому времени крепостное сооружение. Вначале оно называлось Деревянным городом и Скородомом. Первое название — по деревянной стене на валу. Второе название существовало еще до постройки стены по современному Садовому кольцу и относилось к домам, стоявшим вне Белого города, которые строились всегда наскоро, так как при нападении на Москву неприятеля они первые подвергались уничтожению.

Земляной вал имел в окружности более 15 км. Высота его деревянных стен достигала 5 м. В 1611 г. во время польской интервенции стены и башни Скородома сгорели, и остался лишь земляной вал. В 1618 г. и особенно в 11638—1641 гг. вал значительно подсыпали, а в наиболее угрожаемых местах, между Яузой и современной Крымской площадью, впереди него возвели еще земляные бастионы. Деревянные Серпуховские и Калужские ворота были заменены каменными башнями-воротами. В 1659 г. на земляном валу были построены «острог» — деревянная стена из ряда толстых заостренных бревен и деревянные башни. Но главным укреплением остался земляной вал, почему и все кольцо укреплений со второй четверти XVII в. стало называться Земляным валом, или Земляным городом,т. е. крепостью. Это название было присвоено и части города между современными Бульварным и Садовым кольцом.

С 1683 г. на Земляном валу взималась при воротах пошлина с привозимых в город на продажу дров, сена и других товаров. Петр I в 1722 г. для этой же цели устроил по большим дорогам заставы, но после его смерти взимание пошлин, вероятно, опять производилось на Земляном валу. 19 июля 1727 г. Верховный тайный совет издал указ об отмене поворотного сбора «для пресечения со стороны сборщиков воровства и притеснения», а сумму, которая получалась от сбора, велел разложить на «питейные кабацкие продажи».

В XVIII в. Москва расширилась до современных застав, и Земляной вал перестал играть роль укрепления. Его «острог» и башни обветшали и к концу века перестали существовать. Вал в связи с ростом города был во многих местах снесен, ров засыпан, и на их месте выросло более 200 каменных и деревянных строений: лавок, кузниц, кабаков, бань и пр. По плану 1775 г. требовалось восстановить земляной вал в прежнем виде, и в 1782—1784 гг. часть его от улицы А. Толстого до Самотеки была восстановлена, но вскоре опять была занята строениями.

После пожара 1812 г. было решено вал снести, ров засыпать и на всем их протяжении образовать улицу вокруг Москвы. План улицы был прислан из Петербурга в Москву в 1816 г. После сноса вала и засыпки рва освобождалось пространство шириной более 60 м. При тогдашнем состоянии транспорта такой ширины улицы не требовалось. Замощение, освещение, очистка ее были бы чрезмерно обременительными для города и домовладельцев. Поэтому под мостовую и тротуары отводилось лишь 21—25 м, а остальная часть улицы отдавалась местным жителям для устройства против каждого двора палисадника с деревьями и цветами и приличной оградой.

Это было осуществлено в 1816—1830 гг. За зеленью деревьев летом не видно было домиков, стоявших по улице, почему она и получила название Садовой. Но 45-километровая длина ее, нахождение в разных районах и полицейских частях не позволили ограничиться одним этим названием, и фактически улица была разделена на 20 отдельных улиц и площадей с прибавлением к основному названию «Садовая» местных названий: Кудринская, Триумфальная, Спасская и др. В восточной и южной половине кольца, где палисадники с деревьями были устроены позже, улица долго сохраняла, а частью сохраняет и ныне, названия: Земляной вал, Коровий, Зацепский, Крымский.

В западной же части кольца в 1820 г. посреди улицы были устроены Зубовский и Смоленский бульвары, с проездами по сторонам. Севернее бульваров оставлены были для торговли площади Смоленская-Сенная и Смоленский рынок и плац для Подновинского гулянья. Лишь после перевода последнего, на его месте в 1870-х годах был устроен Новинский бульвар. Торговые площади (Угольная, Дровяная, Серпуховская, Калужская, Крымская, Зубовская) прерывали Садовую улицу в других местах.

С течением времени домовладельцы застроили садики, особенно вблизи больших радиальных магистралей, где нужны были лавки, гостиницы и т. п. По праву давности палисадники перешли в собственность домовладельцев, и город даже не мог провести под ними ни водопроводных, ни канализационных труб. Многие палисадники были ограждены высокими каменными заборами, мешавшими пешеходному движению. Для расширения площадей и улиц городу надо было покупать у домовладельцев землю под палисадниками, как, например,было сделано в 1880-х годах для расширения Большой Сухаревской (ныне Колхозной) площади.

Лишь после Октябрьской революции появилась возможность ликвидировать палисадники перед домами и превратить Садовые улицы в одну широкую магистраль. По плану реконструкции Москвы 1935 г. на Садовом кольце началось большое строительство домов, асфальтирование мостовых и тротуаров, а с 1950 г. — насаждение возле домов деревьев. В настоящее время три четверти Садового кольца уже реконструировано и превращено в лучшую магистраль Москвы.

В XIV—XV вв. между современной Метростроевской улицей и Сивцевым Вражком было дворцовое село Семченское, между улицей Горького и Петровкой с Каретным рядом — село Сущево, между улицей Чернышевского (бывшей Покровкой) и рекой Яузой — дворцовая Барашевская слобода, село Воронцово и великокняжеские сады. В Заяузье существовало село Семеновское, близ Яузского моста. В Замоскворечье, против Кремля, — Государев сад с Садовническими слободами по сторонам, Кадашевская слобода, татарские слободы между рекой Москвой и современной Ордынкой, Голутвинская монастырская слобода между Большой Якиманкой и рекой Москвой, боярские села Колычево и Хвостово вблизи нее. В промежутках между указанными слободами ставили свои загородные дворы бояре и другие чины великокняжеского двора, селились торговцы и ремесленники, пахали землю и разводили огороды боярские и монастырские крестьяне.

Перенос Смоленской дороги на Плющиху и современный Арбат способствовал застройке последнего. Расширение Дмитровской, Сретенской и других слобод, находившихся в Белом городе, вызвало застройку современных улиц Горького (бывшей Тверской), Чехова (бывшей Малой Дмитровки), Сретенкии др. В конце XV в. Замоскворечье было застроено до современного Климентовского переулка, и лишь за последним лежали еще «всполья».

Поселение Иваном IV в середине XVI в. в Замоскворечье главной массы стрельцов способствовало застройке «приказами» (полками) местности между Климентовским переулком и современным Садовым кольцом. Построенные здесь в то время церкви долго сохраняли название «на всполье». Разделение Иваном IV в 1565 г. Москвы на «Опричную» и «Земскую» с границей этих частей по линии современной улицы Герцена вызвало выселение многих людей из западной части Земляного города и расселение здесь опричников, а также размещение в XVI и следующем веках в этой местности дворцовых слобод: Конюшенной, 'Иконной, Плотничьей — между современной Метростроевской улицей и Арбатом; Поварской, Хлебенной, Сторожевой и др. — между Арбатом и улицей Герцена; Бронной —- между улицами Герцена и Горького; Воротнической — между улицами Горького и Чехова.

В восточной половине Земляного города расположились торговые слободы: Сретенская, Панкратьевская, Мясницкая, Покровская. Между слободами находились загородные и другие дворы знатных и незнатных людей, церкви и монастырские слободки с огородами. Пожар Москвы в 1571 г. во время нападения на Москву Крымского хана Девлет-Гирея уничтожил почти все строения Скородома. Не успели их вновь построить, как пожар 11611 г., во время польской интервенции, снова обратил их в пепел. Лишь к концу XVII в. строения были полностью восстановлены.

Иностранцы, бывшие в это время в Москве, интересовались главным образом крепостными сооружениями Земляного города, как первого с внешней стороны укрепления Москвы. Н.Варкоч отмечал, что «внешний город (Земляной.—П. С.) обнесен деревянной стеною в три добрых сажени (шесть с лишним метров) толщиной и украшен множеством деревянных башен, что придает городу издаливеличавый вид»; что в нем все ворота совершенно одинаковой постройки и все—с тремя башенками над ними.

«Москва опричная» находилась в непосредственном управлении царя, а «Москва земская» — в управлении Боярской думы.

Неизвестный описатель Москвы из посольства принца Иоанна (1602) записал, что «Москва снаружи обнесена высокой и крепкой стеною, сделанной из бревен и заполненной (в срубах. — П. С.) землей, с ходом поверху и со многими четырехугольными большими башнями, обшитыми тесом».

Оетрей (11608) добавил, что между башнями — 50 шагов, как он сам измерил. Иностранцы отметили неказистые дома в этой части города, в которой жили по преимуществу ремесленники; широкие улицы, главные из которых были замощены деревом. Особое внимание многие из них (Олеарий, Стрюйс, Рейтенфельс, Ванкленк, Таннер) обратили на находившиеся в этой части города домовые рынки, на которых продавались срубы домов и церквей-обыденок.

Замоскворечье, или Стрелецкая слобода, привлекало внимание иностранцев, как место расположения главной части московского войска — стрельцов. Они определяли численность последних до 50 тысяч (Таннер, 1678), их обязанности, занятия. Замечали также, что эта часть города защищена с юга, кроме вала, рва и деревянной стены, еще деревянной изгородью впереди и деревянными же бастионами, выдвинутыми перед стеной во многих местах.

Из русских источников известно, что во второй половине XVII в. Земляной город был уже значительно занят стрелецкими, дворцовыми, монастырскими и «черными» (ремесленными и торговыми) слободами, которые почти сливались одна с другой. Стрелецкие слободы располагались близ городских ворот Земляного города, дворцовые — преимущественно в его западной части, монастырские — у монастырей, «черные» — главным образом в северной и восточной части. В Заяузье и восточной части Замоскворечья преобладали слободы: Кузнецкие, Котельническая, Таганная, Гончарная. Мелкие дворы дворцовых слобод образовали множество переулков в западной части Земляного города; наоборот, в восточной части в Огородной и Садовых слободах их было значительно меньше. Черная Сретенская слобода, населенная торговцами и мелкими ремесленниками, надолго сохранила множество переулков; они имеются поныне.

Каждая слобода имела обычно одну главную улицу и несколько отходящих от нее переулков. Управлялись слободы своими выборными людьми, за исключением стрелецких слобод, управлявшихся полковниками и стрелецкими головами, и иноземных, которыми управлял Посольский приказ. В центре слободы на небольшой площадке обычно стояла церковь, а возле нее — Братский двор, на котором происходили общие собрания населения слободы и помещалось ее управление. В стрелецких и иноземных слободах братский двор заменяла приказная изба.

Петр I в И698 г. ликвидировал в Москве стрелецкое войско и выселил из города не только самих стрельцов, но и их семьи. Дворы стрельцов были отданы «из оброку» (в аренду) «разных чинов людям», большей частью торговцам и ремесленникам из других слобод.

В 1713 г., когда столица была переведена в Петербург, дворцовые слободы стали не нужны. Их население перешло в разряд торговцев и ремесленников, а их дворы тоже стали сдаваться «из оброку» и продаваться в собственность всем желающим. Во второй половине XVIII в., когда дворяне, освобожденные от обязательной службы в войсках и канцеляриях, массами стали переселяться в Москву, большая часть ремесленников и торговцев была вытеснена из Земляного города. Их дворы были скуплены дворянами, причем обычно несколько слободских дворов объединялось в один дворянский двор. Только торговцы Сретенской слободы и мастера Каретного ряда на Петровке сохранили в течение XVIII и XIX вв. свои маленькие дворы.

Между дворянскими домами (обычно деревянными) в один этаж с мезонином выделялись великолепные каменные палаты богатых вельмож. Они были расположены главным образом в западной части Земляного города, на современных Метростроевской, Кропоткинской улицах, улице Воровского и в переулках между ними. Некоторые из них сохранились до настоящего времени: например, дом П. Д. Еропкина (№ 38) на Метростроевской улице, дома № 19, 22 и 32 на Кропоткинской улице, дом № 7 на Интернациональной улице.

Пожар 1812 г. уничтожил почти все деревянные дома в Земляном городе. На их месте были построены каменные и деревянные, большие и малые дворянские особняки, обязательно украшенные на переднем фасаде колоннами с портиком, орнаментами, фигурами и веночками на стенах — в модном тогда стиле ампир. Многие из этих домов сохранились до нашего времени.

Во второй половине XIX в. большая часть домов перешла от дворян к купцам и промышленникам из мещан, крестьян и иностранцев. На месте обветшавших особняков ими были выстроены большие каменные доходные дома со множеством квартир, сдававшихся внаем. В домах были проведены водопровод, канализация, газ, а в начале XX в. и электричество. Занимались эти квартиры более или менее обеспеченными семьями лиц свободных профессий, старших служащих банков, контор, фабрик и магазинов; рабочие из Земляного города были почти полностью вытеснены на окраины.

Лишь после Октябрьской революции в эти дома были переселены с окраин из домов-трущоб наиболее нуждающиеся в жилье семьи рабочих, а особняки богачей заняли под музеи и другие государственные учреждения. По плану реконструкции Москвы большими жилыми домами в первую очередь были застроены и продолжают застраиваться Садовые улицы. Много таких домов появилось и на радиальных улицах Земляного города, а некоторые районы, например между улицей Володарского и Котельнической набережной, полностью застраиваются новыми большими домами.




комментариев нет