Добавить запись
Петр Сытин: "НАБЕРЕЖНАЯ ГОРЬКОГО"
9 июня 2012, 20:38
Набережная находится на правом берегу реки Москвы, между Большим Устьинским и Большим Краснохолмским мостами. Свое нынешнее название она получила в 1935 г. в честь великого пролетарского писателя А. М. Горького. Прежде она состояла из трех набережных: Козьмодемьянской — от Большого Устьинского моста до Комиссариатского переулка, Комиссариатской — от этого переулка до Пупышевского переулка, и Краснохолмской (Пупышевской, или Причальной) — от Пупышевского переулка до Нижней Краснохолмской улицы. Первое и третье названия набережным были даны по выходившим на них церквам Космы и Дамиана и Николы в Пупышах, второе — по зданию Военного комиссариата (интендантского вещевого склада).
В XVI—XVII вв. по набережной стояли дворы садовников Государева сада, который был разведен на месте Болотной площади. Они входили в состав расположенной здесь, между рекой Москвой и ее «старицей» (с 1786 г. — Водоотводным каналом), Нижней Садовничьей дворцовой слободы. Но уже в 1661 г. на плане Мейерберга главная улица слободы показана на месте современной улицы Осипенко, а на набережную Москвы-реки и ее старицы выходили задворки находившихся на ней дворов и огороды.
До проведения в ''1786 г. Водоотводного канала набережные во время наводнений и больших дождей заливала река Москва, что давало обильную влагу огородам. Деревянная церковь Космы и Дамиана, достроенная в 1662 г., была заменена каменной в 1722 г. Церковь Николы в Пупышах, также деревянная, была построена в 1686—1690 гг. и заменена каменной в 1731 г. Название «в Пупышах» (на кочках) говорит о том, что здесь была болотистая почва. Для нас эта церковь интересна тем, что на ней с 1788 по 1908 г. включительно делались отметки высоты воды в большие половодья. Руины церкви еще остались.
В XVIII в. в связи с торгово-промышленным ростом Москвы на набережной на месте огородов стали появляться дворы, большей частью с деревянными строениями. Из каменных домов здесь стоит доныне большое трехэтажное здание Военного комиссариата (архитектор Н. Н. Легран, 1779 г.) а форме четырехугольника, с двором в середине и с башенками по углам. Его грандиозный ансамбль является крупнейшим архитектурным памятником Москвы. Суров и величав облик этого сооружения. Лишь его центральный корпус подвергся декоративной обработке. Мощные колонны, проходящие по всему фасаду, придают ему особую выразительность.
Башни эффектно заключают композицию этой постройки. Через несколько дворов от нее находился двор Старого комиссариата, в котором М. Ф. Казаков построил в 1774 г. по красной линии современной улицы Осипенко два больших каменных здания, разделенных воротами. Против Большого Устьинского моста, впервые появившегося лишь в 1883 г., находился обширный двор (около двух га) богача- заводчика Баташова, имевший по набережной маленькие каменные здания, а в середине — большие деревянные хоромы.
В 1883 г. двор был куплен городом для устройства площади, в 1899 г. превратившейся в неширокий проезд, так как восточная часть ее была занята переведенным сюда с Новой площади Толкучим рынком. В пожар 1812 г. деревянные здания на набережной сгорели, но вскоре были заменены деревянными же и частью каменными. В 1849—1854 гг. обширный двор Баташова выходил на набережную каменными зданиями. Дальше шли дворы чиновников, купцов и мещан, — всего семь дворов, включая |двор церкви.
На Комиссариатскую набережную, кроме двух обширных зладений Нового и Старого комиссариатов, выходило пять частных дворов. Всего в 14 дворах Космодамианской и Комиссариатской набережных было 26 деревянных и 17 каменных зданий. На Краснохолмской набережной стояло восемь дворов. Большинство зданий находилось в глубине дворов, при них —- довольно обширные сады, а на набережную выходило всего девять каменных и четыре деревянных здания.
В 1872 г. вместо деревянного Большого Краснохолмского моста был построен железный — по проекту инженера В. К. Шпейера. Мост имел в длину 135 м; ширина проезжей части составляла 10,4 м, тротуаров по сторонам ее—по 2,2 м каждый, а всего ширина — 14,8 м. В 1901 г. вся набережная имела в длину 1 344 м, при средней ширине в 20,7 м.
Возле Большого Краснохолмского моста в 1901 г. находился приречный квартал из 12 дворовых мест, в которых складывались материалы, транспортируемые по реке Москве. Во второй половине XIX в. откосы реки были укреплены диким камнем, а проезжая часть набережных замощена булыжником. В 1880-х годах на Краснохолмской набережной была устроена товарная и пассажирская пристани. В 1933—1935 гг. набережные были реконструированы и облицованы гранитом, а проезжая часть покрыта асфальтом.
На месте Толкучего рынка в 1930 г. построено семиэтажное здание, торцом выходящее на набережную. В 1938 г. на месте старых мостов в начале и в конце набережной Горького воздвигнуты новые. Большой Устьинский мост построен по проекту архитекторов Г. П. Гольца и Д. М. Соболева и инженера В. И. Вахуркина; Большой Краснохолмский — по проекту архитектора В. Д. Кокорина в инженера В. И. Вахуркина. Это самый мощный и самый широкий из всех москворецких мостов. Длина его с подходами — 725,5 м, речной пролет из семи стальных арок имеет 160 м.
После постройки мостов на набережной Горького стали строиться большие многоэтажные дома. Дом № 28—30—36, построенный по проекту профессора М. И. Синявского и инженера Иванова, — самый крупный на набережной. Центральная его часть в 13 этажей поставлена в глубине участка; боковые 10-этажные корпуса, находящиеся на новой красной линии набережной, образуют вместе с центральным корпусом парадный двор. Дом рассчитан на 600 квартир. С Большого Краснохолмского моста виден на набережной Горького ряд красивых новых домов в 6—10 этажей, между которыми еще кое-где остались старые двух-трехэтажные дома.
Между Комиссариатским переулком и Большим Устьинским мостом по проекту профессора М. И. Синявского и при участии архитектора А. Климова построены три жилых дома, составляющие единый ансамбль. В новых домах 537 квартир (в основном — двух- и трехкомнатных) с общей жилой площадью в 23 350 кв. м. Большинство квартир — с балконами и со всеми современными удобствами. Кухни и ванные снабжаются горячей водой ТЭЦ. Дома облицованы светлой керамикой. Карнизы и все декоративные детали — из цветного бетона. В 1952 г. набережная- расширена и залита асфальтом. Между проезжей ее частью и решеткой вдоль реки посажены деревья и цветы.