Добавить запись

Петр Сытин: "БАЛЧУГ"

10 июня 2012, 0:54

Балчуг — небольшая улица, длиной всего в четверть километра между рекой Москвой и Водоотводным каналом. До 1938 г. она была соединена Москворецким мостом с Москворецкой улицей и Красной площадью, и по ней шло все движение с площади в Замоскворечье. Улица была людной, шумной

В 1938 г. старый Москворецкий мост был снят, новый прошел по другому направлению и по Балчугу движение стало меньше. Для нового моста была снесена значительная часть домов по западной стороне улицы. Чугунный мост на Водоотводном канале связывает Балчуг с Пятницкой улицей.

Балчуг — одна из стариннейших московских улиц. Она появилась не позже конца XIV в., когда белокаменный Кремль Дмитрия Донского оттеснил посад на современную Красную площадь и дальше к востоку, и движение с посада на Большую Ордынку заменилось движением на Пятницкую улицу.

«Бал-чех» означает по-татарски грязь, болото, которое здесь действительно существовало. В XVI в. на Балчуг выходили главные ворота Государева сада, а у Москвы-реки появились две бани с длинными журавцами для подачи воды. Эти бани и сад видны уже на первом, так называемом Петровом чертеже Москвы конца XVI в. Возле бань находились деревянные лавки. Возле церкви Георгия в Ендове Иван Грозный построил первый «царев кабак» для опричников. У входа на Москворецкий деревянный «живой» мост стояли лавки, вероятно, со съестными припасами.

В 1669 г. здесь, «едучи из города с Живаго Москворецкого мосту на левой стороне», находились ряды: Мясной из 45 маленьких лавок, Калачный — из 28 лавок и шалашей и Солодовый — из 40 лавок. Напротив этих рядов, «идучи от Живаго моста по правую сторону», стояли три «избы харчевни» и 52 лавки. Как видим, Балчуг в это время представлял собой обширный пищевой рынок.

В 1701 г. большой пожар уничтожил лавки и дворы Балчуга. Но последние скоро были вновь отстроены. Часть их захватили торговцы из Китай-города. В 1730 г. на Балчуге снова был сильный пожар, во время которого погорели не только деревянные лавки и дворы, но и мосты. Распространению пожара способствовал находившийся в то время на набережной лесной рынок. После пожара Сенат распорядился: «на Балчуге дворикам не быть, а быть амбарам и лавкам, как были, и крыть без скалы (бересты) по указу; харчевни строить каменные, а деревянные не строить, понеже в тех деревянных харчевнях случаютца пожары».

Мясные ряды чрезвычайно загрязняли местность. Поэтому Сенат в 1735 г. предложил полиции удалить мясные ряды и бойни от жилья в «приличные места». Балчужный мясной ряд по желанию самих мясников переселился за Земляной город. В 1744 г. близ Балчуга находилась Конная площадка (место продажи лошадей). Через старицу вел на Пятницкую улицу высокий деревянный мост, на котором стояла «фартинная изба».

В 1783 г. большое весеннее наводнение снесло на Балчуге множество деревянных лавок, разрушило многие каменные здания, в том числе колокольню церкви Георгия в Ендове. После этого в 1783—1786 гг. на старице был устроен Водоотводный канал. Но ров вдоль Балчуга еще долго сохранялся. Вопрос о его засыпке встал лишь около 1835 г. Когда на канале, в его устье, были построены Краснохолмская плотина и шлюз и канал стал судоходным, ров был отгорожен от него земляной насыпью и вскоре засыпан.

После устройства Водоотводного канала на Балчуге стали строить каменные лавки, но даже пожар 1812 г., уничтоживший здесь все деревянные строения, не вывел отсюда окончательно деревянных лавок — они перемежались с каменными. В 1829—1833 гг. Москворецкий деревянный мост поставили на деревянные фермы, укрепленные на каменных быках. На месте деревянного Высоко-Пятницкого моста появился Чугунный — с верхними чугунными фермами, и только Модельный мост остался в прежнем виде.

На плане Хотева 1850 г. по обе стороны Балчуга на всем его протяжении видны каменные лавки бакалейщиков, скобяников и т. п. Только с восточной стороны в ряду каменных лавок стояли еще две деревянные. Лавки помещались большей частью в двухэтажных домах и занимали часто оба этажа.

В других домах над лавками были квартиры. В первом доме от Москворецкого моста по восточной стороне находились Москворецкие бани, а за лавками, с каждой стороны улицы, — по три больших двора, в которых размещались склады.

В мае 1870 г. деревянные фермы и покрытие Москворецкого моста сгорели, и в 1872 г. на старых четырех быках был построен железный мост, снятый только в 1938 г., после постройки ныне существующего моста. В 1888 г. на месте «висячего» Чугунного моста был построен на четырех каменных опорах стоящий до настоящего времени железный мост.

В начале XX в. на Балчуге по восточной стороне его стояло 9 дворов, по западной — 12. Большинство этих дворов имело лавки; они занимали территорию до 455 кв. м. Но по восточной стороне улицы был в это время выстроен огромный многоэтажный дом Новомосковской гостиницы. За ней, у Водоотводного канала, приютилась гостиница «Балчуг». После Октябрьской революции лавки и склады Балчуга перешли к различным учреждениям. С постройкой в 1938 г. нового Москворецкого моста, направленного на Большую Ордынку, и снятием старого моста, связывавшего Москворецкую улицу с Балчугом, последний перестал быть связующим звеном между центром и Замоскворечьем.

 




комментариев нет