Добавить запись

Петр Сытин: "БОЛЬШАЯ ПОЛЯНКА"

10 июня 2012, 0:58

 Название улицы, данное в конце XVIII в., напоминает о бывших здесь в древности полях. В начале XVII в. улица доходила лишь до современного выхода на нее Старомонетного переулка, а дальше шло «всполье» — начало полей, между которыми проходила Серпуховская дорога. Последняя шла на месте древней дороги из Новгорода в Рязань. Современная улица начинается у Водоотводного канала и кончается у Добрынинской (бывшей Серпуховской) площади. В древности ни канала, ни площади не было. Вместо канала было озерко, остававшееся от весеннего разлива Москвы-реки и пополняемое дождями; через него был перекинут деревянный мост.

В XV—XVI вв. в начале улицы п о обеим ее сторонам лежала слобода «кадашей» — дворцовых бондарей, в XVII в. ставшая «хамовной» (ткацкой) слободой и расположившаяся главным образом в районе нынешних Кадашевских переулков. Но в XVII в. посреди нынешнего Старомонетного переулка стоял Кадашевский хамовный двор (полотняная мануфактура), в конце века превращенный в Монетный двор. При Петре I здесь находилась «Навигацкая математическая школа», переведенная в 1701 г. в Сухареву башню. В XVIII в. в этом дворе было несколько фабрик. В начале XIX в. они были снесены,

В XVII—XVIII вв. Большая Полянка называлась Космодамианской — по церкви в начале улицы. Переулок против церкви еще недавно назывался Демьянским, но ныне застроен большим домом. Возле Полянского рынка, в XVII в. не существовавшего, находились стрелецкие дворы, среди которых была построена в 1667—1679 гг. великолепная церковь Григория Неокесарийского, стоящая и до сих пор, — один из лучших памятников древней русской архитектуры. Строил ее крепостной крестьянин Карп Губа под наблюдением И. Кузнечика. Здание церкви убедительно свидетельствует о любви русских мастеров к сочной цветистости и узорчатости. При простоте своих архитектурных форм оно производит сильное впечатление богатством декоративного убранства. Живописны изразцовые украшения, сверкающие самоцветными камнями на глади стен; на их красной поверхности ярко выступает белая «каменная резь» украшений, наличники пышно обрамляют окна. Чудесной самобытной красотой веет от этого древнего памятника.

Дальше находилась Казачья слобода. Между стрелецкими и казачьими дворами стояли и дворы знати: боярина князя Репнина, стольника Полтева и других. В 1699 г. Петр I выселил стрельцов из Москвы и ликвидировал их слободы. На места их прежних поселений устремились жители других слобод, особенно купцы, и Замоскворечье с середины XVIII в. до середины XIX в. становится преимущественно «царством Тит Титычей». Скупив мелкие дворы XVII в., они устроили на их месте обширные усадьбы с садами. Кроме купцов, здесь же проживали мелкие дворяне, чиновники и духовенство многочисленных церквей. На Большой Полянке, в доме № 30, жил в 1830-х годах профессор Московского университета П. Г. Редкий — товарищ Гоголя по Нежинской гимназии, с которым дружил и Герцен. Здесь же жил в 1830-х годах крупный московский ученый М. Ф. Спасский. Ведя курс физики, он значительно содействовал укреплению материалистических позиций в Московском университете. М. Ф. Спасский был одним из первых московских ученых, который проводил систематические метеорологические наблюдения. Большим научным вкладом была его капитальная работа «О климате Москвы. Критическое исследование» (1847).

В этом же доме проживал и другой замечательный ученый Московского университета — врач-физиолог А. М. Филомафитский. Он разработал научные основы переливания крови, а также методы обезболивания с помощью эфира и хлороформа при хирургических операциях. В 1868 г. на Большой Полянке из 73 дворов один (№ 1) принадлежал княгине Трубецкой, 12 — мелким чиновникам, 12 — церквам и их причту, 43 — купцам, четыре — мещанам и один — крестьянину. Дома были большей частью каменные, в один-два этажа, причем девять из них выходили на улицу своими заборами и огородами. Дом княгини Трубецкой строил знаменитый зодчий В, И. Баженов. Он снесен лишь недавно, при реконструкции начала Большой Полянки. В 1914 г. на улице было 65 дворов, но укрупнение произошло лишь в отношении нескольких дворов, приобретенных Иверской общиной Красного Креста, соединившей их в один (№ 20), в котором были построены поликлиника, аптека и церковь.

Из больших домов можно отметить дом № 50, где с конца XIX в. помещался Московский учительский институт и дом № 9, где помещалась типография Кирстена, рабочие которой участвовали в забастовках 1905 г. (ныне здесь картонажная фабрика имени Дунаева). Улица Большая Полянка от Малого Каменного моста в 1957 г. С 1775 г. в середине улицы был образован Полянский рынок, площадь которого поныне носит это название. В 1930-х годах на месте рынка выстроено большое здание школы.

По соседству в доме № 12 по Малой Полянке с детства жил писатель и критик Аполлон Григорьев, у которого часто собирались литераторы; среди них — А. Н. Островский, И. Ф. Горбунов. Здесь же некоторое время жил поэт А. А. Фет-Шеншин. В доме № 60 на Большой Полянке жил в 1920-х годах скульптор И. Д. Шадр (Иванов), по проекту которого создан памятник А. М. Горькому у Белорусского вокзала. В доме № 33/41 жил некоторое время до революции М. И. Калинин. Старожилы еще помнят на углу Погорельского (бывшего Екатерининского) переулка выходивший на улицу огород, с парниками, на месте которого только в 1914 г. был построен четырехэтажный дом, ныне надстроенный до восьми этажей.

В 1930-х годах в начале и в конце улицы сооружены большие дома; на месте частных садов устроены общественные скверы, детские площадки и пр., и улица приобрела вид, обычный для нынешних улиц Москвы. На месте здания Учительского института и соседнего двора стоит сейчас большое и красивое здание Москворецкого [районного Совета и районного комитета КПСС. Почти напротив, в бывшем купеческом особняке, помещается Москворецкий районный Дом пионеров.




комментариев нет