Добавить запись

Петр Сытин: "УЛИЦА СЕРАФИМОВИЧА И БОЛОТНАЯ ПЛОЩАДЬ"

14 июня 2012, 0:04

 

Улица Серафимовича в настоящее время идет западнее съезда с Большого Каменного моста, между рекой Москвой и Водоотводным каналом, на Малый Каменный мост. Длина ее — 363 ж, средняя ширина — 33,2 м. Сейчас на ней по западной стороне находится всего лишь один жилой дом — Дом правительства. Восточная сторона улицы упирается в своды и балюстраду Большого Каменного моста, а далее граничит со съездом с него на Малый Каменный мост.

Современное название дано улице в 1930-х годах в честь выдающегося писателя-большевика А. С. Серафимовича (Попова), проживавшего в Доме правительства. Первые рассказы были написаны им в 1880-х годах в ссылке, где он находился за составление революционной прокламации. Значительное место в дореволюционных произведениях А. С. Серафимовича занимают рассказы, посвященные героическим боям 1905 года на Пресне.

Высокую оценку творчества А. С. Серафимовича дал в 1920 г. В. И. Ленин, обратившийся 21 мая к писателю с письмом в связи с гибелью его сына на фронте: «...Ваши произведения и рассказы сестры внушили мне глубокую симпатию к Вам, и мне очень хочется сказать Вам, как нужна рабочим и всем нам Ваша работа». Написанная в 1924 г. повесть А. С. Серафимовича «Железный поток» принадлежит к числу классических произведений советской литературы. Прежнее название улицы — Всехсвятская — было дано ей по Всехсвятскому (Большому Каменному) мосту, выходившему на нее через Москву-реку от улицы Ленивки.

Улица Серафимовича — одна из старейших в Москве. По ней проходила дорога из Великого Новгорода в Рязань и другие приокские города еще тогда, когда Москва как город не существовала, и в первые два века ее существования. Дорога была военная и торговая. Вероятно, по ней в 1147 г. возвращался к себе домой князь Святослав Черниговский после свидания с Юрием Долгоруким. По ней же в 1177 г. прошел с войсками во Владимир на Клязьме князь Глеб Рязанский, причем по дороге разорил и сжег «град Москву» — крепость, построенную Юрием Долгоруким. На месте Большого Каменного моста тогда был брод. Возле брода на том •и другом берегу реки Москвы были лавки, кузницы и мелкие дворы торговцев и ремесленников. Но для большой застройки местность на правом берегу реки Москвы была непригодна, так как часто затоплялась и превращалась в болото, поэтому так и называли эту местность исстари.

Только после проведения в 1783—1786 гг. Водоотводного канала здесь стали строиться дома и лавки, большей частью каменные. С 1495 по 1701 г. к улице с востока подходил Государев сад, с запада — дворы садовников этого сада и причта стоявшей с XVI в. в их слободе церкви Николы в Берсеневке. От современной Берсеневской набережной улица отделялась «Берсеневою решеткой».

Предание говорит, что к востоку от улицы близ Государева сада в XVI и XVII вв. происходили кулачные бои, смотреть которые приезжал иногда сам царь. В XVII в. на месте брода был уже деревянный мост, который показан Мейербергом в 1661 — 1662 гг. на одном из листов его альбома. В 1686—1693 гг. он был заменен большим, построенным на каменных сводах мостом, названным Всехсвятским, по церкви Всех святых, стоявшей возле него на левом берегу реки Москвы. Для того времени это была грандиозная постройка, «восьмое чудо света», как говорили современники.

На правом берегу мост заканчивался Шестивратной •башней. Мост строил монах — старец Филарет. От южных ворот башни шла по Всехсвятской улице деревянная мостовая. Старица реки Москвы представляла собой в обычное время отдельные, расположенные цепочкой, озерки или болота, наполненные то водой, то грязью. Через самое большое из них тянулся мост со Всехсвятской улицы на Большую Якиманку; моста же на Большую Полянку до середины XVII в. не было. В это же время был построен деревянный Космодамианский мост, названный так по церкви, стоявшей до советского времени вблизи него на Большой Полянке.

В 1696 г. на Всехсвятской улице перед Большим Каменным мостом были  построены первые в Москве деревянные Триумфальные ворота — для встречи Петра I с войском, возвращавшимся из победоносного Азовского похода. Академик М. М. Богословский в своей книге «Петр Первый» писал: «Это сооружение представляло небывалую новость для русских людей. Не церковная церемония, а светская, опирающаяся на классическое искусство, мифологию, античную литературу и историю. Архитектура (ворот) — классического стиля, с колоннами и фронтоном, статуи и скульптурные украшения, аллегорические изображения, надписи, высокопарные вирши и оды — все эти элементы искусства, которые будут служить для украшения официально парадных сторон русской жизни в течение всего XVIII века, впервые нашли себе широкое применение при устройстве триумфальных «порт» (ворот) 1696 года. ...Петр шел  перед морским караваном как «большой капитан», в черном немецком платье, с белым пером в шляпе и с протазаном (копьем) в руке» !.

Место кулачных боев в это время было иногда и местом казней. Так, в 1691 г. «был сожжен на Болоте Андрюшка Ильин Безобразов за умысел на Государское здоровье».  Десятого января 1775 г. здесь был казнен вместе со своими ближайшими сподвижниками вождь крестьянского восстания Емельян Пугачев. Настроение в Москве было тревожное. Правительство направило в город крупные воинские части. Власти боялись «мятежных волнований» народных масс и полагали, что публичная казнь Пугачева может устрашить их. Очевидец казни, известный писатель А. Т. Болотов, указывает в своих «Записках», что он нашел «всю площадь на Болоте и всю дорогу от нее, от Каменного моста, установленнуюбесчисленным множеством народа». Эшафот «в некотором и нарочито великом отдалении окружен был сомкнутым тесно фрунтом войск, поставленных тут с заряженными ружьями, и внутрь сего обширного круга непускаемо было, никого из подлого народа... а дворян и господ пропускали всех без остановки... судя по тому, что Пугачев наиболее против их восставал, то и можно было происшествие и зрелище тогдашнее почесть и назвать истинным торжеством дворян». Пугачев был казнен первым. «В самый тот момент пошла стукотня и на прочих плахах... Превеликий гул от аханья и многого восклицания раздался тогда по всему несчетному множеству народа».

В начале XVIII в. здесь находилась «ракетная лаборатория », изготовлявшая и пускавшая фейерверки в большие царские празднества. В 1718 г. расположенный на Софийской набережной Суконный двор занимал своей западной стороной почти половину Всехсвятской улицы. За ним на месте кулачных боев находился Царицын луг. На другой стороне улицы около этого же времени был построен Каменномостский питейный двор — амбары для хранения и оптовой продажи хлебного вина. Вероятно, он был сначала деревянный, потому что только в 1733 г. компанейщики, у которых была на откупе продажа вина, построили каменные амбары этого двора «в линею» по Всехсвятской улице и в глубине двора. При этом они вынуждены были сломать находившуюся близ, большого Каменного моста богадельню церкви Николы в Берсеневке. Староста богадельни просил перенести ее напротив, на Царицын луг, но Сенат велел компанейщикам вновь построить эту богадельню у церкви Николы в Берсеневке.

В 1759 г. питейный двор расширялся. Камер-коллегия дала указ архитектору Д. В. Ухтомскому строить новые пакгаузы Каменномостского питейного двора строго по плану, не захватывая кладбища церкви Николы в Берсеневке. Пакгаузы строились позади старого питейного двора, не выходя на Всехсвятскую улицу. Но в это же время архитектуры гезель С. Волков из школы архитектора Д. В. Ухтомского вывел на улицу великолепные ворота Питейного двора в стиле барокко, долго служившие ее украшением. Снесены они лишь в 1929 г., перед постройкой Дома правительства.

Во второй половине XVIII в. по другой стороне улицы рядом с Суконным двором появились Суконные торговые бани, простоявшие здесь до 1937 г. На Царицыном же лугу стояли каменные и деревянные лавки купцов, продававших пшеницу, овес, крупу и т. п. В базарные дни на площадь перед лавками приезжали крестьянские подводы из деревень с теми же товарами, и москвичи покупали их возами. Наводнения 1783 и 1786 гг. сильно повредили Большой Каменный мост и совсем снесли Космодамиановский деревянный.

Последний в 1790 г. был заменен каменным. У Большого же Каменного моста была снята при его ремонте Шестивратная башня, снесены были и некоторые лавки, стоявшие на самом мосту. Наводнения повредили также лавки и амбары купцов на Царицыном лугу. Для предотвращения наводнений Водоотводный канал в 1786 г. был значительно углублен. С тех пор только очень большие наводнения, повторявшиеся в среднем через 24 года, заливали Всехсвятскую улицу и Царицын луг. Чтобы они не прерывали движения между  Большим и Малым Каменными мостами по Всехсвятской улице, в 1790-х годах соорудили высокую земляную дамбу, опиравшуюся по сторонам на каменные амбары Питейного двора, стены Суконного двора и лавки купцов. По верху дамба была замощена булыжником.

В 1812 г. по Всехсвятской улице уходила из Москвы, направляясь к Калужской заставе, наполеоновская армия. В 1845 г. Царицын луг был официально переименован в Болотную площадь. На ней с запада на восток для помещения лавок был построен длинный каменный корпус с полукружиями на концах. Одно из них выходило на Всехсвятскую улицу.

В 1857—1858 гг. старый Большой Каменный мост был разобран и на его месте построен на каменных быках железный мост, сохранивший, однако, старое название. Проектировал его Н. Н. Воскобойников. С отменой в 1863 г. откупов Питейный двор, называвшийся в это время уже Винно-соляным, отдавался разным лицам под склады, а в 1872 г. был продан казной городу, который часть его тоже сдавал под склады, часть использовал для хранения разного городского имущества.

В 1883 г. здесь была устроена инженером П. Н. Яблочковым и техником Ребиковым небольшая электрическая станция, осветившая Кремль, Большой Каменный мост и террасу храма Христа спасителя. Часть двора на углу Всехсвятской улицы и Берсеневской набережной была использована для постройки здесь двухэтажного каменного дома для Съезда мировых судей. Он снесен вместе с Винно-соляным двором перед постройкой на их месте в 1930 г. Дома правительства.

В 1902 г. в южной части Винно-соляного двора была построена трамвайная электрическая станция (ныне 2-я МОГЭС). Космодамианский каменный мост, обветшавший за 100 лет, в 1890 г. был капитально отремонтирован. Во второй половине XIX в., когда хлебные склады были перенесены к появившимся в Москве железным дорогам, Болотная площадь стала оптовым и розничным рынком по продаже фруктов, устанавливавшим цены на них не только в Москве, но и в ближайших к Московской других губерниях.

В 1880-х годах по Всехсвятской улице прошла в Замоскворечье конка, замененная в начале XX в. трамваем. В 1908 г. с Театральной площади на Болотную через Большой Каменный мост стал курсировать «механический омнибус» (автобус), но через три месяца его движение прекратилось из-за нерентабельности. Улица с XVIII в. освещалась масляными, с 1867 г.— керосиновыми, а с 1870-х годов по советское время — газовыми фонарями. Только в конце 1920-х годов газ был заменен электричеством.

В. 1870-х годах на части Болотной площади, примыкающей к Водоотводному каналу, был устроен Кокоревский бульвар, доходивший до Всехсвятской улицы. Во время Великой Октябрьской революции белогвардейцы, засевшие на одной из башенок-колоколен храма Христа спасителя, обстреливали из пулемета Большой Каменный мост. Однако меткий артиллерийский огонь революционных солдат из Замоскворечья заставил белогвардейцев прекратить обстрел.

Рабочие трамвайной электрической станции также участвовали в обстреле храма и Кремля. Большой Каменный мост был ареной жестоких рукопашных боев с белогвардейцами рабочих отрядов и солдат 55-го запасного полка, которые заняли мост и до конца боев в других местах держали его в своих руках.

После Великого Октября Всехсвятская улица постепенно изменила свой внешний вид. Фруктовая торговля на Болотной площади была прекращена, лавки закрыты и превращены в склады разных государственных учреждений. В 1929 г. были сломаны здания Винно-соляного двора и Съезда мировых судей и на их месте построен по проекту архитектора Б. М. Иофана Дом правительства объемом свыше 500 тыс. куб. м  с сотнями прекрасных квартир и большим промтоварным и продуктовым магазином. С южной стороны к Дому правительства пристроен кинотеатр «Ударник», большое и оригинальной формы здание.

В 1937—1938 гг. по новой трассе были построены современные Большой и Малый Каменные мосты, оставившие в стороне Всехсвятскую улицу, в это время уже называвшуюся улицей Серафимовича. Мосты ограждены по сторонам красивыми решетками и освещены многими электрическими фонарями. Старый Большой Каменный мост, соединявший улицу Серафимовича с Ленивкой, был разобран. На месте Болотной площади разбит прекрасный сквер. 

 




комментариев нет