Добавить запись

Петр Сытин: "КРОПОТКИНСКАЯ УЛИЦА"

14 июня 2012, 0:35

Кропоткинской улица названа в 1921 г. в память П. А. Кропоткина, родившегося в переулке близ этой улицы, тоже названном Кропоткинским. От Кропоткинских ворот улица плавно поднимается вверх; но прежде здесь был крутой спуск. Нивелировка улицы была произведена в конце XIX в., когда был заключен в подземную трубу протекавший вдоль бульваров в лотке ручей Черторый, к которому и был спуск с улицы. Кропоткинская улица, до 1921 г. называвшаяся Пречистенкой, возникла не ранее XVI в., примерно в годы, когда был построен Новодевичий монастырь, дорогу к которому из Кремля она первоначально и представляла. В начале XVII в. улица была застроена лишь у Кропоткинских ворот и только в конце того же века была застроена на всем протяжении. Тогда у нынешнего Чертольского переулка находился «убогий дом» — морг. Середину улицы пересекала дворцовая Конюшенная слобода, называвшаяся в XVII в. уже Старой, и Царицына слобода. В конце улицы у нынешнего Кропоткинского переулка размещалась стрелецкая слобода полковника И. Зубова, почему местность называлась «в Зубове».

Со времен опричнины Ивана Грозного за Чертольскими воротами стояли дворы знатных людей. К концу XVII в. они вытеснили многие дворы слобожан, а в 1698 г., когда Петр I упразднил стрелецкие полки, Зубовская стрелецкая слобода стала заселяться людьми из других слобод. В конце XVIII — начале XIX в. улица Пречистенка и ее переулки, которые имели общее название по слободе «Старая Конюшенная» (сокращенно Староконюшенная), становятся самой аристократической частью Москвы.

Фамилии некоторых домовладельцев сохранились до нашего времени в названиях переулков: Всеволожский (по дому № 7), Лопухинский (по дому № 11), Хрущевский (по дому № 12). Двор Хрущева, в 1914 г. принадлежавший московскому дворянству, представлял собой настоящую барскую усадьбу, расположенную между современными Чертольским и Хрущевским переулками, свеликолепным домом, въездными воротами, службами, садом, с павильоном и полуротондой в стиле ампир. Дом построен в 1814 г. на фоне древней церкви, входившей в общий художественный ансамбль (архитектор А. Г. Григорьев). В настоящее время на месте сада, полуротонды и церкви — здание школы № 29, а в доме — одно из учреждений Академии наук СССР. Дом Хрущева является одним из крупнейших памятников русского зодчества первой четверти XIX в. Красивый фасад этого здания, украшенный шестиколонным портиком, высоко поднятый нижним полуэтажом кладовых, эффектно выглядит в перспективе улицы Кропоткина.

Не менее живописен и другой фасад этого здания со стороны Хрущевского переулка, украшенный чудесным барельефом работы И. П. Витали. Внутри здания сохранился ряд превосходных росписей потолков и стен. Очень изящен по своим пропорциям павильон, стоящий на углу Чертольского переулка и прекрасно сочетающийся с пышным по декоративному убранству основным зданием.

Дом № 7 принадлежал богачу, крупному помещику и промышленнику В. А. Всеволожскому. Он славился своими музыкальными вечерами. «Каких не было тут артистов иностранных? Кажется, и теперь еще слышишь волшебные звуки...» — записывает современник. Сын владельца Никита Всеволожский был близко знаком с А. С. Пушкиным. Ему посвящено стихотворение поэта «Прости, счастливый сын пиров». Живяв Петербурге, Никита Всеволожский учредил дружеское общество «Зеленая лампа», тесно связанное с тайным обществом «Союз благоденствия». А. С. Пушкин был рьяным участником, собраний общества, на которых свободно говорилось

 

Насчет глупца, вельможи злого,

Насчет холопа записного,

Насчет небесного царя,

А иногда насчет земного...

 

Дом Всеволожских после пожара 1812 г. стоял с заколоченными окнами до 1870-х гг. В 1870 г. дом купил с аукциона купец Степанов, переделал часть дома по Пречистенке для яхт-клуба, а по переулку — под квартиры. Но яхт-клуб просуществовал здесь недолго. После него до 1877 г. в доме помещался Политехнический музей, образованный из Всероссийской политехнической выставки 1872 г. В 1878 г. дом был куплен Военным ведомством, и до Великого Октября в нем находился штаб Московского Военного округа. Пречистенка более, чем какая-либо другая из московских, улиц, связана с декабристами. В хорошо сохранившемся доныне доме № 1 жил один из основателей «Союза благоденствия»— П. П. Лопухин.

В доме № 10 с 1839 г. жил декабрист М. Ф. Орлов, женатый на дочери героя Отечественной войны 1812 г. генерала Н. Н. Раевского — Екатерине. Ее образ А. С. Пушкин положил в основу образа Марины Мнишек в «Борисе Годунове». Портрет М. Ф. Орлова запечатлел А. И. Герцен в «Былом и думах».

Дом № 11 — один из лучших особняков в стиле ампир,, небольшого размера, построенный в начале XIX в. архитектором А. Г. Григорьевым, — принадлежал Лопухину, потом Станицкой. Его фасад пленяет своим нарядным декоративным' убранством. Легкая ионическая колоннада оформляет центр здания. Прекрасно выполненные барельефы и другие скульптурные украшения придают облику дома лиричность и интимность.

Тщательно проработанные пропорции всех элементов здания свидетельствуют об огромном вкусе архитектора. В 1920 г. в этом доме разместился Государственный музей Л. Н. Толстого. Он является одним из крупнейших литературных музеев нашей страны. Его экспозиция на богатейшем документальном, бытовом и художественном материале широко показывает жизненный и творческий путь великого русского писателя. Музей является также хранилищем грандиозного архива Л. Н. Толстого, материалы которого превышают 500 тысяч единиц (рукописи произведений, дневники, письма. записные книжки), и проводит большую научно-исследовательскую работу по изучению творческого наследия писателя..

Несохранившийся дом № 13 в 1793 г. принадлежал Василию Денисовичу Давыдову, полковнику, отцу поэта-партизана, а с 1818 г. — княгине Е. С. Шаховской, две дочери которой, одна вслед за другой, были замужем за декабристом А. Н. Муравьевым, сыном основателя Училища колонновожатых и одного из активных участников тайных обществ. Он входил в первую организацию декабристов «Союз спасения», возглавлял тайное «Военное общество», а затем участвовал в «Союзе благоденствия». Третья дочь Шаховской — невеста Муханова — была постоянной посредницей между Москвой и ссыльными декабристами. В доме № 14 жил декабрист А. П. Вяземский.

Дом № 17 принадлежал с 1818 г. Г. П. Бибикову, отцу члена «Союза благоденствия» И. Г. Бибикова. В 1831 г. здесь жила В. Я. Сольдан, у которой бывал А. С. Пушкин. В 1835 г. этот дом купил поэт-партизан Денис Давыдов, но поселился в нем в 1836 г., уже после отъезда А. С. Пушкина из Москвы. В нем сохранились интерьеры с живописью плафонов XVIII — начала XIX вв.

Дом № 18 принадлежал «бабушке» Е. П. Яньковой, оставившей воспоминания о грибоедовской и пушкинской Москве. Дом № 19, принадлежавший с конца XVIII в. князьям Долгоруковым, — огромное здание с колоннадой, построенное М. Ф. Казаковым в 1780 г. — долго был занят Александро- Марьинским институтом. Ранее позади дома располагался большой парк с прудами и фонтанами. Во двор вели шесть въездных ворот, застроенные арки которых явно выделяются на фасаде. Промежутки между воротами имели ниши, в которых помещались скульптурные украшения. Этот интересный архитектурный памятник и сейчас выделяется своим художественным оформлением.

Сын владельца, И. А. Долгоруков, был активным членом «Союза благоденствия». В десятой (уничтоженной) главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкин вспоминает петербургские собрания декабристов у Никиты Муравьева и у Ильи Долгорукова:

 

Витийством резким знамениты,

Сбирались члены сей семьи

У беспокойного Никиты,

У осторожного Ильи,

 

Илью Долгорукова не постигла участь декабристов, так как он был адъютантом великого князя Михаила Павловича. В 1830-х годах дом № 21 принадлежал С. П. Потемкину, жена которого, сестра декабриста С. П. Трубецкого, была посаженной матерью на свадьбе А. С. Пушкина. Ей Пушкин посвятил экспромт:

 

Когда Потемкину в потемках

Я на Пречистенке найду,

То пусть с Булгариным в потомках

Меня поставят наряду.

 

Значительно перестроенный дом № 21 принадлежал в начале XIX в. отцу члена «Союза благоденствия» А. А. Тучкова, который провел здесь детские годы. Впоследствии на дочери А. А. Тучкова был женат соратник А. И. Герцена — поэт Н. П. Огарев. Ныне этот дом занят Академией художеств СССР. Домом № 22 (пожарное депо), построенным в конце XVIII в. М. Ф. Казаковым, владели родственники А. П. Ермолова, героя Отечественной войны 1812 г., дом которого находился рядом (№ 20).

В 1834 г. в доме № 22 в полицейской части сидел под арестом А. И. Герцен. Дом № 32 богачей Охотниковых — здание XVIII в. со старинными службами во дворе, перестроенное после 1812 г. в стиле ампир, тоже представляет собой архитектурный памятник. Переделано в 1862—1867 гг. и в 1919 г. В XIX в. здесь долгое время находилась частная мужская гимназия Л. И. Поливанова, в которой учились многие будущие известные деятели. Между прочим, здесь учились сыновья Л. Н. Толстого и поэт В. Я- Брюсов. Л. И. Поливанов был талантливым педагогом и вел большую литературную работу. Помимо учебных руководств, он написал ряд сочинений по русской литературе, переводил Мольера и Расина. За издание «Сочинений А. С. Пушкина» с многочисленными комментариями он был награжден Академией наук Большой золотой медалью.

С 1860-х годов дома на Пречистенке почти целиком перешли из рук знати в руки купцов. В 1914 г. среди домовладельцев встречались купеческие фамилии: Челноков, Ушков, Морозов, Половинкин, Филиппов, Фон-Мекк, Барков, Коншин, Лопатин, Берг, Пеговы и др. В наше время лучшие из особняков на улице заняты музеем Л. Н. Толстого и Академией художеств. Прекрасный особняк, бывший во владении Дашковых, Архарова, Бахметьева, князя Гагарина, Коншиных, теперь занят Домом ученых. Находится он в ведении Академии наук СССР.

В сентябре 1895 г. В. И. Ленин, приехавший в Москву, чтобы восстановить связь с московской марксистской организацией, был на квартире у матери — М. А. Ульяновой, проживавшей на Пречистенке, в Мансуровском переулке, в доме Лоськова (№ 4).




комментариев нет