Добавить запись
Петр Сытин: "ГАГАРИНСКИЙ ПЕРЕУЛОК"
15 июня 2012, 0:53
Гагаринский переулок, называвшийся в XVII—XVIII вв. Староконюшенной улицей, переименован был в XIX в. по фамилии основного владельца нескольких дворов в переулке стольника князя Б. И. Гагарина (с 1738 г.) и его наследников. Переулок начинается у Гоголевского бульвара (близ Кропоткинских ворот) и доходит до Плотникова переулка. Длина его — 725 м, средняя ширина— 13,1 м.
При Иване Грозном переулок, как и вся окружавшая его местность, находился «в опричнине»: в нем стояли дворы опричников вперемежку с дворами дворцовых слобод. В XVII в. переулок находился в центре Большой Конюшенной слободы (старой), а в конце его стояли дворы служащих Остоженного конюшенного двора и стрельцов приказа (полка) Левшина.
Дворы переулка находились в приходах четырех церквей, стоявших вблизи него. Сохранились описи прихожан, по которым можно судить о социальном составе владельцев дворов. Например, в 1716 г. в приходе церкви Пятницы Божедомской дворы принадлежали: шесть — стольникам, три — полковникам, пять — дьякам и подьячим, один — комиссару, один — князю, десять — дворянам, два — священнику и диакону, один —• крестьянину.
Во второй половине XVIII и в первой половине XIX в. Гагаринский переулок был центром Староконюшенной слободы, в которой проживали самые родовитые, хоть и не самые богатые московские дворяне. «Староконюшенная» прекрасно описана П. А. Кропоткиным в его «Записках революционера» и А. И. Герценом в «Былом и думах». Это про нее А. И. Герцен говорил: «Вообще в Москве жизнь больше деревенская, чем городская, только господские дома близко друг от друга».
Выведенная Грибоедовым в «Горе от ума» под именем Хлестовой, а Л. Н. Толстым -в «Войне и мире» под именем Марьи Дмитриевны Ахросимозой — вдова чиновника Настасья Дмитриевна Офросимова жила в «Старой Конюшенной. Острая на язык, она была грозой всей грибоедовской Москвы. По воспоминаниям С. П. Жихарева, это была «дама презамечательная своим здравомыслием и откровенностью».
«Староконюшенная» того времени представляла собой вереницы как бы сросшихся между собой дворянских усадеб, среди которых пролегали узкие кривые переулочки, образующие такой путаный лабиринт, что непривычному пешеходу нелегко было выбраться из них. Дома и службы этих усадеб (почти все деревянные) целиком сгорели в пожар 1812 г. Из бывших до пожара во всей Пречистенской части (от современной Кропоткинской набережной до Арбата) 427 домов осталось только восемь. Но вскоре на пепелищах были построены новые дома, тоже большей частью деревянные, но не в глубине усадеб, а по улицам, том числе по Гагаринскому переулку, — оштукатуренные, с портиками, колоннами и виньетками на стенах и над окнами в стиле ампир. Проекты этих зданий прошли через руки талантливого архитектора О. И. Бове.
Некоторые дома хотя и обветшали, но до сих пор сохраняют свою былую красоту. Из таких домов в Гагаринском переулке можно указать на дом № 15, бывший Лопатиных, и дом № 10. Дома Гагаринского и прилегающих к нему переулков более интересны по связи с знаменитыми людьми, в них жившими или их посещавшими. В доме № 4 по Староконюшенному переулку, принадлежавшем в 1826 г. Д. Н. Бегичеву, брат которого был другом А. С. Грибоедова, последний останавливался на несколько часов при проезде с Кавказа в Петербург в сопровождении фельдъегеря по делу декабристов.
В доме № 4 по Гагаринскому переулку, принадлежавшем; Ильинской, в квартире П. В. Нащокина, остановился 6 декабря 1831 г. и прожил две недели А. С. Пушкин. Дом этот сохранился; на нем установлена мемориальная доска. В доме № 15, принадлежавшем в 1820-х годах декабристу В. И. Штенгелю, останавливался декабрист К. Ф. Рылеев. Дом № 25 принадлежал князю Гагарину, женатому на трагической актрисе Е. С. Семеновой, большим поклонником таланта которой был А. С. Пушкин. В этом доме проживал по возвращении из ссылки декабрист П. Н. Свистунов. А. С. Пушкин бывал, вероятно, в домах № 29 и 31, принадлежавших Новосильцеву, на побочной дочери которого был женат М. Н. Загоскин, автор «Юрия Милославского» и других романов, с которым Пушкин поддерживал знакомство.
Из прилегающих переулков наиболее интересны Большой Афанасьевский, Малый и Большой Власьевские. В Большом Афанасьевском переулке, в доме № 8, принадлежавшем Лаптевой, жил в мезонине некоторое время Н. В. Станкевич, у которого собирался в 30-х годах прошлого века философский кружок. Здесь встречались за большим самоваром Белинский, Бакунин, поэты Клюшников и Красов, К. С. Аксаков и другие; выпивали неимоверное количество чая с хлебом и вели до утра философские беседы. Этот кружок высоко ценил Н. Г. Чернышевский. Он писал о нем: «Из тесного дружеского кружка, о котором мы говорим, и душою которого был Н. В. Станкевич, скончавшийся в первой поре молодости, вышли или впоследствии примкнули к нему почти все те замечательные люди, которых имена составляют честь нашей словесности от Кольцова до Тургенева». Дом № 8 сохранился.
В Малом Власьевском переулке дома № 8—10 в конце XVIII в. принадлежали прабабушке Л. Н. Толстого — графине А. И. Толстой, у сына которой бывал здесь А. С. Пушкин. В 1838 г. этот дом приобрела актриса Е. С. Семенова, по мужу Гагарина. В 1842 г. в нем жил по приезде из Новгорода А. И. Герцен, а в 1843 г.— друг Пушкина поэт Н. М. Языков. В 1850 г. дом принадлежал князю А. П. Кропоткину, сын которого, П. А. Кропоткин, провел здесь отроческие и юношеские годы. В 1874 г. П. А. Кропоткин жил против этого дома — в доме № 3, у своей сестры, во флигеле. Рядом, в доме № 1, на углу Гагаринского переулка, жил в то время профессор В. И. Герье, основатель первых женских курсов в Москве. В Малом Власьевском переулке в доме № 2/18 долгое время жил композитор С. И. Танеев, учитель Скрябина, Рахманинова, Глиэра, Василенко. Кроме них, у него здесь бывали К. А. Тимирязев, В. В. Стасов, А. М. Васнецов.
В 1850 г. из стоявших по обеим сторонам Гагаринского переулка 37 дворов только в четырех были каменные здания, выходившие на улицу. Из других дворов на улицу выходило 42 деревянных дома большей частью одноэтажных, с мезонином, а из шести дворов выходили еще и сады, отгороженные от улицы деревянными заборами. Большинство домовладельцев составляли мелкие и средние чиновники. Только четыре дома принадлежали купцам и три — причту близлежащих церквей.
Во второй половине XIX в. большинство владений принадлежало генеральским чинам и титулованной знати, за купцами сохранялись три дома, за мещанами пять и крестьянами — один. В конце XIX и начале XX в. переулок превратился в излюбленное место жительства служащей интеллигенции и лиц свободных профессий. Он привлекал их своей тишиной. Для сдачи квартир в переулке было построено несколько больших каменных домов, не изменивших, впрочем, его общего колорита.
В доме № 29 в 1870-х годах собирались московские чайковцы вместе с П. А. Кропоткиным. В 1895 г. в этот дом было перевезено имущество подпольной типографии, зарытой до того М. Мандельштамом за Новодевичьим монастырем, на берегу Москвы-реки. В доме № 25 долгое время жил выдающийся русский архитектор академик А. В. Щусев.
После Октябрьской революции в отходящем к северу от Гагаринского Нащокинском переулке в доме № 14 жил и умер известный комиссар Чапаевской дивизии, писатель-коммунист Д. А. Фурманов (1891—1926 гг.), в память которого в год его смерти переулок переименован в улицу Фурманова, На углу Гагаринского и Плотникова переулков в доме № 37 разместилась одна из лучших поликлиник Москвы — № 1 Министерства здравоохранения СССР.