Добавить запись
Петр Сытин: "АРБАТ"
15 июня 2012, 0:56
Название улицы дошло до нас от 1493 г., когда здесь, на Арбате, от оставленной в церкви Николы на Песках свечи, начался пожар, от которого выгорела почти вся Москва. Слово «Арбат» арабское, означает «пригороды». В XIV—XVI вв. «Арбатом» называлась вся местность от Кремля до теперешнего Садового кольца, между улицей Калинина, Арбатом и Ермолаевским переулком. В XVI в. «Орбатом» называлась также современная улица Калинина, и хотя указом царя Алексея Михайловича от 1658 г. ее велено было называть Смоленской улицей, она долго еще называлась по-старому.
Но официально название «Арбат» с конца XVIII в. осталось только за современным Арбатом. В XV—XVI вв. по Арбату шла Смоленская дорога, сначала от Новодевичьего монастыря по Плющихе, потом из Дорогомилова. Торговля Москвы со Смоленском была очень оживленной, особенно после возвращения Смоленска Москве в 1522 г. По Арбату было много дворов, церквей и лавок. Улица часто видела русские войска, отправлявшиеся на защиту западных рубежей страны, видела и нашествия на Москву восточных, южных и западных соседей. В связи с этим на Арбате и к северу от него в XVI в. были поселены два стрелецких полка. В XVII в. в конце улицы, по южной ее стороне, был поселен и третий стрелецкий полк. Кроме стрельцов, на Арбате и в ближайших к нему переулках в это время жили слободами: дворцовые плотники (современный Плотников переулок), мастера серебряного дела (Серебряный переулок), Денежного двора (Денежный переулок, с 1933 г. улица Веснина). Для земледелия почва здесь была неподходящей — на поверхность земли выступали пески (Спасопесковский и Николопесковский переулки).
Кроме слободских дворов, в XVII в. здесь стояли дворы «иных чинов людей». Так, например, в Плотничьей слободе в 1638 г., кроме 48 дворов плотников, стояло три двора церковного причта и пять других. В начале XVIII в. здесь на месте забора современного дома № 14 находился дом санкт-петербургского ландрихтера Ф. С. Манукова, отданный им в 1728 г. в приданое дочери, вышедшей замуж за поручика Преображенского полка В. И. Суворова. Предполагают, что здесь 13 октября (ст. стиль.) 1729 г. родился А. В. Суворов.
В пожар 1736 г. конец улицы сильно погорел. В это время ширина ее здесь составляла от 10,7 до 19,2 ж. На погоревших местах ее подровняли до 19,2 м. Улица Арбат со стороны Смоленской площади (рынка) в 1957 г. Во второй половине XVIII в. Арбат и Староконюшенный переулок представляли собой самые аристократические улицы того времени — «дворянские гнезда». Из 56 домов на Арбате в 1793 г. 13 принадлежали родовой и чиновной знати, 20 — дворянам и чиновникам, шесть — церквам и их причту, восемь— купцам и девять — другим лицам и учреждениям. Среди дворов знати три двора принадлежали графу П. Б. Шереметеву, один — графу Ф. А. Остерману, один — князю Голицыну.
В пожар 1812 г. Арбат, застроенный почти исключительно деревянными домами, начисто выгорел. После пожара на Арбате выстроено было много домов в стиле ампир, из которых до сих пор сохранился дом № 37, принадлежавший в 1834—1835 гг. артистке Е. С. Семеновой-Гагариной. Сильно изменился и дом № 53, Хитрово, в котором проживал после женитьбы А. С. Пушкин. Это была его первая отдельная квартира. 17 февраля 1831 г., накануне свадьбы, он устроил здесь «мальчишник», на котором присутствовали поэты Денис Давыдов, Языков, Баратынский и Вяземский, а также Нащокин, Киреевский и другие.
Во второй половине XIX в. Арбат изменил свой вид. В 1882 г. большинство домов принадлежало купцам. Во всех домах были магазины и лавки с разнообразными вывесками. По улице проходила конка, гремели по булыжной мостовой извозчики. По тротуарам, выложенным каменными плитами, двигались толпы прохожих. В не существующем теперь доме с колоннами, принадлежавшем князю А. А. Оболенскому (№ 14), по ночам якобы являлись «привидения», из-за которых в доме никто не хотел жить. Позже выяснилось, что в подвале дома свили себе гнездо грабители и воры, пугавшие по ночам жильцов, чтобы они выехали и не мешали их «работе». Переулки Арбата запечатлены в рассказе А. П. Чехова «Страшная ночь».
В начале XX в. на Арбате были построены многоэтажные доходные дома (Трындина, № 27; Филатова, № 35; Панюшева, № 51 и др.). В 1904 г. по улице прошел трамвай. Некоторые дома на Арбате связаны с революционным движением. В доме № 7 помещалось в 1905 г. Центральное бюро профессиональных союзов и профессиональный союз текстильщиков. Дом этот двухэтажный; построен до 1816 г. В Староконюшенном переулке, дом № 21, в 1905 г. собирались рабочие-дружинники и хранились бомбы. Дом старый, двухэтажный; восстановлен в 1898 г. архитектором К. А. Гиппиусом. В дни декабрьского вооруженного восстания 1905 года Арбат был ареной ожесточенных боев между дружинниками и царскими войсками. Уже 10 декабря улица была плотно забаррикадирована. На следующий день, обойдя Арбат, войскам удалось выйти на Смоленский рынок, откуда, установив артиллерию, они провели обстрел Арбата. Однако 12 декабря баррикады были восстановлены. Оборонявшая их шмитовская боевая дружина действовала настолько энергично, что войска были вынуждены отойти.
В советское время трамвай с Арбата снят и заменен троллейбусом; мостовая и тротуары асфальтированы. Улица осталась по-прежнему торговой и стала еще более оживленной. На ней построены Государственный театр имени Евг. Вахтангова и красивый многоэтажный дом, в котором в числе других проживают потомки А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого. Построена также новая гостиница для туристов и большой магазин «Гастроном». Оригинально надстроен дом № 2, ресторан «Прага».
Хотя прошедший под Арбатом метрополитен значительно разгрузил улицу от прохожих и проезжих к Киевскому вокзалу и в Фили, все же улица недостаточна для современного движения. Поэтому запроектирован «Новый Арбат» — прямая и широкая улица, которая пройдет севернее современного Арбата, почти в том же направлении.