Добавить запись
Петр Сытин: «МАЛАЯ БРОННАЯ УЛИЦА»
19 июня 2012, 23:24
Малая Бронная, одна из больших радиальных улиц Москвы, тянется от Тверского бульвара до Садовой-Кудринской улицы почти на километр. Названа она Малой потому, что примыкает к Большой Бронной улице, которая хотя сейчас и короче Малой на 200 мг но сто с небольшим лет назад была почти вдвое длиннее ее. Название же улиц — Большая и Малая Бронные — идет от XVII в. В XVI—XVII вв. между Малой Никитской (улица Качалова) и Тверской (улица Горького) лежала дворцовая Бронная слобода, находившаяся в ведении Оружейной палаты и насчитывавшая в 1632 г. 103 двора. В ней жили бронники — мастера, выделывавшие для войск брони и холодное оружие.
В 1570 г. Иван Грозный поселил здесь еще иноземных мастеров сабельных дел. Слобода начиналась сейчас же за нынешним Тверским бульваром и доходила до Спиридоньевского переулка, у которого кончалась и современная Малая Бронная улица, тогда называвшаяся Воскресенской — по стоявшей на ней церкви Воскресения (ныне на месте церкви большое четырехэтажное школьное здание). Между Спиридоньевским переулком и Земляным валом (ныне Садовой-Кудринской улицей) Малая Бронная продолжения не имела: ей перегораживали путь стоявшие по Спиридоньевскому переулку и дальше дворы патриаршей Козьей слободы, с большим прудом посредине. Ныне это Пионерский (бывший Патриарший) пруд.
В конце XVII в. бронники стали мастерами казенных заводов, но все еще находились в ведении Оружейной палаты. Многие из них переселились в другие места. Дворы в слободе большей частью были маленькие, узкие и длинные, с деревянными строениями по улице и близ нее, с огородами позади. Даже церковь Воскресения до начала XVII в. была деревянной. В 1716 г. в ее приходе насчитывалось 30 дворов, из которых только 10 дворов принадлежали разного рода ремесленникам.
Большой пожар Москвы 1737 г. уничтожил здесь все дворы, но и после него улица застроилась почти исключительно деревянными строениями. На плане 1739 г. Малая Бронная по-прежнему показана доходящей лишь до Спиридоньевского переулка. Но против Большой Бронной, за церковью Воскресения, виден тупик, коленом поднимающийся к северо-западу, параллельно Малой Бронной. Это — остаток бывшего в XVII в. продолжения Большой Бронной улицы к Малой Никитской. На последней сохранился также остаток его в виде коленчатого начала бывшей Спиридоновки (ныне улица Алексея Толстого).
Хотя на рукописном плане Москвы 1767 г. Малая Бронная еще остается отделенной от нынешнего своего продолжения за Спиридоньевским переулком к Земляному валу, но за дворами уже видна линия мелких дворов против пруда, позже вошедших в состав правой стороны Малой Бронной. 8 это время от них в Спиридоньевский переулок вел не существующий теперь переулок к востоку от церкви Спиридона (стоявшей на углу этого переулка и Спиридоновки).
В пожар 1812 г. дома на улице снова сгорели; сохранилась только каменная церковь Воскресения. Вероятно, после пожара Малая Бронная и была продолжена далее, но только до Ермолаевского переулка, так как за последним к Земляному валу (Садовой-Кудринской улице) еще в 1850 г. ее продолжал Банный переулок (в нем находились Полтавские бани).
Дворы по улице расширились за счет включения в свой состав соседних, и в 1826 г. на Малой Бронной насчитывалось только 15 дворов: пять принадлежали чиновникам, два — прапорщикам, два — духовенству, два — музыкантам, один — студенту, остальные — мещанам. Здесь же находился дом знаменитого учителя танцев Иогеля. Но на месте многих существовавших до пожара 1812 г. дворов лежали пустыри.
«Путеводитель по Москве» 1831 г. отмечает, что у Патриаршего пруда «год тому назад были развалины и пустыри; пруд был запущен и, словом, неприятно было ходить по сему месту. Ныне старанием Комиссии для строения все здесь расчищено, пруд приведен в хорошее состояние, и, может быть, место сие сделается приятным для окрестных жителей гулянием». Действительно, на плане Хотева 1850 г. здесь виден большой (около 1 га) квадратный пруд, а по сторонам его -— аллеи деревьев. В таком виде местность эта дошла й до нашего времени. В аллеях летом много гуляющих местных жителей, преимущественно с детьми. Зимой же на пруду устраивается каток.
Из того же плана видно, что в 1850 г. на Малой Бронной улице по нечетной стороне было 11 дворов, по четной — 22. Но только один двор имел каменные здания: это — современный дом № 15, в котором находилась тогда детская больница Воспитательного дома. В глубине двора здесь размещался большой сад. Остальные дворы были застроены деревянными домами, и только в четырех дворах, кроме деревянных, имелись и небольшие каменные здания.
Строительство каменных домов на улице началось во второй половине XIX в., и к началу XX в. на улицу не выходило уже ни одного деревянного дома. В 1882 г. улица включила в себя Банный переулок и дошла до Садовой-Кудринской. На ней было 17 дворов по левой стороне и 25—по правой. В большом дворе дома № 15 по-прежнему находилась детская больница, вскоре переведенная на Садовую-Кудринскую улицу, а на ее месте разместилось Арбатское городское четырехклассное училище, в 1911 г. переименованное в Высшее начальное. В нем до 1915 г. преподавал старый большевик И. И. Скворцов-Степанов, после Великого Октября — редактор газеты «Известия ВЦИК». Но на месте двора и сада больницы новый владелец — барон Гирш — построил пять трехэтажных больших корпусов с множеством мелких квартир, сдававшихся внаем. Эти дома («гирши») стоят и сейчас.
По другой стороне, в доме № 18, размещалось Московское окружное пробирное управление (и сейчас здесь находится инспекция пробирного надзора Министерства финансов). В 1912 г. в соседнем Ермолаевском переулке архитектор Д. С. Марков построил Дом Московского архитектурного общества (№ 17). В конце XIX — начале XX в. в большинстве домов на Малой Бронной отдельные комнаты в квартирах занимали студенты, преимущественно университетские, материально не обеспеченные. Они целые дни бегали по грошовым урокам, а вечером собирались у товарищей или в трактире Романова на углу Малой Бронной и Тверского бульвара для дружеской беседы, обычно заканчивавшейся пением студенческих и революционных песен. Здесь часто можно было слышать «Гаудеамус игитур», «Дубинушку», «От зари до зари» и другие песни.
Студенчество в подавляющем большинстве всегда находилось в оппозиции к царскому правительству и выражало свое недовольство существующими порядками и в стенах университета и на улицах. Семнадцатого сентября 1904 г. по Малой Бронной прошла большая студенческая манифестация, протестовавшая против избиения полицией студентов, провожавших на Ярославском вокзале мобилизованных на русско-японскую войну.
В декабре 1905 года вся улица и переулки покрылись баррикадами, за которыми дружинники-студенты продержались до 16 декабря, когда баррикады были разрушены артиллерией. В доме № 4, где помещалась студенческая столовая, находился в это время штаб студенческих дружин. В доме № 44 по Малой Бронной 20—21 апреля 1905 г. происходил учредительный съезд представителей десяти железных дорог, вынесший постановление об организации Всероссийского железнодорожного союза.
Полуподвальный и первый этажи дома сделаны из белого камня и кирпича после 1812 г. Второй, деревянный этаж дома, построен в 1875 г. (архитектор Счастнев). В советское время улица застроилась большими каменными домами. На месте церкви Воскресения появилась большая школа. Дом Пробирного управления обстроен вокруг шестиэтажными жилыми зданиями, включившими и его двухэтажное здание в свой ансамбль. Против него, на углу Спиридоньевского переулка, на месте дровяного склада и старых, малоэтажных жилых домов, в 1934 г. выросли многоэтажные жилые корпуса Товарищества московских служащих, в 1940 г. перешедшие в Моссовет. В них небольшие квартиры в две — четыре комнаты со всеми удобствами. Рядом, по Спиридоньевскому переулку, появились многоэтажные жилые корпуса Министерства нефтяной промышленности и др. Выросли дома и в других местах.
На улице, в доме № 2, находится Московский театр сатиры. В доме священника церкви Воскресения (№ 5) останавливался, приезжая в Москву, Н. Г. Чернышевский. В доме № 32 во дворе в конце XIX — начале XX в., приезжая в Москву, останавливался В. Г. Короленко — в квартире своей сестры М. Г. Лошкаревой. В 1899 г. во время двухдневной остановки здесь он написал рассказ «Талант». На углу Малой и Большой Бронной, в доме № 1, жил художник Г. Г. Мясоедов. Близ Малой Бронной, в Спиридоньевском переулке, дом № 12, была первая в Москве квартира поэта В. В. Маяковского, а в доме № 8 по переулку жил артист П. М. Садовский (внук первого Прова Садовского).
span style=