Добавить запись
Петр Сытин: «УЛИЦА КИРОВА (Мясницкая)»
20 июня 2012, 10:36
Улица Кирова, бывшая Мясницкая, за Мясницкими воротами, в XVI и даже отчасти в XVII в. шла между большими дворцовыми огородами. Кроме слободы огородников, на ней в XVII в. стояла по левой стороне слобода мясников с церковью Николы в Мясниках, снесенной в 1928 г. (участок дома № 39). В 1629 г. патриарху было дано «за Фроловскими за Мясницкими вороты под огород место из стрелецких порозжих мест дворовых, что бывал Петровский приказ Краскова». Это говорит о существовании здесь ранее и стрелецкой слободы. В конце XVII в. улица была застроена дворами мелких дворян и знати и служила проезжей дорогой на Новую Басманную и к берегам реки Яузы. По ней часто проезжал Петр I и его сподвижники.
На плане Москвы 1767 г. видно несколько стоящих по улице каменных больших и малых домов, но все же большую, часть составляли деревянные. За домами находились большие сады и огороды с прудами. Дворы принадлежали большей частью знати: вице-адмиралу 3. Д. Машукову (дом № 29), полковнику князю И. И. Одоевскому (№ 29-а), генералу А. Д. Татищеву (№ 41), генерал-майору князю А. И. Лобанову-Ростовскому (№ 41-а), графу П. И. Панину (№ 43), княгине Е. С. Долгоруковой (№ 34), князю А. И. Кольцову-Масальскому (№ 42), князю А. А. Урусову (№ 44), генерал-майору князю Д. С. Львову (№ 2 по современному Мясницкому проезду). Но среди домов знати во второй половине-XVIII в. несколько дворов принадлежало и богатейшим купцам — заводчикам и фабрикантам: «плавильной и волочильной золотой фабрики компанейщику» С. С. Кропину (№ 30), Н. А. Демидову (№ 38), золотых и серебряных дел мастеру купцу В. Кункину (№ 40), фабриканту П. П. Докучаеву (№ 33) и др.
На широкой площади (плацдарме) за Мясницкими воротами в 1760 г. стояли по нечетной стороне улицы лавки и фартина (кабак), а в 1786 г.— двор поручика Ф. К. Соколова. По четной стороне улицы, на месте станции метро «Кировская», в 1777 г. стоял двор с деревянными строениями купца Ф. Гнусина, содержавшего здесь постоялый двор. В 1780-х годах ворота и стена Белого города были снесены, и появилась единая Мясницкая улица от центра до Садового, кольца.
В пожар 1812 г. стоявшие по улице И больших деревянных домов сгорели, а 12 каменных сохранились. В 1813 г. Комиссия строения г. Москвы расширила улицу до 25 м. Построенные на месте сгоревших каменные дома стали по красной линии, но старые каменные дома весь XIX в. суживали улицу. Из домов, сооруженных в конце XVIII в., сохранился до наших дней наиболее красивый дом (№ 42), построенный знаменитым архитектором М. Ф. Казаковым в 1798 г. для дворян из купцов Барышниковых. Эффектная высокая ограда с двумя величественными воротами связывает оба крыла здания ж отделяет парадный двор от улицы. С трех сторон двор обрамляют постройки, создавая ему великолепную по своим пропорциям декорацию. Изящный портик подчеркивает центр здания и как бы главенствует над всем сооружением. Являясь превосходным образцом тщательно разрабатывавшегося М. Ф. Казаковым типа городской усадьбы, этот дом принадлежит к числу лучших архитектурных памятников нашей столицы.
В 1820-х годах здесь проживал друг А. С. Грибоедова полковник С. Н. Бегичев, и писатель бывал у него. Здесь же •бывали В. К. Кюхельбекер, В. Ф. Одоевский, А. Н. Верстовский. Сохранился и дом (№ 43), построенный в 1790—1793 гг. .для графа П. И. Панина. Строил его, предполагают, Франческо Кампорези — итальянский архитектор, с 1780-х годов много работавший в Москве и Подмосковье. Центральная часть этого здания имеет своеобразное и сложное решение. Она украшена выступающей вперед аркой, которую держат спаренные колонны. Центру здания ритмически отвечает «оформление углов фасада, где прекрасные по рисунку пилястры поддерживают выступающие над кровлей фронтоны. Архитектурные формы дома, легкого и изящного в своих пропорциях, свидетельствуют о большом вкусе архитектора. Сохранился также дом № 37 с интерьерами 1790 г., построенный М. Ф. Казаковым.
В первой половине XIX в. большинство домов сохранялось еще за дворянами, не столь знатными, как в XVIII в., но более богатыми. Во второй половине того же века почти все дома перешли к буржуазии или учреждениям. Из последних дом № 38 (бывший Демидова) был занят Московским почтамтом; отсюда выезжали почтовые кареты в разные города, и здесь жили некоторые почтовые служащие. Дом № 42 был занят Городской больницей. По улице имели дома купцы-миллионеры Мазурины, :К- Т. Солдатенков, Н. И. Патрикеев и другие. В 1819 г. на месте сгоревших в пожар 1812 г. дворов между Мясницкой улицей, Садовыми и современным Боярским переулком была образована обширная площадь. Но к 1835 г. юна была уже застроена, и посреди нее образовался Мясницкий проезд.
План Москвы 1850 г. показывает, что на улицу до Большого Козловского переулка выходили каменные дома, за исключением дворов причта церкви Николы в Мясниках, застроенных еще мелкими деревянными строениями. Но во дворах, а за Большим Козловским переулком — и по улице и по Мясницкому проезду стояли и каменные и деревянные дома. Во дворах еще сохранялись сады и даже кое-где огороды. В начале XX в. вместо деревянных и мелких каменных домов были построены большие многоэтажные каменные доходные дома; но старые большие каменные дома еще оставались. Улица как главная артерия, ведущая к трем вокзалам, была очень оживленной. По ней беспрерывно двигались экипажи, шли пешеходы. С 1870-х годов по улице прошла конка, замененная в начале XX в. трамваем. На Мясницкой в частных квартирах поселилось много служащих банков, контор, магазинов и пр.
В 1905 году по улице шли оживленные толпы демонстрантов. На дворе старого Почтамта (дом №38) после 17 октября были массовые митинги. Здесь же организовался Всероссийский союз почтово-телеграфных служащих, сыгравший видную роль в революции 1905 года. Дом построен до 1817 г., оформление окон было произведено в XIX в. В доме № 22 находился в 1905 г. профсоюз печатников. Этот дом построил архитектор Д. Н. Чичагов в 1873 г. В 1912 г. в связи с Ленским расстрелом бастовал завод Липгарта (дом № 43).
После Великого Октября на месте снесенной в 1928 г. церкви Николы в Мясниках был построен в модном тогда стиле конструктивизма огромный дом Наркомлегпрома (№39). Несколько раньше его в том же стиле построен дом № 47. После Великой Отечественной войны здесь было построено еще несколько больших домов, но уже в ином стиле. Они заполнили собой и огромные сады и пустыри внутри кварталов. Трамвай с улицы был снят, она асфальтирована, и по ней прошли троллейбусы и автобусы. Но улица уже не вмещает разросшегося движения из центра к трем вокзалам, хотя с 1935 г. под ней проходит линия метро со станцией «Кировская». По генеральному плану реконструкции Москвы рядом прокладывается Ново-Кировская улица, которая прямой линией соединит -площадь Дзержинского с Комсомольской площадью.