Добавить запись

Петр Сытин: «УЛИЦА ОБУХА»

20 июня 2012, 10:39

 

Улица названа в 1935 г. в память старого большевика, доктора В. А. Обуха, заведовавшего отделом здравоохранения Московского Совета. Прежнее название улицы — Воронцово поле. В XIV в. здесь было окруженное лугами и лесами село, принадлежавшее знатным боярам Воронцовым-Вельяминовым. Один из них был последним московским тысяцким (военачальником). И. Е. Забелин предполагает, что после казни его сына село перешло к великому князю Дмитрию Донскому. Тот, вероятно, завещал его Андроньеву монастырю, потому что, когда через сто лет Иван III захотел продолжить свои сады по этой местности до реки Яузы, ему пришлось выменять ее у монастыря на большие земли за Москвой. По преданию, на высоком берегу реки Яузы, где сейчас находится санаторий «Высокие горы», стоял загородный дворец Ивана III. Что дворец был именно где-то здесь, подтверждается и историческими документами. Из них известно, что после пожара Москвы в 1493 г. Иван III жил иногда на Воронцовом поле. В духовном завещании Иван III передал этот дворец Василию III: «Да ему же даю селце Воронцовское на Яузе, где мой двор из дворы с городскими со всеми по обе стороны Яузы и с мельницами, как было при мне». Василий III тоже жил летом в Москве на Воронцовом поле, в великокняжеских садах.

Вероятно, в связи с этим в 1514 г. по распоряжению Василия III Алевиз Фрязин построил в Воронцове церковь Благовещения, более известную по ее приделу во имя пророка Ильи. Пожар 1547 г. прошел «по Воронцовский двор и по Илью под Сосенки». Последнее название подтверждает существование здесь соснового леса (Подсосенский переулок). Иван Грозный, организовав опричнину, «велел быть в ней слободам Ильинской под Сосенкой — Воронцовской». В своем духовном завещании 1572 г. он отдавал Воронцово старшему сыну Ивану. В 1611 г., во время польской интервенции, у Воронцова поля стояли с войсками князь Дмитрий Трубецкой и атаман Заруцкий.

Воронцово поле было связано с охотничьими увеселениями великокняжеского и царского двора. В то время здесь в лесу водились разные звери и птицы, и, если верить преданиям, даже орлы. В 1638 г. близ Воронцова поля, в районе нынешнего Дурасовского переулка, в приходе церкви Ильи, была дворцовая Садовничья слобода в 25 дворов. Ближе к этой церкви размещалась стрелецкая слобода. Такая же слобода полка Данилы Воробина находилась в начале современной улицы Обуха, у церкви Николы, почему последняя стала называться «в Воробине», тогда как раньше называлась «на Гостине горе».

В XVII в. Воронцово поле принадлежало воспитателю царя Алексея Михайловича и его ближнему боярину Б. И. Морозову. В конце XVII в. отстоявшее далеко от центра Москвы село Воронцово, равно как и соседнее с ним сельцо Воробино, постепенно стали сливаться с подошедшими к ним городскими постройками. В 1669—1673 гг. на Воронцовом поле находился сафьянный завод. Сперва этот завод был устроен в селе Чашникове, но скоро его руководитель Мардьясов с учениками определил, что здесь делать сафьян невозможно, «для того, что неключевая вода». Завод перевели на Воронцово поле, где нашли «самотек воду, ключевую, чистую, годную для делания сафьяна».

В поселке, образовавшемся на поляне вблизи храма Ильи, 20 июля, в день храмового праздника, собиралась подгородная ярмарка, на которую съезжались для купли-продажи сельчане тогдашних подмосковных сел: Елохова, Красного, Рубцова-Покровского и др. Из Кремля с крестным ходом приходил сюда патриарх в сопровождении многочисленного духовенства и народа. После богослужения открывалась ярмарка и начиналось народное гулянье: водили хороводы, качались на качелях и пр. Эти гулянья устраивались здесь до середины XIX в.

В XVIII в. здесь был огромный парк князя Г. А. Потемкина, тянувшийся до реки Яузы. Церковь Ильи в 1702 г. была построена вновь. Ныне в ее здании размещается Государственный музей восточных культур. В 1739—1745 гг. улица называлась Ильинской, а Воронцовым полем —лишь местность к востоку и к югу от церкви Ильи. По обе стороны улицы стоял 31 двор, из которых десять принадлежали указанным двум церквам и их причту, шесть — знати (графу Ф. И. Головину, адмиралу Н. Ф. Головину, князю Гагарину, стольнику Волкову, дьяку Щукину), три — офицерам, два — солдатам Преображенского и Семеновского полков, два — чиновникам, семь — купцам, один был пустырь.

В Николо-Воробинском переулке в 1775 г. были двор и сад «артиллерии капитана и архитектора» В. И. Баженова. Пожар 1812 г. мало коснулся этой улицы; в 1818 г. здесь было только два незастроенных двора. В 1849—1854 гг. число дворов сократилось вдвое. Из них церквам и причту принадлежало одиннадцать, знати (князю Багратиону и княгине Бибарсовой)—два, чиновникам — два, купцам — двенадцать и один двор — учреждению (Практической академии коммерческих наук). При 18 дворах были сады, большей частью обширные. Каменных зданий во всех дворах было 23, в том числе две церкви. Деревянных зданий — 72; в 17 дворах не было ни одного каменного здания. Большинство зданий стояло во дворах; на улицу выходило только 30 домов. Современный дом № 6, принадлежавший тогда купцу Латышеву, за большим садом имел огороды, простиравшиеся до самой реки Яузы.

В 1914 г. число дворов на улице сократилось до восемнадцати. Кроме трех дворов церковных и трех домов учреждений (Практической академии, Городской управы и Евангелической больницы), остальные принадлежали купцам. В 1930-х годах на улице 44п2 остроены дома в семь-восемь этажей. По нечетной стороне улицы, однако, виден только один большой дом — № 1, на углу Покровского бульвара; два остальных построены в глубине дворов. Впереди них сохраняются еще старые дома, даже деревянные. По четной стороне улицы, где с начала XX в. стоят хорошие дома, вновь построены в глубине дворов большая школа (дом № 4) и дом бывшего Физико-химического института имени Карпова, на фасаде которого помещены на досках цитаты Ломоносова о пользе наук. Другие дома в настоящее время заняты большей частью различными институтами Министерства здравоохранения. В доме № 10 в 1920—1930 гг. жил основатель школы современной биохимии академик А. Н. Бах.

 




комментариев нет