Добавить запись
Петр Сытин: «КОТЕЛЬНИЧЕСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ»
20 июня 2012, 11:48
Котельническая набережная простирается по левому берегу реки Москвы от Устьинского моста до 3-го Гончарного переулка, за которым ее продолжает до Краснохолмского моста Гончарная набережная. Длина набережной — 907 м, средняя ширина — 22,7 м. Местность между Котельнической набережной и идущей почти параллельно ей, но на 20 м выше набережной, улицей Володарского была населена исстари. В 1483 г. в нынешнем 5 Котельническом переулке игумен, по прозвищу Чигас, поставил мужской монастырь. В пожар Москвы 1547 г. он сгорел. А в 1625 г. на его месте была уже приходская церковь Спаса в Чигасах.
Вероятно, в это время возле нее находилась стрелецкая слобода, потому что в 1647 г. стрельцы приказа Б. И. Булгакова пристроили к этой церкви каменную колокольню. В 1654 г. в ее приходе было несколько пустых стрелецких дворов приказа Мещеринова, — очевидно, стрельцы были переведены в другое место. Название свое Котельническая набережная получила от стоявшей здесь в 1632 г. небольшой, в семь дворов, слободы котельников, изготовлявших котлы. Но в 1654 г. среди владельцев дворов не было уже ни одного котельника. Кроме дворов причта в приходе церкви Троицы, «что в Котельниках», стоявшей близ набережной, в 1 Котельническом переулке, находились дворы: сторожа Золотой палаты в Кремле, «салдацкаго строю прапорщика», Заяузской слободы тяглечихи-вдовы, двух серебряников. Все дворы выходили воротами не на набережную, а в переулки, которых сейчас насчитывается восемь, в старину же их было еще больше. Набережная была для них задворками: на нее вывозили навоз, мусор и «всякий скаред». Река Москва текла в естественных берегах, и проезда по ним не было.
На планах-чертежах Москвы первой половины XVII в. местность современной Котельнической набережной показана застроенной далеко от реки. Между постройками и рекой, среди каких-то бугров, которые, вероятно, должны были изображать склон с «горы» к реке, видно лишь несколько отдельных маленьких строений. Но во второй половине XVII в. на плане Мейерберга 1661—1662 гг. дворы показаны уже несколько ближе к реке, а между ними — перпендикулярные к реке переулки, в которых стояло четыре церкви. На гравюре Пикара начала XVIII в. Котельническая набережная показана застроенной одноэтажными деревянными домиками, с деревянными заборами между ними. Берег реки опять отдален от строений. Петр I в «Инструкции московской полицмейстерской канцелярии» 1722 г. обратил внимание на благоустройство речных берегов: предписывалось «по рекам и протокам каждому против своих дворов, где были обрубы, делать их снова и насыпать землю накрепко, дабы и по берегам проезд был свободный». Этим было положено начало устройству в Москве набережных улиц.
На плане 1739 г. видны все нынешние переулки, спускающиеся на набережную с «горы». Все кварталы доходят почти до самой Москвы-реки и только в середине набережной несколько отступают от нее. В 1722 г. в приходе церкви Спаса в Чигасах было 24 двора. В 1745—1749 гг. среди них один двор принадлежал княгине Е. А. Долгорукой, три двора — средним чиновникам,, одиннадцать—купцам. От XVIII в. сохранился дом с палатами XVII в. (1 Котельнический переулок, дом № 5). Общий вид Котельнической набережной в 1799 г. изображен на картине художника Ф. Алексеева. Берега в естественном состоянии; дома стоят ближе к реке, хотя. по-прежнему воротами в переулки. Несколько поодаль, под «горой», видны двухэтажные каменные дома, и над всей местностью господствует стоящий на горе рядом с церковью Никиты мученика трехэтажный каменный дом с бельведером. В переулках близ набережной видны церкви Троицы в Котельниках и Спаса в Чигасах с колокольнями и дома.
В устье Яузы переброшен деревянный мостик, под ним — деревянная плотина. Но проезда по Котельнической набережной, очевидно, еще не было. Для причала лодок в реку с берега выдвинут небольшой помост, несколько дальше видны портомойни, а близ моста через Яузу на набережной — Устьинские бани.
Пожар 1812 г. истребил почти все деревянные строения в районе Котельнической набережной. После пожара много дворов стояли «пустопорожними», даже в 1818 г. Восстановленные дворы по-прежнему имели деревянные строения и выходили воротами в переулки. Вне кварталов на берегу стоял лишь один двор купеческого сына С. Я. Курносова — против бывшего Куриосовского переулка, в котором находился двор его умершего отца Я- Ф. Курносова. Происхождение названия переулка отсюда ясно. Возле Устьинских бань и моста через Яузу стоял на набережной «казенный питейный дом». Другие переулки назывались либо по церкви, либо по владельцам дворов. Таково происхождение названий переулков Никитский, Котельнический, Спасочигасовский, Космодамианские Старый и Новый, Брехов.
Только Устьинский и Гончарный — названия другого происхождения. Атлас Хотева показывает, что в 1850 г. на набережной было 15 дворов, имевших 15 каменных и 52 деревянных здания, причем на набережную выходило из девяти дворов два каменных и двенадцать деревянных зданий, из трех дворов — только заборы, за которыми не было вблизи никаких строений, из других трех дворов — только сады. Сады между строениями выходили на набережную еще из четырех дворов. Дворы принадлежали: двенадцать — купцам, один — мещанину, один — чиновнику и один — поручику. Берега реки были извилисты, а дворы стояли на довольно большом расстоянии от них. В 1867 г. из 15 дворов принадлежало: один — генералу, один — полковнику, два — средним чиновникам, один — мелкому чиновнику, пять — купцам, три — мещанам, один — крестьянину, один — вдове дьякона.
Дворы были большей частью мелкие — от 450 до 2 700 кв. м, и только пять дворов имели больше 4 500 кв. м. В 1875—1876 гг. между Устьинским и Краснохолмским мостами была устроена набережная, то есть современные Котельническая и Гончарная. Берег реки был выровнен, у самой воды вбиты шпунтовые сваи, а от них устроены полуторные откосы, замощенные дикарным осколом. За откосами был устроен по берегу проезд и замощен булыжником. Таким образом, предписание Петра I от 1722 г. — сделать проезды по берегам рек — было исполнено здесь только через 150 с лишком лет.
Устройство улицы повело к постройке вдоль нее на бывших большей частью пустых дворах каменных зданий в один-два этажа. В 1879 г. в Нижнем Гончарном переулке К. В. Морозов построил на свои средства и передал городу первый городской ночлежный дом его имени — сначала на 510 человек, а с 1886 г. — на 1 305 человек. Первое время ночлег в доме предоставлялся бесплатно. До 1903 г. это был единственный городской ночлежный дом в Москве. С 1893 г. при нем находились дешевая столовая и чайная. За 1911 г. в доме переночевало 460 793 человека. В 1882 г. на набережной стояло 18 дворов. Из них девять принадлежали купцам, три — мещанам, четыре — чиновникам, два — крестьянам.
Устьинские бани принадлежали в это время городу. В 1914 г. набережная тянулась до Краснохолмского моста. На ней было 15 дворов. После Великого Октября набережная преобразилась и в настоящее время совершенно неузнаваема. В 1920-х годах по ней были расставлены железные мачты для подачи в Москву электрического тока с пригородных станций. В 1935 г. были сломаны почти все старые дома, и стали строиться большие, многоэтажные здания: дом работников Наркомлегпрома, Сануправления Кремля, «Всекохудожника», жилые здания.
Новые дома встали не только на самой набережной, но и на подъеме к улице Володарского. Здесь построены: громадный жилой комбинат для работников газеты «Известия» из трех корпусов, причем средний — в 14, а боковые —в 11 этажей, дом Центрального института усовершенствования врачей и дом киноработников. В 1937 г. Котельническая набережная, как и другие набережные реки Москвы, была одета в гранит, и ее проезжая часть расширена и асфальтирована. Война несколько задержала застройку набережной новыми домами, но после войны строительство пошло быстрыми темпами. В 1949 г. на углу Устьинского проезда и набережной, рядом с построенным в 1938 г. великолепным новым Устьинским мостом, стало строиться высотное здание в 30 этажей. Высота его до шпиля—136,5 м, шпиль со звездой— 40 м. Окончено здание в 1953 г. Строители его — архитекторы Д. Н. Чечулин и А. К- Ростковский. Кроме него, построено еще несколько больших, многоэтажных зданий. Однако новое строительство на набережной далеко еще не закончено.