Добавить запись

Петр Сытин: «ЗАЦЕПСКИЙ ВАЛ И ВАЛОВАЯ УЛИЦА»

20 июня 2012, 11:58

Улица получила название в 1820-х годах по соседней, более старой улице Зацепе, в это время отделявшейся от нее большей частью незастроенным пространством. Улица Зацепский вал еще в начале XX в. тянулась от Серпуховской (Добрынинской) площади до Малого Краснохолмского моста на Водоотводном канале. В XIX в. Валовая улица то выделялась из Зацепского вала, то включалась в его состав. Ныне она снова выделена, и Зацепский вал идет теперь до Малого Краснохолмского моста лишь от Новокузнецкой улицы.

В XIV—XVI вв. на месте вала находились луга и «всполья», на которых в начале XVII в. пасли коров, принадлежавших царице-инокине Марфе, матери царя Михаила Федоровича. Местность пересекалась старицей реки Москвы. В конце XVI в. местность была разрезана поперек старицы Земляным валом со рвом. Надо думать, что уже в XIV—XVI вв. на севере, за лугами, лежали татарские слободы (ныне здесь Татарские улицы, из которых Большая Татарская переименована в улицу Землячки), а к югу —слобода кожевников (нынешние Кожевнические улицы и переулки).

В конце XVI в. Борис Годунов поселил рядом со слободой кожевников Коломенскую ямскую слободу (нынешняя Дубининская, бывшая Коломенская-Ямская улица). Хотя на дошедших до нас планах-чертежах Москвы XVII в. против Дубининской улицы и продолжающей ее к северу Новокузнецкой не названо ворот на Земляном валу, но все другие данные показывают, что они здесь были и здесь шла большая дорога до XVII в. Об этом говорит большая населенность этой части Замоскворечья: в XVII в. на месте Татарских улиц уже стояли слободы.

О большой дороге по Новокузнецкой и Дубининской улицам свидетельствует, и нахождение на первой в XVI—XVII вв. кузнецких слобод, на второй — слободы ямщиков, возивших в Коломну людей и товары. Ямщики и в других местах (в Дорогомилове, на Тверской-Ямской, и на Ульяновской) были поселены на больших дорогах, и в отношении Коломенской ямской слободы не могло быть исключения.

В сообщении о казнях стрельцов при Петре I 30 сентября 1698 г. прямо указаны Калужские, Серпуховские и Коломенские ворота. Коломенские ворота, несомненно, стояли у Коломенской ямской слободы, т. е. между Зацепой и Новокузнецкой улицами. Наконец, об этом говорит и обозначенный на плане 1739 г. — первом точном плане Москвы — пролом в Земляном валу между современными Новокузнецкой и Дубининской улицами. В 1683—-1722 гг. у ворот Земляного вала осматривали привозимые в город товары, — нет ли среди них не оплаченных пошлиной или запрещенных к ввозу в город «корчемных питей». В Замоскворечье особенно удобно было провозить контрабанду в возах с сеном. Осмотр возов был труден и требовал иногда нескольких дней ожидания в очереди.

Чтобы возы соблюдали очередь, перед ними протянули длинную железную цепь, за которой скоро появились лавочки, палатки, харчевни и пр. За цепью образовалась улица Зацепа. Есть и другое объяснение названия этой улицы: здесь останавливали, «зацепляли» возы с кладью для таможенного осмотра. В возах с сеном контрабанду нащупывали длинными палками с крючками, которые назывались «щупок», или «щипок». Отсюда и улица возле Зацепы, шедшая до XIX в. к Серпуховским воротам, где производился осмотр возов с сеном, до сих пор носит название «Щипок». В это время луга к северу от Зацепского вала были уже отчасти застроены, и кварталы выходили к валу современными Новокузнецкой, Лужниковской и Большой Татарской (ныне Землячки) улицами. К югу же от вала были лишь небольшие кварталы у Кожевнической улицы, Зацепы и у Серпуховских ворот. На современную Валовую улицу с южной стороны выходили пахотные поля.

В 1736 г. здесь стоял Балчужной мясной ряд (перенесенный после пожара с Балчуга). Немного восточнее стояли «бойни онаго ряду подле Земляного города на протоке» (старице реки Москвы). Бойни вскоре были удалены отсюда за Камер-Коллежский вал, но мясные ряды долго оставались, пока в конце XVIII в. не были вытеснены строительством домов на современную площадь перед Павелецким вокзалом, где вокруг них стали овощные, зеленные и прочие лавки, т. е. образовался Зацепский рынок, несколько раз удалявшийся отсюда и снова возвращавшийся.

В 1790 г. на Зацепском земляном валу, который был уже сильно разрыт, а ров засыпан, стояло множество казенных и частных строений: у Серпуховских ворот находились деревянные лавки купца Русакова, а также 11 дворов с лавками или кузницами купцов, чиновников и военных. От Зацепы до реки Москвы стояли дворы, харчевни, кузницы, лавки, бани, сторожки «для бережения лесов» (у нынешнего Большого Краснохолмского моста, где был рынок сплавного леса).

Здесь уже тогда был — возле урочища, называемого Красный Холм, «мост пловучий через Москву-реку». В 1812 г. стоявшие по обеим сторонам Зацепского вала деревянные строения сгорели. В 1820-х годах земляной вал был срыт, ров окончательно засыпан, и на их месте появилась улица Зацепский вал. По обеим сторонам улицы скоро были построены новые дома. Но еще в 1850 г. между современными Новокузнецкой и Большой Татарской улицами стоял только один каменный дом — на углу Новокузнецкой. Остальные дома были деревянные, а между Большой Татарской улицей и Водоотводным каналом на улицу выходили пахотные поля и огороды.

На другой стороне улицы было только два двора у Зацепы, с тремя каменными и одним деревянным зданием. Дальше, до Водоотводного канала, тянулись поля и огороды, а перед Малым Краснохолмским деревянным мостом находился продолговатый пруд. Дома по ту и другую сторону улицы в 1850 и 1867 гг. принадлежали купцам, мещанам и ямщикам. Слободе последних принадлежала огородная и пахотная земли у Кожевнической улицы.

В 1882 г. огороды между Большой Татарской улицей и Малым Краснохолмским мостом были уже застроены; земля ямщиков Коломенской слободы оставалась незастроенной. Среди 12 владельцев дворов было шесть купцов, три мещанина, один купеческий сын, один крестьянин и один чиновник. В 1898—1899 гг. между Кожевнической и Коломенской-Ямской (ныне Дубининской) улицами по прежней старице были проведены пути Павелецкой железной дороги, и на Зацепе появился нынешний Павелецкий вокзал. Большая площадь перед ним, доходившая до самого вала, вскоре была застроена каменными домами и лавками Зацепского рынка, но перед вокзалом еще оставались свободные участки. Вокзал оживил местность, и на выходившей к Зацепскому валу у Малого Краснохолмского моста земле Коломенской-Ямской слободы были построены большие каменные дома.

На углу Лужниковской и Зацепского вала, в доме № 12/31, находится Центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Его основатель — страстный любитель театра А. А. Бахрушин начал свою собирательскую деятельность в 1890-х годах. В 1913 г. он 'передал музей в ведение Академии наук. Но лишь после Великой Октябрьской социалистической революции музей был открыт для широких слоев зрителей. В его фондах, во много раз выросших за годы революции, находятся богатейшие материалы по истории русского и советского театра: рукописи и автографы крупнейших артистов, их мемориальные вещи, портреты кисти лучших художников, редкие фотографии, многочисленные эскизы декораций и костюмов с XVIII в. до наших дней, уникальные афиши. В настоящее время он является крупнейшим в мире театральным музеем.

На Зацепе в 1907 г. появилось первое в Замоскворечье высшее учебное заведение — Московский коммерческий институт (ныне Московский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова — Стремянный переулок, 28). Он дал стране многих выдающихся деятелей. В 1940 г. позади старых домов № 11—19 был построен шестиэтажный жилой корпус с небольшими, но весьма благоустроенными квартирами.

Большое 15-этажное здание выросло на Валовой улице. В нем — свыше ста благоустроенных квартир, общей площадью около 5 тыс. кв. м. Оно предназначено для семей рабочих и служащих Министерства нефтяной промышленности СССР.

В 1951 г. на Валовой улице по проекту архитекторов И. Н. Кастеля, Т. Г. Заикина и инженера-конструктора Ю. А. Дыховичного построен новый жилой дом (№ 6—8) в 14 этажей. Там же, на углу Зацепского вала и Новокузнецкой улицы, появился вестибюль станции «Новокузнецкая», соединенный большим подземным тоннелем с этой станцией метро. Вестибюль построен по проекту архитекторов Н. Я. Колли и И. Н. Кастеля.




1 комментарий

.Юрий Донцов 26 марта 2013, 1:53

Большое 15-этажное здание на Валовой улице это и есть дом № 6-8 . Я жил в нём с 30 декабря 1953 года по 1973 год.До войны на его месте был кинотеатр.(по моему"им.МОССОВЕТА")При бомбёжке разрушен.Ещё 1954г. за домом были развалины эл. подстанции.Потом там построили детский сад.