Добавить запись
Петр Сытин: «САДОВАЯ-САМОТЕЧНАЯ УЛИЦА»
24 июня 2012, 18:52
Улица тянется от Лихова переулка до Самотечной площади, от которой и получила свое название. С конца XVI в. до 1820-х годов находившийся тут земляной вал имел разрывы для проезда против современного Лихова и Большого Каретного переулков. В 1718 г. эти разрывы загораживались рогатками, у которых дежурила таможенная охрана.
Местность к югу от вала, занимаемая нынешними Каретными переулками, была песчаная. Знаменитый актер М. С. Щепкин, живший одно время на современной улице Ермоловой (дом № 16), писал свой адрес так: «Большой Спасский переулок, во дворе церкви Спаса на Песках». Близ земляного вала, в приходе этой церкви, в XVII в. были дворы стрелецкой слободы приказа Андрея Колобова (1635) и Семена Писарева (1657).
К северу от вала местность, являвшаяся правым берегом реки Неглинной, была болотистая. Еще в середине XIX в. вдоль Садовой-Самотечной и в ближайших дворах можно было видеть несколько прудов, и лишь на взгорье, где в XVII в. стоял обширный загородный двор бояр. Стрешневых, было сухо. И на этом участке Садовой, как и на других, по плану 1775 г. вал должен был быть восстановлен, но администрация была бессильна что-либо сделать. Московские главнокомандующие П. Д. Еропкин и затем князь А. А. Прозоровский доносили Екатерине II, что они затрудняются выполнить приказ, так как разрушенная часть вала давно уже застроена домами казны и обывателей и без ущерба для них вал нельзя «регулировать». Действительно, в 1790 г. на валу между Самотечной площадью и Каретным рядом стояли: казенный питейный дом, двор со строениями протопопа Авксентьева, дворы с кузницами князя П. М. Волконского, двор с каменными строениями мещан Ивановых и две каменные печи (для ночных сторожей).
По обе стороны земляного вала были в это время дворы чиновников, купцов и мещан. По южной стороне, в приходе церкви Спаса, были дворы майора Бутурлина, подпоручика Ильина, жены надворного советника Наумовой, купцов; по северной — громадное владение (в 2,3 га), принадлежавшее князьям Волконским, по имени которых названы проходящие позади Волконские переулки и стоявшие в них бани. Владение рядом принадлежало князьям Щербатовым, позже графу В. Г. Орлову; другое владение — купцу Гусеву.
В 1812 г. здесь сгорело множество деревянных домов, но после пожара Садовая улица вскоре стала застраиваться каменными зданиями. Среди них интересен дом № 12, стоявший на углу Садовой-Самотечной и Большого Каретного переулка, который принадлежал в 1820-х годах В. П. Тургеневой — матери великого писателя. И. С. Тургенев жил здесь в 1829—1834 гг.
Во дворе дома находилась квартира Чернышевых, родителей А. Г. Муравьевой, жены декабриста, заезжавшей сюда в январе 1827 г. проездом в Сибирь к мужу. Здесь А. С. Пушкин передал ей свое знаменитое послание декабристам «В Сибирь», начинающееся словами:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье!
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье...
Ныне дом В. П. Тургеневой перестроен и загорожен со стороны Садовой улицы новым большим домом. На Садовой-Самотечной улице в доме № 1 жил художник Г. Г. Мясоедов.
Во время революции 1905 г. в ресторане «Волна» (в Оружейном переулке), выходившем на Садовую-Самотечную улицу, засели жандармы, которые 7 декабря после перестрелки были выбиты из него сущевскими дружинниками. 14 декабря этот дом подвергся артиллерийскому обстрелу. За время Советской власти Садовая-Самотечная улица реконструирована, расширена, застроена многоэтажными зданиями, хорошо освещена. По северной ее стороне почти уже нет ни одного старого дома.