Добавить запись
Петр Сытин: «САДОВАЯ-СПАССКАЯ УЛИЦА»
24 июня 2012, 19:01
Улица лежит в северо-восточной части Садового кольца от Большой Спасской улицы до Лермонтовской площади (бывшей площади Красных ворот). По Спасским улицам, на нее выходящим, она и получила свое название. Улица образовалась в 1820-х годах после ликвидации находившихся на ее месте рва и земляного вала.
В XVII в. по внутренней стороне земляного вала лежала обширная Панкратьевская слобода, тянувшаяся на запад до самой реки Неглинной. Ее населяли ремесленники и торговцы. Среди тяглецов слободы жили и иноземцы. Дворы были маленькие, в среднем 10,5X21 мл но в каждом был огород. С внешней стороны земляного вала находилась Спасская слобода. Земля этой слободы с 1600 г. принадлежала Богоявленскому монастырю, и на ней уже в начале XVII в. жили «разных чинов люди» и стояла церковь Спаса в Спасской.
За дворами шло обширное Каланчевское поле, оканчивавшееся у Красного пруда, где в конце XVII в. стоял на месте Ярославского вокзала Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад артиллерийских орудий и снарядов. Артиллерийский же полковой двор (Артиллерийское управление) находился в XVIII в. на земляном валу, на южной его стороне, .занимая обширное пространство между Панкратьевским и Ананозским переулками.
В XVIII в. обширные дворы по внешней стороне вала принадлежали представителям знати. Между Большой Спасской улицей и Домниковкой находился двор графа И. С. Гендрикова с сохранившимся доныне огромным домом (№ 1), построенным до 1775 г. Здесь жил одно время Н. И. Новиков, у которого бывали собрания «Дружеского ученого общества». В доме была аптека для бедных, отпускавшая им лекарства бесплатно; во флигеле находилась типография. При Павле I в доме были устроены первые артиллерийские казармы.
Сохранившиеся конюшни и церковь построены в начале XIX в. В подвале этих казарм почти, целый год просидел под .арестом поэт А. И. Полежаев, умерший в 1838 г. от туберкулеза, полученного им во время заключения. В XVII в. улицу пересекала дорога из центра Москвы в •Красное село. Она шла по современной улице Кирова и Орликову переулку, против которого находились деревянные ворота Земляного города, называвшиеся Красными — по селу, к которому шел путь через них. В 1709 г. ворот против Орликова переулка уже не было, так как дорога в Красное село пошла через современную Лермонтовскую площадь.
На земляном валу в конце XVIII в. стояли лавки, кузницы, казенный питейный дом и казенные бани. Кроме того, под ним глубоко в земле проводится канал Мытищинского водопровода. Вал был во многих частях разрушен и, наконец, в 1820-х годах срыт.
В 1880-х годах москвичей привлекал на этой улице дом С. И. Мамонтову (№ 6), в котором ставились любительские спектакли. Близкие друзья С. И. Мамонтова — И. Е. Репин, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. В. Неврев, В. Д. Поленов, В. А. Серов — не только писали декорации, но и выступали актерами. Еще гимназистом в этих спектаклях принимал участие К. С. Станиславский. Эти постановки положили начало руководимой С. И. Мамонтовым «Частной русской опере», оказавшей большое влияние на развитие русского оперного искусства. Некоторое время в доме С. И. Мамонтова жили художники В. А. Серов и М. А. Врубель. По проекту Врубеля во дворе выстроен двухэтажный флигель. Вблизи дома С. И. Мамонтова, в доме № 12, жил художник И. И. Левитан. В XX в. на Садовой-Спасской стали строиться большие дома и был воздвигнут первый тогда в Москве «небоскреб» — восьмиэтажный дом Афремова (№ 19).
Садовая-Спасская улица может быть отмечена происходившими на ней в 1905 и 1917 гг. революционными событиями. В доме № 13 в 1905 г. помещалась 1-я Московская артель столяров, возникшая в 1903 г. Артель сыграла крупную роль в объединении столяров. В 1905 г. здесь происходили частые собрания, раздавалась нелегальная литература, оружие.
В июне боевая организация РСДРП (б) прислала в артель несколько ящиков с револьверами и патронами, предназначенными для раздачи в районы. С этих пор рабочие обучались здесь стрельбе, и тут организовалась крепкая и надежная боевая дружина, сражавшаяся в декабре на баррикадах. В Спасских (ныне Перекопских) казармах среди солдат велась в 1905 г. революционная пропаганда. 2 декабря солдаты Ростовского полка захватили винтовки и патроны и завладели пулеметами. Без разрешения избранного солдатами полкового комитета ни один офицер не имел права войти в казармы. Восставшие обратились с воззванием «Ко всем частям московского гарнизона», в котором призывали «свергнуть с себя ярмо начальнического произвола». Другие стоявшие в Москве воинские части отказались идти усмирять Ростовский полк.
Перепуганному начальству с громадным трудом удалось поколебать солдат, и они через несколько дней были разоружены. После, когда рабочие массы двинулись к казармам, последние оказались окруженными правительственными войсками.
Во время Октябрьской революции солдаты Спасских казарм 28 октября после митинга вынесли резолюцию о поддержке Военно-революционного комитета и направились в распоряжение Городского района. С их помощью была забаррикадирована Сухаревская площадь. В настоящее время Садовая-Спасская улица расширена, покрыта асфальтом, освещена электричеством. Трамвайная линия с нее снята, и по ней потоком идут троллейбусы, автобусы и автомобили. На углу Орликова переулка воздвигнуто, по проекту академика А. В. Щусева, громадное здание Министерства сельского хозяйства СССР, а также построены и другие большие здания, постепенно вытесняющие старые дома. На углу Садовой-Спасской и Каланчевской улиц построено по проекту архитектора А. Н. Душкина и Б. С. Мезенцева 25-этажиое административное здание Министерства путей сообщения СССР и два жилых корпуса по его сторонам, в 10—12 этажей. Площадь участка — 2,35 га, площадь застройки — 0,55 га. Общий объем помещений — 285 тыс. куб. м.
В среднем административном здании имеется 290 рабочих комнат, конференц-зал на 300 мест, демонстрационный зал, автоматическая телефонная станция на 10 тыс. номеров. В жилых корпусах — 270 квартир, общей площадью 11 295 кв. м, детский сад и три магазина. Высота центральной части здания — 107 м до шпиля и 133 м до верха звезды, его венчающей. В 1954 г. в здании разместился второй вестибюль станции метро «Красные ворота».