Добавить запись
Петр Сытин: «САДОВАЯ-ЧЕРНОГРЯЗСКАЯ УЛИЦА»
24 июня 2012, 21:30
Садовая-Черногрязская улица является восточной частью Садового кольца, между Новой Басманной и улицей Карла Маркса (бывшей Старой Басманной). Название свое она получила от речки Черногрязки, протекающей и сейчас в трубе к западу от улицы, почти параллельно ей, от Хоромного тупика до Малого Казенного переулка, и в Сыромятниках впадающей в реку Яузу. Длина улицы 620 ж, ширина — 50,5 м.
В XVI—XVII вв. к западу от Садовой-Черногрязской улицы, тогда еще не существовавшей, располагалась обширная дворцовая Огородная слобода. К востоку от современной Садовой-Черногрязской улицы в то время находился обширный огород кремлевского Вознесенского женского монастыря, площадью 3,5 га, занимавший почти все свободное пространство между Новой и Старой Басманными улицами. Кроме него, здесь располагалась дворцовая Басманная слобода.
В конце XVI в. эту слободу отделил от Огородной слободы Деревянный город — земляной вал с воздвигнутой на нем крепостной деревянной стеной. Как Деревянный, так и позже Земляной город имели здесь на валу только одни ворота — Покровские, через которые центр сообщался с лежавшими в древности на востоке Черкизовым, Преображенским, Покровским-Рубцовым, Семеновским, Измайловым и Немецкой слободой. Иностранцы, посетившие Москву во второй половине XVII в., отметили к востоку от Покровских ворот большие поля, отделявшие их от Немецкой слободы. Только Рейтехфельс (1671—1673 гг.) подчеркнул, что «здесь, ближе к городу, видна царская житница и много иных меньшого размера хлебных складов для солдат, несколько корчем или кабаков — большие деревянные постройки». Эти хлебные склады, очевидно, стояли в Басманной слободе, жители которой выпекали казенный хлеб — «басман».
В конце XVII в. на земляном валу против Новой Басманной улицы был расширен пролом, и Петр I стал ездить в Кремль новой дорогой — по Мясницкой и Никольской (ныне улицы Кирова и 25 Октября). С переводом в 1713 г. царского двора и значительной части войск в Петербург натуральное «тягло» Басманной и Огородной слобод было заменено денежными повинностями, и в этих слободах стали жить купцы и «иных чинов люди», вследствие расширения города ставившие здесь свои дворы, фабрики и пр.
В 1729 г. в Огородниках была чулочная фабрика А. Ф. Павлова на два стана и полотняная фабрика Б. Карамышева и Ф. Сибилева на семь станов. В Басманной слободе была фабрика Б. Короткого. На плане 1739 г. в земляном валу видны еще два пролома между Новой и Старой Басманными улицами; по сторонам вала на всем протяжении улицы уже были проезды, за которыми стояли дворы со строениями. На восток от улицы отходил Хомутовский тупик, а на запад — Хомутовская улица (Большой Харитоньевский переулок), Фурманный переулок и Добрая слободка (Машкова улица). Между Хомутовским тупиком и Старой Басманной улицей показана на плане новая планировка дворовых участков, для всех их однообразная, со строениями по улице.
В 1745 г. на углу Новой Басманной и Земляного вала находим полковой Житный двор (очевидно, здесь в XVII в. и была царская житница), занимавший около 1,5 га. В нем хранился хлеб для солдатских полков. В 1753 г. этот двор сгорел, и Елизавета Петровна указом того же года велела его восстановить. Был выстроен четырехугольник из сомкнутых двухэтажных каменных зданий с большим двором посреди. Этот двор со своими строениями виден и на «прожектированном» плане Москвы 1775 г., а также на планах 1789 и 1796 гг. Именуется он в это время уже Запасным дворцом, то есть двором для хранения дворцовых запасов хлеба, фуража и др.
По обеим сторонам земляного вала стояли в это время одноэтажные деревянные домики, часто с мезонинами. На углу Хомутовской улицы находился дом для проживания обер-полицмейстера Москвы, а на другом углу — Фурманный двор, тянувшийся до соседнего переулка, до сих пор носящего это название. На Фурманном дворе стояли подводы с пожарными бочками и находился пожарный инструмент, разбираемый при тушении пожаров. Дальше, за домом обер-полицмейстера, высились сохранившиеся до нашего времени каменные палаты князей Юсуповых.
На самом земляном валу, уже почти развалившемся, посреди улицы находились в 1790 г.: два купеческих двора с деревянными строениями, девять деревянных лавок купцов, деревянная кузница Фурманного двора и деревянный казенный питейный дом.
В 1812 г. все деревянные строения на улице сгорели. Но новые дома, построенные после пожара, тоже были большей частью деревянные. В 1820-х годах земляной вал был окончательно срыт, стоявшие на нем дворы и строения снесены, и образовалась широкая улица. Кое-где у домов появились палисадники, огороженные деревянными решетчатыми заборами. Они суживали улицу более чем наполовину.
В 1826 г. улица носила еще старое название Земляного вала. По западной ее стороне, у площади Красных ворот, стояла церковь Трех святителей; сейчас на ее месте сквер перед станцией метро. Рядом с церковью находилось «Частное народное училище» (казенное, называвшееся частным потому, что таких училищ было по одному в каждой полицейской части). Дальше по улице стояли дворы знати: камергера П. П. Нарышкина, князя Н. Б. Юсупова, графини А. А. Орловой-Чесменской и др. На месте Фурманного двора был уже Яузский частный дом (полицейская часть).
По восточной стороне улицы, кроме Запасного дворца, стояли небольшие дворы купцов, мещан, мелких чиновников, даже крестьянина и дворового. В 1850 г. улица носила уже название Садовой. Кроме дворов церкви и училища, по западной стороне стояло восемь больших дворов, из которых на улицу выходило девять каменных зданий и семь деревянных. Училище помещалось в каменном доме. Дома находились еще большей частью в руках дворян, но некоторые перешли к купцам и чиновникам.
По другой стороне улицы перед большинством домов были палисадники. Рядом с обширным Запасным дворцом был расположен не менее обширный двор генеральши Стрекаловой, с несколькими каменными и деревянными домиками по улице и во дворе и огромным садом позади. За этим двором стояло 11 маленьких двориков с деревянными строениями купцов, мещан и крестьян, и только последний двор у Старой Басманной (купца Баскакова) был несколько больше и застроен сплошь каменными зданиями.
От переулка Доброй слободки (ныне Машковой улицы) у дворов по обеим сторонам улицы не было палисадников, зато посреди улицы шел целый квартал домов с лавками — Земляной рынок; он продолжался и по современной Чкаловской улице — до Малого Казенного переулка. Проезды были по сторонам рынка.
В 1882 г. Садовая-Черногрязская улица уже носила это название. По западной ее стороне стояло 11 дворов: церкви Трех святителей, 2-го Московского городского училища, Яузского частного дома, гвардии полковника, шесть — купцов, один — мещанина. По восточной стороне стояло 12 дворов: Запасный дом дворцового ведомства, на углу Новой Басманной, Вознесенского монастыря (древнего владельца всех окружающих земель), два — мещан, шесть — купцов, один— чиновницы, один — цехового.
Во второй половине XIX в. в бывшем Запасном дворце был размещен Дворянский женский институт: для него в 1900-х годах здание было надстроено третьим этажом (архитекторы Никитин и Мейснер). В 1900 г. в части Яузского полицейского дома, выходившей в Фурманный переулок, была построена Городская глазная больница, ныне Научно-исследовательский институт глазных болезней имени Гельмгольца. Широкую известность благодаря своей деятельности приобрел профессор М. С. Авербах, проработавший много лет главным врачом этой больницы. В 1952 г. на территории института ему поставлен памятник.
В 1914 г. на Садовой-Черногрязской улице, кроме шести дворов учреждений (Дворянского института, двух — церкви Трех святителей, 3-го городского училища, Яузской полицейской части и Городской глазной больницы), почти все дома принадлежали купцам. Застройка улицы мало изменилась. Только рядом с училищем купец Зубалов построил во дворе претенциозный каменный особняк, а по улице — глухую каменную стену с калиткой. Строил архитектор Н. Н. Чернецов. Все это стоит и поныне.
В XIX в. улица была замощена булыжником и освещена газовыми фонарями; по ней ходила конка от Красных ворот к Курскому вокзалу. Кроме того, к этому вокзалу и трем вокзалам на Каланчевской (ныне Комсомольской) площади по улице все время двигались многочисленные подводы с грузами. В начале XX в. конка была заменена трамваем. В истории революционного движения Садовая-Черногрязская улица известна лишь тем, что на ней в 1894 г. помещалась первая социал-демократическая типография. Точный адрес ее утерян.
После Великого Октября улица с каждым годом улучшала свой вид. В здании бывшего Дворянского института, надстроенного в 1930-х годах несколькими этажами и присоединившего к себе соседнее большое владение, поместилось Министерство путей сообщения СССР. Фасад здания увенчан башней. Глазная больница занимает теперь целый квартал — до Большого Харитоньевского переулка. Снесены палисадники перед домами и здания Земляного рынка. Улица стала вдвое шире, покрылась асфальтом. На ней построены многоэтажные здания. Трамвайное движение заменено троллейбусным и автобусным. Сейчас это — одна из лучших улиц Садового кольца.
В выходящем на Садовую-Черногрязскую улицу Фурманном переулке, в доме № 6, жил с 1903 г. и скончался в 1933 г. выдающийся художник, историк и археолог, академик живописи А. М. Васнецов. Здесь им в последние годы жизни написаны широко известные картины древней Москвы, главным образом XVII в., непревзойденным знатоком архитектуры и быта которой был А. М. Васнецов.
Большинство этих картин хранится в Музее истории и реконструкции Москвы («Красная площадь в XVII в.», «Москва-городок XII в.», Кремль во времена Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III и др.).
Двадцать первого августа 1956 г. по случаю 100-летия со дня рождения академика живописи А. М. Васнецова на доме № 6 по Фурманному переулку помещена мемориальная доска с его барельефом. На доске надпись: «В этом доме в 1903—1933 годах жил и работал выдающийся русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов».