Добавить запись

Петр Сытин: «КОЖЕВНИЧЕСКАЯ УЛИЦА»

24 июня 2012, 21:39

Кожевническая улица, или по-старому Кожевники, лежит между площадью Павелецкого вокзала и Кожевническим Вражком, у Новоспасского моста. Длина ее — 770 м, средняя ширина — 30 м.

Название свое улица получила в глубокой древности. По преданию, здесь еще в XIV в. татары из соседней Татарской слободы поставили слободку кожевников, которые промывали в реке шкуры лошадей и выделывали из них кожу для различных изделий. В XV в. к югу от этой слободки, «под Симоновым» (монастырем, стоявшим на высоком левом берегу реки Москвы), ногайские татары вели торг лошадьми, которых тысячами приводили из степей.

В середине XVI в. вниз по Москве-реке от земляного вала был район, населенный кожевниками. В XVII в. здесь находилась слобода — «черная полусотня»— русских кожевников, насчитывавшая в 1632 г. 51 двор, в 1653 г. — 74 двора. В «1635 г. в конце улицы уже стояла деревянная церковь Успения с приделом Николая Чудотворца. Еще раньше, в 1625 г., упоминается церковь Троицы, «что в Кожевной слободе». В 1654 г. обе церкви были деревянные, в  конце XVII — начале XVIII в. — уже каменные. Церковь Троицы в Кожевниках является памятником, находящимся на государственной охране. Она построена в 1686—1689 гг., а колокольню ее построил в 11718 г. архитектор И. П. Зарудный. Памятником является дом № 11 —13 начала XIX века с палатами XVII века. Такие же палаты имеются и в доме № 20.

По первой ревизии в 1725 г. взрослое население Кожевников превышало тысячу человек. В 1748 г. из 19 известных в Москве кожевенных заводов в Кожевниках находилось 17. Из них 12 принадлежало купцам первой гильдии, 5 — купцам второй гильдии. Через сто лет, в 1853 г., из 23 кожевенных заводов во всей Москве с 826 рабочими и суммой годового производства в 1103 тыс. руб. в Кожевниках находилось ;19 заводов с 685 рабочими и суммой годового производства в 992 тыс. руб.

Это позволяет утверждать, что в Кожевниках на протяжении столетий было сосредоточено почти все кожевенное производство Москвы. Однако исследования Е. А. Звягинцева показали, что этот промысел в Кожевниках не был наследственным. Редкий обитатель здесь даже в конце XVIII века мог указать на своего деда, как на исконного жителя Кожевенной слободы. Население отличалось текучестью, и «живучесть» кожевенного дела в Кожевниках следует объяснить исключительно благоприятными природными условиями, наличием в этой местности озерков и прудов.

Из заводчиков-кожевников XVIII в. наиболее известен был купец Михаила Гусятников, по имени которого долго назывался первый направо переулок на улице; из заводчиков XIX в. — Варыхановы и Бахрушины. В 1812 г. все дворы и заводы в Кожевниках выгорели. После пожара значительная часть дворов перешла к новым владельцам. На месте прежних деревянных были выстроены большей частью каменные дома. В 1850 г. мы видим по улице в 27 дворах 29 каменных и 16 деревянных домов и три выходивших на улицу пустыря.

За Марковым и Гусятниковым переулками на улице перед домами шли сплошной лентой палисадники. 20 дворов принадлежало купцам, четыре — мещанам, один—священнику, один — ротмистру, а на месте одного двора лежала «городская земля». Современный дом № 9 принадлежал владельцу кожевенного завода Варыханову, № 6 — Бахрушиной. В 1882 г. Варыхановым принадлежал дом № 20, а Бахрушиным — четыре дома: №№ 5, 6, 7 и 8.

В 1898—1899 гг. на земле ямщиков Коломенской Ямской слободы, лежавшей вдоль высохшей старицы реки Москвы, был выстроен вокзал и проложены пути Павелецкой железной дороги. Для строительства вокзала была снесена и часть дворов по четной стороне Кожевнической улицы. Вокзал оживил местность, и по этой улице потянулись ломовые подводы в Симоново и обратно, почему в 1912 г. старый деревянный Новоспасский мост был заменен новым железным; последний был заново перестроен, удлинен и расширен только в 1937—-1938 гг.

В начале XX в. на Кожевнической улице и близ нее, кроме кожевенных заводов, стояло несколько других: например, механический завод Винтера (дом № 14), завод «Поставщик» (дом № 16), шорно-седельная фабрика Демент (1-й Дербеневский переулок, дом № 4), ленточная фабрика Ганшина и Вирца (1-й Кожевнический переулок, дом № 8), бумажная мануфактура «Э. Циндель и К0» на Дербеневской улице (ныне Первая ситценабивная фабрика) и др.

В 1905 г. Кожевническая улица была свидетельницей революционных событий: по ней шли снятые с работы 11 января рабочие фабрики Карнац и Вебер; в октябре, после манифеста о свободах, здесь были разогнаны полицией «цинделевцы», вышедшие с красными флагами и революционными песнями; 8 декабря здесь снова была демонстрация цинделевцев.

Рязано-Уральекая (нынешняя Павелецкая) железная дорога в 1905 г. была революционным центром района, вокруг которого группировались рабочие заводов, расположенных в Кожевниках, на Татарской, Лужниковской и других улицах. В декабре железная дорога забастовала раньше других, и рабочие ее сражались с войсками на баррикадах в различных районах города.

В октябрьские дни 1917 г. по Павелецкой железной дороге со стороны города Балашова двигались на Москву большие эшелоны белогвардейцев с пулеметами и легкой артиллерией. Но занявшие вокзал революционные отряды не допустили их в Москву.

Двадцать третьего января 11924 г. Москва встречала у вокзала тело Владимира Ильича Ленина. В своей биографии Ем. Ярославский вспоминает, как «в районах, на заводах и фабриках, узнав о том, что встреча гроба у Павелецкого вокзала, на маленькой тесной площади, доступной только части рабочих, рабочие ревниво упрашивали, чтобы им разрешили всей массой районов двинуться навстречу Ленину, чтобы пройти с ним последний путь. Все улицы и переулки, прилегающие к Павелецкому вокзалу, были забиты народом. На заборах, на деревьях, на крышах, несмотря на страшный мороз в эти дни, — массы людей».

В 1948 г. на Кожевническом сквере вблизи вокзала открыт «Павильон-музей траурного поезда В. И. Ленина», в котором находятся паровоз и вагон, прибывшие в Москву с телом любимого вождя. В годы Советской власти фабрики и заводы, находящиеся на Кожевнической улице и близ нее, значительно расширены и оборудованы первоклассной техникой. Но, как и встарь, здесь по-прежнему центр кожевенной промышленности Москвы (кожевенный завод «Труженик», обувная фабрика «Парижская коммуна» и др.).

В бывших особняках заводчиков и фабрикантов теперь рабочие клубы, библиотеки, детские ясли и т. п. В 1936—1940 гг. здесь было построено несколько больших зданий для средних школ, несколько жилых домов для рабочих. Палисадники перед домами сняты, и улица расширена за их счет в проезжей части. По ней идет сейчас большое трамвайное и автомобильное движение в Пролетарский район и на Дербеневскую, ставшую одной из оживленных улиц столицы.

В 1943 г. рядом с Павелецким вокзалом появился вестибюль станции метро третьей очереди «Павелецкая». Станция и вестибюль построены по проекту архитекторов А. Н. Душкина и Н. С. Князева, центральный зал — по проекту архитекторов С. В. Лященко и Е. С. Демченко. В 1950 году здесь была построена вторая подземная станция «Павелецкая» четвертой очереди — кольцевой линии метро по проекту архитекторов Н. Я. Колли и И. Н. Кастеля. Ее наземный вестибюль тот же, что и для станции метро третьей очереди. 




комментариев нет