Добавить запись
Петр Сытин: «ФРУНЗЕНСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ»
25 июня 2012, 23:02
Фрунзенская, - бывшая Хамовническая, - набережная получила свое современное название в 1925 г. в память умершего в том году М. В. Фрунзе. Она простирается по левому берегу реки Москвы (от Крымского моста до моста Окружной железной дороги)_более чем на два километра, вдоль восточной части огромной петли, которую делает Москва-река от Бородинского до Крымского моста. В далекие доисторические времена вся территория этой петли была дном реки. Во время весенних паводков здесь происходили большие наводнения. Так, например, в наводнение 1879 г. полая вода доходила до улицы Большие Кочки, в 1908 г.—до улицы Средние Кочки и Фрунзенского плаца. Такое же большое наводнение было и в 1926 г. На левом берегу реки Москвы было много прудов. Из одного пруда, находившегося на месте нынешнего Центрального стадиона имени В. И. Ленина, вытекал ручей, в XVII—XVIII вв. называвшийся Вавилоном. Он впадал в реку Москву чуть выше Крымского моста. Предполагают, что вдоль этого ручья проходила древнейшая сухопутная дорога — из Смоленска во Владимир и Суздаль.
Ручей Вавилон еще виден на плане Москвы 1739 г., но на последующих планах его нет. На месте Крымского моста до 1786 г. был Крымский брод, по которому в XVI в. крымские татары переходили реку Москву, чтобы напасть на Кремль с запада. В 1592—1593 гг. у брода прошла деревянная стена земляного вала, опоясавшая всю Москву по линии современного Садового кольца. Стена много раз горела и окончательно была ликвидирована лишь в 1816—1820 гг. На ее месте от Крымскою моста до Крымской площади прошла улица Крымок (ныне Крымский проезд).
В XVII в. на берег Москвы-реки спускались с запада огороды и пустыри. Ближайшие к валу огороды принадлежали слободке кремлевского Чудова монастыря (по которой и улица с запада от нее до сего времени называется Чудовкой). В 1638 г. в слободке было всего восемь дворов. Ее территория в 1790 г. тянулась до современного Теплого переулка, площадью в 8,9 га земли, из которых 3 га были неудобными. За слободкой простирались огороды Тверской Константиновской хамовной слободы, находившейся на месте современных Фрунзенских казарм. Дальше вверх по реке береговая полоса в XVI—XVII вв. входила в состав дворцовых лугов слободы Малые Лужники, в 1790 г. составляла часть «Государева Васильевского луга ведомства дворцовой Конюшенной канцелярии».
После 1812 г. в первой половине XIX в. на береговой полосе и на прилегающих к ней территориях появились большие огороды частных лиц, а между продолжением к ней Трубецкого переулка (ныне переулок Хользунова) и Трубецкой улицы спускался к реке Москве большой сад загородного дома князей Трубецких. Часть его сохранилась доныне в Парке юных натуралистов (бывш. Мандельштама).
В середине XIX в. между рекой Москвой и улицей Чудовкой у деревянного Крымского моста был двор купца Свешникова площадью 0,4 га с двумя небольшими каменными и тремя деревянными зданиями. За ним к югу на большом участке Киндякова (4,3 га) было разбросано пять небольших деревянных строений. Дальше шел двор Чудова монастыря (0,46 га) с четырьмя каменными и одним смешанным зданьицами и еще один двор Киндякова площадью 710 кв. м. Кроме этих построек, никаких других строений до продолжения к реке Теплого переулка не было. Набережной, как улицы или проезда, еще не было.
В 1872 г. вместо деревянного Крымского моста был построен по проекту инженера В. К. Шпейера железный, трехпролетный, с верхними фермами и архитектурным оформлением в псевдоготическом стиле. В связи с постройкой моста береговая полоса возле него была подсыпана, и стоявший здесь двор Свешникова отошел под проезды. В 1886—1899 гг. Московская городская управа провела большую работу по созданию плана расширения улиц и переулков. В связи с этим был создан и проект Хамовнической набережной, как городского проезда до Камер-Коллежского вала, вблизи которого в И903—1908 гг. прошла Окружная железная дорога. В 1897 г. проект был «высочайше» утвержден. Одновременно предполагалось спрямить берег реки Москвы подсыпкой площади, главным образом за счет реки, и расширить проезд до 32 м. Красная линия почти не задевала выходивших на набережную владений, так как набережная должна была идти по «бечевнику» возле самой реки, не входившему в частные владения и, кстати, располагавшемуся на «неудобной» земле — на спуске к воде.
Подсыпка осуществлялась путем своза на набережную со строившихся в городе домов строительного мусора и т. п. Но, кроме этого, ничего но устройству набережной до 1917 г. сделано не было. В 1915 г. она имела среднюю ширину в 30 м. В начале XX в. капиталистическое развитие Москвы заставило огороды на Хамовнической набережной отступить в глубь участков и дать место домам то красной линии набережной. В 1914 г. здесь было уже 39 дворов со строениями, используемыми для жилых и других целей. Между Крымским мостом и продолжением к реке Теплого переулка было 10 дворов, застроенных одно- и двухэтажными деревянными домиками. Первый от моста двор сдавался под лесной склад, в остальных были мелкие наемные квартиры.
Между продолжениями Теплого переулка и Хамовнического проезда (с 1921 г. 3-я Хамовническая улица, ныне 3-й Фрунзенский переулок) находилось одно огромное владение фабрикантов Сафонова и Жиро. На нем была водокачка и жилой дом с квартирами, сдаваемыми внаймы офицерам соседних полков. Дальше — между продолжениями 3-й и 4-й Хамовнических улиц, на набережную выходило 17 мелких дворов с деревянными домами. Один двор без строений принадлежал 1-му Сумскому гусарскому полку, стоявшему на Хамовническом (Фрунзенском) плацу, и сдавался под огороды. Такое же назначение имело и второе владение полка, находившееся на другом углу 4-й Хамовнической улицы (ныне 4-й Фрунзенский переулок).
Между этой улицей и проездом к реке южнее ее стояло семь дворов, в которых жили преимущественно местные огородники и их рабочие. Дальше — до моста Окружной железной дороги было только четыре владения, сдававшиеся в аренду исключительно под огороды. Особенно большим было находившееся здесь владение кремлевского Вознесенского девичьего монастыря. На нем в 1914 г. было уже более 100 отдельных арендаторов, из которых «Байер Фридрих и К0» имели здесь фабрику анилиновых и ализариновых красок, 8 остряков — два жилых дома, остальные семь — огороды. В 1914 г. по Хамовнической набережной был проведен коллектор нижнего яруса канализации. Так как на Хамовнической набережной были частная фабрика и промышленные огороды, на которых летом было много рабочих, большей частью вышедших из деревни и культурно отсталых, то революционные организации Москвы начали вести среди них пропаганду, разъясняя рабочим их положение в капиталистическом обществе.
Первого мая 1915 г. на Хамовнической набережной были распространены листовки, объяснявшие рабочим революционное значение этого международного праздника объединения рабочих. В Октябрьские дни 1917 г. за овладение Крымским мостом на набережной шли революционные бои между красногвардейцами и юнкерами. После Октябрьской революции на Хамовнической набережной близ Крымского моста был устроен летний бассейн для плавания и лодочные пристани. В 1923 г. на углу Хамовнической еще тогда набережной и проезда у Крымского моста был построен пятиэтажный кирпичный дом для рабочих Моссовета — из числа первых восьми таких же домов в разных районах Москвы. Он стоит до сего времени.
Почему он здесь был построен? В 1912 г. Чудов монастырь, которому издавна принадлежала земля между улицей Чудовкой и рекой Москвой, начал строить здесь жилой дом, заложил фундамент и начал было уже выводить стены, но война 1914—1917 гг. приостановила строительство. Лишь в 1923 г., к 6-й годовщине Великого Октября, Моссовет его достроил и передал коллективу рабочих 1-й Образцовой типографии (бывш. И. Д. Сытина). В доме было 49 квартир. Тогда это был самый большой дом на набережной. Рядом в землянках жили старьевщики, в жалких самодельных шатрах— цыгане. На месте Постоянной строительной выставки находилась свалка. Теперь этот дом — самый малый и бедный по оформлению среди новых домов на набережной. В 1936—1937 гг. берега набережной были одеты в гранит, -проезжая часть асфальтирована.
По проекту академика В. А. Щуко на набережной был выстроен жилой комбинат из красивых многоэтажных домов. Новое строительство продолжается до настоящего времени и. сделало набережную одной из красивейших по застройке улиц Москвы. В 1938 г. в начале Фрунзенской набережной по проекту архитектора А. В. Власова и инженера Б. П. Константинова был выстроен новый Крымский мост, цепной, с верхними фермами, единственный в Москве по конструкции. Он имеет 168 м длины над водой и два пролета по берегу по 47,5 м. Пилоны моста по высоте равны семиэтажному зданию. Мост доходит почти до Крымской площади, откуда по его сторонам устроены съезды на Кропоткинскую и Фрунзенскую набережные.
Строительство новых домов на набережной началось с 1930-х гг., но лишь в 1950 г. был утвержден план реконструкции набережной, разработанный архитекторами Я. В. Белопольским, Е. Н. Стамо и Н. Я. Улас. По этому плану набережная расширяется до 50 м и разбивается на шесть кварталов, включающих в застройку и здания, построенные в 1935—Н940 гг. Проектируется построить на набережной 40 крупных многоэтажных зданий, семь школ, спортплощадки, устроить озеленение. Дома должны быть, главным образом, в 10—14 этажей, так как набережная находится между высотным зданием Университета на Ленинских горах и новыми высотными домами в Садовом • кольце.
Первый от Крымского моста квартал занят красивым пятиэтажным жилым домом, построенным архитектором К. И. Джусом в 1939 г., и семиэтажным жилым домом, построенным в 1951—1952 гг. по проекту архитектора Г. П. Яковлева. Во втором же квартале виднеются еще остатки старой малоэтажной застройки. Несколько дальше ее — монументальный сход с набережной к реке. На этом участке набережной еще в середине 1954 г. стояли под №№ 118—120 складские помещения, здания автобазы, а осенью здесь уже сооружался по проекту архитектора В. Г. Громыко и инженера К. Веневцева громадный жилой дом в 11 —12 этажей под литерой «Р». За основу они приняли типовые секции, особое внимание уделили планировке и оборудованию квартир. В доме 295 квартир, общей площадью около 11 тыс. кв. м, помещения для детского сада, гастрономического магазина, прачечной, красного уголка. Двор дома украшен деревьями и кустарниками, цветниками и газонами. Предусмотрено также помещение для хранения автомашин индивидуального пользования.
В третьем квартале набережной стоит крупнейшее здание, построенное по проекту архитекторов Л. В. Руднева и В. В. Лунца. В центре его — десятиэтажный корпус, завершенный аттиком с барельефами. Боковые корпуса — семиэтажные— построены в 1940—1951 гг. В четвертом квартале возведен девятиэтажный дом по проекту архитекторов С. П. Тургенева и Б . С. Мезенцева. В нем 200 квартир в две, три и четыре комнаты. В этом же квартале по проекту архитектора А. Г. Мордвинова, далее по набережной построены в 11939 г. три корпуса.
В пятом квартале приступлено к постройке жилых домов по проекту архитектора Е. Вулых. Посредине будет находиться дом в 14 этажей, по сторонам его — в 11 этажей. Внутри двора этого дома, справа и слева, будут построены девятиэтажные дома, причем для одного из них будет использован семиэтажный дом, построенный по проекту архитектора Н. Н. Селиванова и В. П. Сергеева. В шестом квартале на площади в 25 га около моста Окружной железной дороги построенные в 1938 г. по проекту архитекторов И. Г. Антонцева и А. Г. Волкова четыре семи- и девятиэтажных корпуса включатся в новую застройку квартала. Часть дома уже достраивается. В центре его будет построено по проекту архитекторов Белополыского, Е. Н. Стамо и других 14-этажное здание объемом 230 тыс. куб. м. Одним фасадом дом будет выходить на набережную, другим — на Восточный луч, проспект к Университету на Ленинских горах. В нижних этажах домов уже размещены продовольственные и промтоварные магазины, аптека и пр.
По набережной от станции метро «Парк культуры и отдыха имени Горького» ходит автобус, а с Пушкинской площади — троллейбус № 17. По решению правительства в 1930 г. была открыта Постоянная Всесоюзная строительная выставка (Фрунзенская набережная, дом № 74). Свыше четверти века она деятельно пропагандирует новейшие достижения советской строительной техники, знакомит с новыми методами рационализации и удешевления строительства, освещает изобретательскую деятельность инженеров, техников и рядовых строителей, обобщает передовой опыт. Экспозиция выставки богато оснащена действующими установками, подлинными предметами, натуральными образцами, что придает ей особую наглядность и убедительность. В своих многочисленных павильонах и залах выставка дает широкое освещение проблем строительства в нашей стране —от земляных работ и строительных материалов до сложнейших механизмов и конструкций. Проводя большую лекционную работу, а также консультации, выставка является подлинной школой для растущих кадров строителей.