Добавить запись
Петр Сытин: «ФРУНЗЕНСКИЙ ПЛАЦ»
25 июня 2012, 23:04
Плац носит имя выдающегося полководца Красной Армий Михаила Васильевича Фрунзе. Фрунзенский (Хамовнический) плац — огромная площадь между Фрунзенскими (бывшими Хамовническими) казармами и лежащими напротив зданиями конюшен и разными службами. В XIV в. отсюда к югу начинался Симеоновский луг, на котором пасли лошадей великого князя и косили сено для его конюшен.
В 1624 г. сюда перевели из г. Твери (ныне г. Калинин) Тверскую Константиновскую хамовную слободу дворцовых ткачей, по которой вся окружающая местность получила название «Хамовники». В 1632 г. в слободе было 38 дворов, в 1653 г. — 90. В 1679 г. хамовники (ткачи) построили в своей слободе стоящую доныне церковь Николы в Хамовниках— прекрасный образец русского национального' зодчества XVII в. с тремя рядами кокошников, ярко и красочно украшенную изразцами. В 1708 г. Петр I на месте слободы построил казенную полотняную фабрику, которую в 1718 году передал компании купцов. Последние выбрали из своей среды директором фабрики голландца Ивана Тамеса, именем которого фабрика и называлась в течение всего XVIII в.
Иностранец Берхгольц, побывавший в 1722 г. на этой фабрике, оставил нам краткое ее описание. По его словам, она находилась за городом, в большом каменном доме, имела 150 ткацких станов, за которыми работали почти исключительно русские. Вырабатывала фабрика почти все сорта полотна, от грубого до самого тонкого; прекрасные ткани для скатертей и салфеток; тонкий и толстый тик; простыни, как узкие, так и необыкновенно широкие; тонкие канифасы для камзолов, цветные носовые платки и многое другое. Фабрика имела несколько лавок в Москве для продажи изделий и, кроме того, отправляла большое их количество за море, не говоря уже о ежегодных значительных поставках в казну.
Тамесова фабрика существовала еще в 1796 г. На ее месте в 1807—1809 гг. архитектор М. М. Казаков, сын гениального московского зодчего, построил нынешние Фрунзенские казармы. Позже против них, по другую сторону образованного тогда же перед казармами плаца, был построен Шефский дом — трехэтажное здание с колоннами в классическом стиле (дом № 5). В конце 1817 г. в связи с приездом в Москву царской семьи в Хамовнических казармах был размещен прибывший из Петербурга сводный отряд гвардейского корпуса и артиллерия. В Шефском доме у полковника А. Н. Муравьева собирались на заседания члены тайного общества, будущие декабристы: Н. И. Муравьев, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, М. А. Фонвизин, Ф. П. Шаховской, И. Д. Якушкин. Последний вызвался принести себя в жертву и убить императора, но его предложение было отклонено. Здесь было организовано «Военное общество», а затем «Союз благоденствия».
В середине XIX в. в казармах находился карабинерный полк, имевший на противоположной стороне площади дровяной двор и большие огороды, тянувшиеся до самого берега реки Москвы. Писатель М. Н. Загоскин в книге «Москва и москвичи» так характеризует Хамовники этого времени: «...Хамовники во всех отношениях походят на самый дюжинный уездный городишко. Местами только вымощенные, узенькие улицы, низенькие деревянные дома, пустыри, огороды, пять-шесть небольших каменных домов, столько же дворянских хором с обширными садами, сальный завод стеариновых свечей с вечной" своей вонью, непроходимая грязь весной и осенью, и одна только церковь Николы. (впрочем, довольно замечательная по своей древней архитектуре».
Рядом с Хамовническими казармами в 1850-х гг. находился «Хамовнический частный дом» — полицейская часть. Недалеко отсюда, в Хамовническом переулке (ныне улица Льва Толстого), поселился в 11882 г. в купленном для себя доме (ныне № 21) Л. Н. Толстой, проживший здесь до 1901 г. В сентябре 1909 г. он приезжал сюда из Ясной Поляны. В 1920 г. дом посетил В. И. Ленин и дал указание о его реставрации и о восстановлении в нем обстановки, существовавшей при жизни Л. Н. Толстого. В ноябре 1920 г. здесь был открыт Музей-усадьба Л. Н. Толстого, который является крупнейшим мемориальным памятником Москвы. Помимо главного дома, в усадьбе сохранился большой сад с беседкой, флигель, сторожка и другие постройки. В своем московском доме Л. Н. Толстой работал над «Воскресением», «Крейцеровой сонатой», «Отцом Сергием», «Хаджи Муратом», над пьесами «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» и другими произведениями. Великого писателя посещали здесь А. М. Горький, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, А. Н. Островский, Н. С. Лесков, художники И. Е. Ренин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев, артисты К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, Ф. И. Шаляпин. Долгие годы дом Л. Н. Толстого был одним из центров культурной жизни России.
Из промышленных предприятий в бывшем Хамовническом переулке находился издавна Хамовнический пивоваренный завод. Напротив же, выходя своими корпусами и в Теплый переулок, с 1875 г. была расположена большая шелкоткацкая фабрика Жиро. Ныне это фабрика шелковых материй «Красная Роза».
В 1905 г. в Хамовнических казармах, занятых солдатами Перновского и Несвижского полков, происходили митинги, на которых выступали ораторы-революционеры. Царское правительство всполошилось и во время декабрьского восстания, боясь, чтобы указанные полки не присоединились к восставшим, окружило казармы войсками, вооруженными пулеметами. Но в октябре 1917 г. солдаты стоявшего в это время в казармах 193-го пехотного запасного полка уже активно участвовали в революционных боях на стороне рабочих. Одна из рот в ночь под 27 октября принимала участие во взятии Кремля, другая участвовала в боях в Дорогомилове, затем на Остоженке, где белые заняли штаб Московского военного округа. В боях на Остоженке был тяжело ранен командир роты прапорщик А. А. Померанцев, именем которого назван расположенный там переулок.
В Октябрьские дни на Хамовническом плацу стояли орудия, обстреливавшие отсюда юнкеров. Помещавшийся рядом с казармами (дом № 4) 1-й Хамовнический комиссариат милиции был разоружен, и дом занял Хамовнический ревком. В настоящее время часть Фрунзенского плаца от Чудовки до Ксеньинского переулка занята бульваром. К западу от него выстроены большие каменные жилые дома с балконами. К востоку от 'бульвара доживают свои последние дни мелкие деревянные домишки с садиками. На их месте до самой реки Москвы будет образована площадь.
От Ксеньинского переулка дальше к югу тянется большое двухэтажное каменное здание с остатками не то колокольни, не" то пожарной каланчи. Здесь в начале XIX в. находилась церковь Хамовнических казарм, а в конце XIX — начале XX в. — пожарная часть с высокой каланчой, переделанной, очевидно, из церковной колокольни. Сейчас этот дом принадлежит Фрунзенским казармам.
Стоящие дальше по этой стороне трех-четырехэтажные большие дома уже около полутораста лет заняты солдатскими казармами (Хамовническими, ныне Фрунзенскими). По другой стороне бульвара против них тянется одноэтажное здание бывших казарм конного полка. На площади, за бульваром, устроен открытый манеж, отгороженный от остальной площади лишь невысокой стенкой. От «плаца», как места обучения пехотных войск, ничего теперь не осталось. За бывшими кавалерийскими казармами идет к реке Москве 4-й Фрунзенский переулок, на котором находится Всесоюзная постоянная строительная выставка.