Добавить запись

Петр Сытин: «БОЛЬШАЯ ДОРОГОМИЛОВСКАЯ УЛИЦА»

25 июня 2012, 23:09

 

 Дорогомилово — это название западной части старой Москвы, лежащей за Москвой-рекой. Если спросите у старожилов Москвы, откуда взялось такое странное название местности, то они вам скажут, что здесь когда-то жили ямщики, которые лихо возили москвичей по Можайской дороге и дорого брали за провоз. Словом, «дорого, да мило», — отсюда и название Дорогомилово. Однако это объяснение исторически опровергается (см. очерк «Плющиха»).

До XVI в. здесь была пустынная местность, в половодье заливаемая Москвой-рекой. Лишь недалеко от нынешнего Киевского вокзала на берегу лежала небольшая рыбачья слободка, в XVII в. принадлежавшая патриарху и именовавшаяся Бережковской рыбной слободой. В конце XVI в. здесь в северной части были поселены переведенные из села Вязем «государевы ямщики» — крестьяне, освобожденные от всех повинностей, но зато обязанные нести «ямскую гоньбу» — перевозить пассажиров и грузы. Очевидно, это было сделано в связи с перемещением сюда Смоленской дороги, ранее проходившей мимо Новодевичьего монастыря по нынешней Плющихе. Вместе со Смоленской дорогой на новую местность перенесено было и название слободы, по которой она раньше проходила. Местность, где сейчас Ростовские и Саввинские переулки, впервые в летописи названа Дорогомиловым в 1412 г., а в 1550 г. и. Новодевичий монастырь значился «в Дорогомилове». Но с XVII в. за Москвой-рекой также уже значится Дорогомиловская ямская слобода. Она представляла собой несколько десятков изб, расположенных вдоль Смоленской дороги, ближе к броду через Москву-реку, на месте которого стоит теперь Бородинский мост.

В конце тогдашней ямской слободы на Смоленской дороге стояла деревянная приходская церковь Богоявления с несколькими дворами причта. Ямщики были богато наделены пашнями, сенокосами и другими угодьями. При отмежевании в 1649 г. для города выгонных земель у ямщиков было отобрано 400 га, но осталось еще 550 га. Эти земли лежали по правую, северную сторону от Смоленской дороги. Налево же были земли патриаршего села Троицкого.

Смоленская дорога в XVI—XVII вв. была очень оживленной. Она связывала Москву с Западной Европой, по ней проезжали многочисленные посольства западных государств. Здесь шли войска Ивана Грозного на отвоевание берегов Балтийского моря и Алексея Михайловича — для освобождения русских городов в Литве. В XVIII в. в связи с перенесением столицы в Петербург движение по Смоленской дороге уменьшилось, хотя ямщики продолжали возить почту.

В 1742 г., когда вокруг Москвы был проведен Камер-Коллежский вал, Дорогомиловская ямская слобода стала предместьем города, и последний наложил на ямщиков ряд городских и полицейских повинностей. В 1758 г. их призывали к несению воинской службы, в 1785 г. — к платежу городских налогов и т. д. Ямщики в значительной своей части стали переходить в посадские или заниматься сельским хозяйством, а Дорогомилово начало заселяться «всяких чинов людьми». В 1798 г. у ямщиков насчитывался 31 двор. Пахотной земли совсем не было, остались лишь огороды да сенокосы. Незаселенные выгонные земли лежали впусте. Только близ Можайской дороги находились каменные карьеры купца Кондратия Кузнецова.

В древности в каменоломнях Дорогомилова добывали белый камень для строительства. Эти каменоломни со множеством подземных коридоров были обнаружены в Дорогомиловской ямской слободе в 1768 г. В 1779 г. белый камень здесь вновь добывали крестьяне Ларионов и Васильев. В 1804 г. в слободе значится только 24 ямских двора. Из дел полиции видно, что в XVIII в. здесь жили, кроме ямщиков, сторожа дворцовой и других контор, купцы, мещане и крестьяне, занимавшиеся извозом, огородничеством, мелкой торговлей и подсобными ремеслами.

В 1812 г. Дорогомилово почти полностью сгорело, но после пожара скоро застроилось деревянными домишками. В них проживали мелкие чиновники, приказчики, обедневшие дворяне и ремесленники. Здесь было много извозчичьих дворов, с трактирами и харчевнями, лавки гробовщиков и мастерские по изготовлению кладбищенских крестов, памятников и решеток.

Богатые люди не селились в Дорогомилове из-за частых наводнений. Вот что писала об одном большом наводнении в 1879 г. газета «Современные известия»: «В Дорогомиловской слободе вода залила большую часть главной улицы глубиной в 3 аршина (213 см), и все почти низменные переулки с их домами, подвальные этажи и одноэтажные дома целиком залиты. Жители убрались на чердаки и тем только спаслись от погибели.

Некоторые из осажденных наводнением снимали с петель ворота и плавали на них, разыскивая, где бы достать пищи. Рабочие пивоваренного завода ухитрились для этой цели употребить в дело чан, вытащили его из ворот и поплыли». В конце XIX в. Дорогомилово от заставы было соединено с центром города конкой, замененной в начале XX в. трамваем.

В 1897—1900 гг. на пустынном Красном лугу к югу от Большой Дорогомиловской улицы были проложены пути Московско-Киево-Воронежской (ныне Киевской) железной дороги, и появился ее маленький деревянный вокзал. Восточнее, к реке Москве, расположились товарные склады и пакгаузы. С постройкой железной дороги вся местность стала весьма оживленной, но социальный состав населения почти не изменился. К проживавшим в Дорогомилове мелким кустарям, ремесленникам, извозчикам прибавились поденные рабочие на железной дороге, для которых город открыл здесь ночлежный дом (Большая Дорогомиловская улица, дом №22).

Революция 1905 г. в Дорогомилове не вызвала проявления особой активности. Правда, Московско-Киево-Воронежская железная дорога бастовала и в феврале, и в декабре, но недостаточно дружно. Трехгорный пивоваренный завод выступал в январе. 17 декабря царская артиллерия, расположенная у Бородинского моста, обстреливала отсюда Пресню и корпуса Прохоровской мануфактуры (ныне «Трехгорная мануфактура» имени Ф. Э. Дзержинского).

В 1917 г. в Дорогомилове уже в июле образовался Совет рабочих депутатов, помещавшийся в бывшем ночлежном доме. В октябре И917 г. здесь был центр революционного Дорогомилова. Тут происходила запись в Красную гвардию, была организована партийная школа для рабочих и устроен лазарет для раненых. Двадцать пятого октября здесь же было принято постановление о поддержке Московского Совета и выбран ревком. Брянский (ныне Киевский) вокзал сыграл большую роль в дни революции. 28 октября он был в руках белых, но 29-го с помощью железнодорожных рабочих его заняли красногвардейцы. В ночь на 30 октября сюда прибыли ударники «батальона смерти», которые при поддержке белых прорвались в город. Однако многие из ударников в результате агитации большевиков перешли на сторону пролетариата. 31 октября вокзал был уже в руках революционных войск. Помощь белым с фронта была отрезана.

Вторым важным пунктом был Бородинский мост. Утром 28 октября его заняли белые, но 29-го он был уже в руках красногвардейцев. В ночь на 30-е отряд белых прорвался через мост к вокзалу, стремясь соединиться с солдатами «батальона смерти». Однако захватить вокзал белым не удалось, и они отступили. Революционных сил в Дорогомилове было недостаточно. Поэтому еще 29 октября Московский С^вет прислал сюда на помощь роту 193-го полка, а 30 пришел отряд орехово-зуевцев. 1 ноября красногвардейцы окончательно завладели мостом.

После Октябрьской революции Дорогомилово стало неузнаваемым. Новое здание Брянского вокзала, начатое еще в 1914 г., в 1920 г. было закончено (инженер И. И. Рерберг), и перед ним образовалась широкая площадь. К западу от вокзала построен студенческий городок, к которому присоединились корпуса жилых домов многих предприятий и учреждений. В 1937 г. в Дорогомилово проведена линия метро, около Киевского вокзала появилась станция «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин). В 1952—1953 гг. здесь сооружена новая станция «Киевская», центральный зал которой спроектировали архитекторы Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский и В. М. Добровольский, а надземный вестибюль — архитектор И. Г. Таранов и Г. С. Тосунов.

В 1954 г. по проекту архитекторов Е. И. Катонина, В. К- Скугарева, Г. Е. Голубева и А. А. Баровой здесь же построен подземный зал станции «Киевская-кольцевая». Кроме Бородинского моста, Дорогомилово связано с центром города еще одним мостом, выше по реке. По решению Моссовета от 13 декабря 1957 г. улица продолжена за заставу на полкилометра, где к ней присоединена часть бывш. Можайского шоссе с многоэтажными новыми домами. Новый дом у Бородинского моста, на углу с Дорогомиловской набережной, в 12—14 этажей с венчающей их башенкой, построен в 1952 г. по проекту архитекторов 3. М. Розенфельда, А. Б. Гурко и инженера-конструктора Г. Н. Львова.

 




комментариев нет