Добавить запись
Петр Сытин: «БЕРЕЖКОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ»
25 июня 2012, 23:15
Бережковская набережная идет по правому берегу реки Москвы от Бородинского моста до моста через речку Сетунь. Длина ее — 2 675 м, средняя ширима — 35 м. Название свое она получала от бывшей у Бородинского моста в XVI—XVII вв. патриаршей рыбачьей слободы «на Бережках», с церковью Тихвинской божьей матери. В 1764 г. все церковные слободы и земли были взяты в казну, а рыбаки стали экономическими крестьянами; часть их в 1785 г. приписалась к мещанам. В 1780-х гг. мещанин А. Михайлов просил Каменный приказ разрешить ему построить в его дворе «жилую избу с сеньми, при ней светлицу и сарай» для выделки кож. «Кожевенная изба» была ему разрешена. До настоящего времени сохранились еще построенные в XIX в. на месте Бережковской слободы каменные дома и здание бывшей Тихвинской церкви. Но ближайшая к Бородинскому мосту и Большой Дорогомиловской улице часть кварталов, бывших на месте слободы (дома №№2—12), в 1954 г. была снесена. На освободившейся площади между Бородинским мостом и Киевским вокзалом распланирован по проекту архитекторов В. Долганова и Ю. Гриневецкого обширный сквер, в центре которого будет поставлен монумент в память 300-летия воссоединения Украины с Россией.
Доживающий свои последние дни квартал бывшей Бережковской слободы (дома №№ 14—36) был занят в дореволюционное время небольшим сахарным заводом Гамера и К0, от которого сохранился один корпус, и фабрикой канвы торгового дома Д. А. Добржияловского и М. Мейеровича, основанной в 1879 г. Ее здания, а также здание бывшей Тихвинской церкви стоят еще на набережной за невысокой каменной стеной с арками у Киевского вокзала. Скоро остатки кварталов на месте бывшей Бережковской слободы будут снесены, и на их месте построят многоэтажные жилые дома.
За слободой к западу в древности лежал Красный луг. К середине XIX в. на месте луга были уже большие огороды частных лиц. В это время слобода состояла из четырех небольших кварталов, с Большим и Малым Тихвинскими переулками, шедшими параллельно реке Москве. В них было 32 небольших двора с деревянными строениями, среди которых только шесть дворов имели 112 небольших каменных зданий. В нескольких дворах были сады. К 1914 г. в большинстве дворов строения были каменные. Владельцы дворов были большей частью мещане, в меньшей мере — купцы.
В конце XIX в. на берегу реки Москвы южнее слободы расположились товарные склады железной дороги, которые оставались там до последнего времени. Там же в 1916 г. был построен химический завод. Только после Великой Отечественной войны склады были удалены с набережной. Проезжая часть ее асфальтирована и прекрасно освещена. Еще раньше берег был облицован гранитом, а поверху поставлена чугунная решетка. Сейчас набережная превратилась в большую магистраль, связывающую Киевский вокзал с Ленинскими горами. В 1955 г. на набережной построен по проекту архитекторов И. Н. Кастель и Т. Г. Заикина одиннадцатиэтажный жилой дом (№ 40) —- первенец ее застройки. Правда, за ним дальше по набережной стоит шестиэтажный жилой дом, сооруженный из крупных блоков еще в 1930-х гг. с балконами, промтоварным магазином и булочной, но он представляет собой уже пройденный этап в застройке набережных Москвы.
В 1930-х же гг. была сооружена на набережной теплоэлектростанция (Фрунзенская ТЭЦ). Два двухэтажных здания станции расположены между указанным новым домом (№ 42) и территорией большого Фрунзенского химического завода, доходящей по набережной до Окружной железной дороги. Проезд набережной под Окружной железной дорогой расширен в 1953 г. в связи со строительством подъездных путей к зданию Московского университета на Ленинских горах. Между Окружной железной дорогой и речкой Сетунью разбросаны здания еще одного небольшого химического завода. Они предназначены к сносу: здесь проектируется постройка здания Научно-исследовательского института строительного и дорожного машиностроения, объемом 115 тыс. куб. м. Проект постройки составлен архитектором Е. Иохелесом с главным технологом М. Васильевым, инженером-конструктором В. Германом, архитектором Е. Хлыстовой, при участии архитекторов В. Кузьмина и Е. Староносовой.