Добавить запись

Петр Сытин: «ДОРОГОМИЛОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ»

25 июня 2012, 23:29

 

Дорогомиловская набережная начинается направо от съезда с Бородинского моста в Дорогомилово. До 23 мая 1952 г. между ней и мостом была маленькая уличка Бережки, присоединенная теперь к Дорогомиловской набережной. Последняя в настоящее время имеет в длину 1 264 м, при средней ширине 65,8 м. На месте Бородинского моста в XVI в. был лодочный и паромный перевоз. В начале XVII в. здесь уже был «живой» мост, лежавший прямо на воде. По мосту шло большое движение в Смоленск, Литву и Польшу. В 1606 г. по Дорогомиловскому мосту проехала с большой свитой Марина Мнишек, для торжественной встречи которой были сооружены за мостом в Дорогомилове деревянные триумфальные ворота. Это первые известные в истории триумфальные ворота в Москве.

«Живой» Дорогомиловский мост часто портился и чинился. Поэтому в 1787—1788 гг. он был заменен новым деревянным, лежавшим на плотах и паромах. Мост имел в длину 185,6 м, в ширину — 8,5 м. Для подъезда к нему была устроена 15-метровая деревянная мостовая. В связи с этим были несколько расширены у моста современные Смоленская и Дорогомиловская набережные. В 1812 г. по Дорогомиловскому мосту прошли из-под Бородина русские войска, а за ними вошел в Москву Наполеон I со своей армией.

В память 25-летия славной победы русских войск под Бородином Дорогомиловский мост в 1837 г. получил название Бородинского. В 1868 г. деревянный Бородинский мост был заменен железным с верхними фермами на каменных быках. Этот мост был построен по проекту инженера В. К. Шпейера и простоял до 1912 г., когда был заменен новым мостом по проекту архитектора Р. К- Клейна. Длина моста Шпейера составляла 138,8 м, ширина— 14,9 м. При одинаковой длине мост Клейна был шире — 25,7 м.

Несколько лет назад этот мост, единственный из старых городских мостов на Москве-реке, не замененный в 1938 г. новым, был значительно расширен и удлинен. Под ним устроены арки для проезда по набережным. Украшения, сделанные на Бородинском мосту в 1912 г.: два обелиска при съезде в Дорогомилово в память воинов, павших в битве при Бородине, и две колоннады с триумфальными фигурами при съезде на Смоленскую улицу в память триумфа русских войск в первую Отечественную войну — остались и после реконструкции моста на старых местах.

Дорогомиловская набережная в XVI—XVII вв. была застроена лишь у самого моста. В остальной части она представляла собой заливные луга ямской слободы, доходившие до реки Москвы. В XVIII и первой половине XIX в. на этом месте находились большие огороды разных лиц, преимущественно крестьян.

В 1850 г. на Дорогомиловскую набережную выходило лишь в ее начале, за улицей Бережки, три маленьких двора с деревянными зданиями. На улице же Бережки, более широкой, чем набережная, было семь двориков с деревянными зданиями, из которых только один двор (на углу с Большой Дорогомиловской улицей) имел каменное строение. Принадлежали эти дворы трем купцам, жене штабс-капитана, солдату, мещанину и рабочему.

В 1882 г. все дворы на набережной, кроме одного, принадлежали уже купцам. В 1914 г. прибавился только один двор. На месте же огородов были пустыри. Находясь поблизости к центру и Киевскому вокзалу, Дорогомиловская набережная, почти не заселенная, являлась заманчивой территорией для большого строительства.

В 1937 г. на набережную вышел мост метро, по обеим сторонам которого стояли каменные дома. Но большая и систематическая застройка набережной началась лишь после Великой Отечественной войны. В 1950 г. здесь начали строить высотное здание большой гостиницы, в 1954 г. названной «Украина». Сейчас ее строительство закончено. Проектировали гостиницу архитектор А. Г. Мордвинов и главный конструктор П. А. Красильников. Она занимает территорию в 12 тыс. кв м. Главное здание 32-этажное, в высоту имеет 175 м. По его сторонам шесть жилых зданий в 10—12 этажей. Полезная площадь гостиницы и жилых зданий — 77 тыс. кв. ли В гостинице тысяча номеров, — она является самой большой гостиницей в СССР. В первом ее этаже размещаются семь магазинов, два ресторана, банкетный зал, большой зимний сад и телефонная станция на 10 тыс. номеров. На первом и тридцатом этажах устроены кафе, в каждом этаже — буфеты. В гостинице 37 скоростных лифтов. С площадки над тридцать вторым этажом видна Москва и окрестности ее на далекое расстояние.

Возле гостиницы прошла магистраль проспект Кутузова. Для этой магистрали построен мост через Москву-реку. Между этим мостом и мостом метро заканчивается строительством комплекс из трех огромных зданий для жилья, разработанный в 10-й мастерской института «Моспроект» под руководством архитектора Л. М. Полякова. Здания строятся «покоем». Главное здание — в 110—13 этажей — в глубине двора, два боковых —по 7 этажей — по сторонам. Во дворе, выходящем на набережную, будет устроен сквер с цветниками и фонтаном.

Архитектура этого дома отличается монументальностью и простотой. Верхние этажи имеют различного рода пилястры и эркеры. Фасады облицовываются светло-золотистой керамикой. Близ угла с Большой Дорогомиловской улицей в 1954 г. построен большой жилой дом в 8—10 этажей, с красивой башней, увеличивающей высоту здания еще на два этажа. Еще раньше, в 1952 г., на набережной был воздвигнут огромный жилой дом в 10—12 этажей, построенный по проекту архитекторов 3. М. Розенфельда, А. Б. Гуркова и инженера Г. Н. Львова. По берегу реки Москвы в 1940-х гг. построены гранитные стенки с чугунной решеткой наверху; проезжая часть набережной и тротуары асфальтированы, прекрасно освещены. По окончании всех намеченных работ Дорогомиловская набережная превратится в одну из лучших набережных Москвы.

 




комментариев нет