Добавить запись

Петр Сытин: «УЛИЦА ЗАМОРЕНОВА»

26 июня 2012, 1:42

 

Улица Заморенова, бывшая Средняя Пресня, получила свое название в 1922 г. в память бывшего рабочего Трехгорной мануфактуры Т. Г. Заморенова, активного партийного работника и участника Октябрьской революции. Он был председателем фабричного комитета Трехгорки, председателем Краснопресненского, потом Хамовнического отделения Союза текстильщиков, членам Московского Комитета партии. 

Улица проходит параллельно улице Красной Пресне, южнее ее, и простирается от Дружинниковской улицы до Трехгорного вала на 800 с небольшим метров, при средней ширине в 25,1 м. По южной (нечетной) стороне улицы доныне стоит здание церкви Рождества Иоанна Предтечи, которая в 1685 г. значилась «за рекою Преснею на горе меж дворов новоселенных, из оброка живущих всяких чинов людей». Вряд ли здесь до этого времени никто не жил; скорее всего, новопоселенцы появились здесь после пожара. Церковь в 11685 г. была деревянной, в 1714—1731 гг. заменена каменной, перестроенной в 1828 г.

Средняя Пресня в течение XVIII и XIX вв. была тихой жилой улицей, тогда как Большая Пресня, шедшая к Пресненской заставе, и Нижняя Пресня, которая вела к Трехгорной заставе, естественно, были более людны и шумны. Поэтому на Средней Пресне с XVIII в. до середины XIX в. имели свои дворы или поселялись в наемных домах представители феодального класса, не особенно богатые, чтобы жить в центре, и дорожившие тишиной и покоем в домашней обстановке.

На плане Хотева 11850 г. вся Средняя Пресня показана застроенной деревянными домами, кроме одного небольшого каменного зданьица в современном владении № 19, выходящего на улицу торцом. По левой, нечетной стороне было, как и сейчас, 18 дворов, по правой, четной—14 дворов (сейчас 19). В восьми дворах были сады, причем в четырех они выходили и на улицу; один двор был пустырем. Из 32 владельцев дворов было восемь военных, 43 чиновников, один граф, три дворянина, один купец и шесть мещан. Один двор занимала богадельня лютеранской церкви.

Так как все чиновники и офицеры в то время были почти исключительно дворяне, то им, оказывается, принадлежало 25 дворов из 32, или около 80%. Улица была дворянской. Это был своеобразный мирок из одноэтажных деревянных домиков с мезонинами, заборами, садиками, хозяйственными постройками, курами, голубями. Дом № 16 в 1820-е гг. принадлежал С. А. Ушаковой. Он в основе сохранился в прежнем виде; сохранились также и надворный двухэтажный каменный, совершенно безличный по архитектуре флигелек, и пилоны въездных ворот. С улицы у дома еще видны базы четырех колони; колонны же давно исчезли. Лепной фриз по фасаду и его оштукатурка новые.

В семье Ушаковых были две взрослые девицы — Елизавета и Екатерина. Елизавета стала женой приятеля А. С. Пушкина — С. Д. Киселева. В первый раз Пушкин увидел Екатерину Ушакову в 1826 г. на балу в Благородном собрании и, по свидетельству одной современницы, увлекся ею. Пушкин стал бывать у Ушаковых и скоро сделался у них своим человеком. Обеим сестрам Пушкин посвятил стихотворения Живя в Петербурге, поэт получил однажды письмо от Екатерины Ушаковой и ответил на него стихами, которые окончил следующим образом:

 

...С тоской невольной, с восхищеньем

Я перечитываю вас

И восклицаю с нетерпеньем:

Пора! в Москву, в Москву сейчас!

Здесь город чопорный, унылый,

Здесь речи — лед, сердца — гранит;

Здесь нет ни ветренности милой,

Ни муз, ни Пресни, ни Харит.

 

А в январе 1829 г. Пушкин писал Елизавете Ушаковой:

 

...И строк небрежных начертанье

 Вношу смиренно в Ваш альбом.

Авось на память поневоле

Придет вам тот, кто вас певал,

В те дни, как Пресненское поле

Еще забор не заграждал.

 

Поле, о котором говорит здесь Пушкин, лежало в конце улицы — за Большим Трехгорным переулком. Все древесные насаждения и Ваганьковского кладбища, и Тестовского поселка, и Ермаковской рощи—позднейшие. Но, вероятно, перед 1829 г. западная сторона Большого Трехгорного переулка была уже предназначена .под застройку и огорожена со стороны переулка забором.

К 1914 г. состав домовладельцев почти весь изменился: вместо дворян и чиновников стали теперь преобладать купцы и мещане. В 1952 г. улица Заморенова была асфальтирована, причем выровнена, и подъем на нее со стороны Пресненских прудов сделан более отлогим. Вследствие этого некоторые стоявшие по нечетной стороне дома оказались выше проезжей части улицы, и, чтобы они не упали, их территория со стороны улицы забетонирована по откосам. Таковы, например, дом № 1, где на вершине откоса стоит небольшой старый особняк в семь окон, с лепными украшениями, или дом № 3, на вершине откоса которого стоит старый деревянный, обшитый досками домик в три окна на улицу.

Интересно владение № 5, где в глубине стоит одноэтажный, с мезонинами и фронтонами на три стороны особняк, имеющий со стороны улицы два подъезда к лицевому фасаду. Дом, несомненно, столетней давности. Дом № 7 — за забором, в глубине — старый одноэтажный дом, реставрированный в советское время, здесь помещаются ясли Краснопресненского района.

Шестиэтажный жилой дом № 9 на углу Малого Предтеченского переулка — новый, постройки 1930-х гг. На противоположном углу трехэтажный каменный дом № 111 — тоже новый, занят заочным техникумом связи и училищем N° 249. В 1955 г. улица Заморенова была продолжена за Большой Трехгорный переулок — до Трехгорного вала. Для этого были снесены некоторые здания на участке владения № 17 по Большому Трехгорному переулку. На нем уцелел лишь один двухэтажный домик, оказавшийся на новой красной линии улицы. По улице в начале1955 г. пущены трамвай, переведенный сюда с Красной Пресни, и автобусы.

Тихая жилая улица Заморенова превратилась сейчас в шумную магистраль, связывающую центр со Шмитовским проездом и лежащим за ним Тестовским поселком, с Звенигородским и Хорошевским шоссе.

 




комментариев нет