Добавить запись

Петр Сытин: «УЛИЦА ГОРЬКОГО И ПЛОЩАДЬ БЕЛОРУССКОГО ВОКЗАЛА»

26 июня 2012, 1:51

 

Улица Горького между Садовым кольцом и Тверской заставой, бывшая 1-я Тверская-Ямская улица, имеет в длину 1043 м при средней ширине в 35,2 м. Возникновение улицы относится к середине XVI в., когда Иван Грозный построил здесь Тверскую слободу и поселил в ней ямщиков. Но, как показывает межевой план 1683 г., слобода и через сто лет имела всего девять домиков и деревянную церковь; располагались они сразу же за земляным валом. С главной и единственной улицы слободы начинались две дороги — Тверская и Волоцкая; последняя шла западнее Тверской дороги и пересекала верховье реки Пресни, так что можно предполагать, что она совпадала с трассой современного Ленинградского проспекта.

В XVII и XVIII вв. на этой дороге стояли большей частью курные избы ямщиков с длинными дворами и огородами позади их. Ямщикам принадлежала и современная Миусская площадь, на которой были их пахотные поля. Такие же поля шли к западу вдоль современной Большой Садовой улицы. Но в конце XVIII в. слобода расширилась и имела уже несколько идущих параллельно, но кривых улиц. В 1766 г., во время генерального межевания в слободе было дворов ямщиков — 384, дворов «разных чинов людей» — 324, земли ямской — 398 га. Из нее причту церкви Василия Кесарийского было отведено около 5 га. Пожар 1773 г. уничтожил слободу дотла. Постройка новых изб для ямщиков была произведена на средства правительства, причем была улучшена планировка слободы, в основном сохранившаяся до настоящего времени. Новую планировку и застройку слободы проектировал архитектор Петр Бортников. Все деревянные дома и избы были заменены каменными однотипными. На каждом дворе ямщика стояло два жилых каменных домика — для хозяина и для приезжающих; при них — сени, чуланы, сараи и навесы. Крыши домов были покрыты тесом с дранью, крыши навесов — одной дранью на лубе. Дома в слободе принадлежали: 100 —ямщикам, 50 —их вдовам, 10 — кузнецам, 5 —причту церкви Василия Кесарийокого, 1—управителю слободы.

Дворы ямщиков были длинные и узкие: по улице их ширина равнялась всего 18,2 м. Некоторые из домов по улице были в XIX в. надстроены одним-двумя этажами и сохранились до нашего времени. Пожар 1812 г. не причинил улице особого вреда, так как горела лишь незначительная ее часть близ современной площади Маяковского. Но дилижансы и почтовые кареты, которые начали курсировать в первой половине XIX в., а особенно построенная в 11851 г. Петербургско-Московская железная дорога, вытеснили ямской промысел. Улица стала заселяться представителями других профессий. После постройки в 11870 г. в конце ее Смоленского (ныне Белорусского) вокзала по улице было открыто много лавок, меблированных комнат, трактиров и т. п. В 1872 г. по ней прошла из центра к вокзалу конка. Замощена улица в это время была булыжником, освещена керосиновыми фонарями.

После Великого Октября улица была асфальтирована, залита электрическим светом, с нее снят трамвай, заменивший конку в начале XX в., по улице построено много больших и красивых домов. На углу с Лесной улицей сооружен по проекту архитектора М. И. Синявского 11-этажный дом (№ 64). В 1951 г. близ дома № 64 был построен другой жилой дом (№ 56) в девять этажей по проекту архитекторов М. Е. Рожина, В. С. Уляшова и инженера-конструктора Т. Е. Авругина. Многие старые дома надстроены двумя-тремя этажами. Белорусский вокзал был перестроен еще в 1909 г. по проекту архитектора И. И. Струкова. Тогда же им был построен через железнодорожные пути новый мост для соединения улицы с Ленинградским проспектом. После Великой Отечественной войны этот мост перестроен в красивый путепровод. Несколько раньше, в июле 1936 г., были сняты каменные Триумфальные ворота, построенные архитектором О. И. Бове в 1829—1834 гг., так как они мешали усилившемуся автомобильному движению. С целью устранения остановок для пропуска пересекающих улицу автомобилей под реконструированным путепроводом устроен тоннель к вокзалу.

В 1937 г. в восточном крыле здания вокзала сооружен вестибюль станции метро «Белорусская» (архитекторы Н. Н. Андраканис и Н. А. Быкова), а с 1952 г. этот вестибюль обслуживает еще и станцию «Белорусская-кольцевая» (архитекторы Н. А. Быкова и И. Г. Таранов). Площадь перед вокзалом реконструирована, и на ней в живописном сквере 10 июня 1951 г. открыт прекрасный памятник великому русскому писателю А. М. Горькому по эскизу И. Д. Шадра работы В. И. Мухиной, Н. Г. Зеленской и 3. Г. Ивановой.

 

 




комментариев нет