Добавить запись
Петр Сытин: «КАЛАНЧЕВСКАЯ УЛИЦА»
2 июля 2012, 14:55
В XVII в. этой улицы не было. На ее месте расстилалось обширное Каланчевское поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII в. стоял деревянный царский дворец, занимавший территорию до современной Домниковской улицы. Дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался «Каланчевским дворцом», а по нему и простиравшееся к востоку, до Красного пруда, поле тоже получило название «Каланчевское». Место высотного здания на Лермонтовской площади, откуда начинается Каланчевская улица, в XVII в. занимали загородные дворы. Можно предполагать, что здесь была часть загородного двора боярина Шеина (участника Азовских походов Петра I), разгромившего в 1698 г. под Воскресенским монастырем стрелецкие полки, восставшие против царя. На ручье Ольховце этот двор имел пруды и плотины, а за ним— деревянные здания. В 1720-х гг. двор принадлежал Екатерине I.
В конце XVIII в. на месте названного выше высотного здания был двор с деревянными строениями знатного человека Апухтина. Во второй половине XVIII в. за ручей Ольховец был переведен с Чистопрудного бульвара (тогда еще не существовавшего) «лесной ряд». На сохранившемся до нас чертеже этого ряда (1799 г.) видим часть современной Каланчевской улицы между 2-м Дьяковским переулком, на месте которого тогда протекал ручей Ольховец, и Домниковской улицей. По обе стороны улицы показаны маленькие деревянные лавки лесоторговцев, а за ними— штабели круглого леса и досок. Через ручей переброшен деревянный мостик. Улица называлась «из Лесного ряду к Красным воротам».
В 1812 г. «лесной ряд» и окружавшие его дворы сгорели, но потом были восстановлены на прежних местах. Западная часть «лесного ряда» занимала в XVIII — первой половине XIX в. и тот угол между Каланчевской и Домниковской улицами, в котором сейчас воздвигнуто высотное здание Ленинградской гостиницы. На месте высотного здания на Лермонтовской площади находился двухэтажный каменный дом отставного генерал-майора Ф. Н. Толя, в котором в 1814 г. родился великий русский поэт М. Ю. Лермонтов. Современная Каланчевская улица называлась «Каланчевский Лесной ряд», хотя на ней от начала до ручья Ольховца этого ряда не было. Это же название носила улица и в 1827 г.
На плане из атласа Хотева 1851 —1852 гг. видим «лесной ряд» на прежнем месте; улица к нему от Красных ворот называется Каланчевским переулком. На месте высотного здания в начале улицы — пять дворов с 6 каменными и 115 деревянными небольшими зданиями. На месте высотного здания Ленинградской гостиницы находился еще «лесной ряд». Строительство в 1851 г. первой железной дороги из Петербурга с вокзалом на Каланчевском поле и образование из последнего Каланчевской площади заставили перенести «лесной ряд» к реке Чечора —за современный Казанский вокзал. На месте «лесного ряда» образовалось 18 маленьких двориков с деревянными постройками, впоследствии объединенных в несколько больших дворов. Общая площадь их занимала более 2,5 га. Тогда же появилось и продолжение современной Домниковской улицы до Каланчевской улицы.
Когда в 1862—1864 гг. строили Рязанскую железную дорогу и ее вокзал на месте нынешнего Казанского, ручей Ольховец здесь и у Каланчевской улицы был заключен в трубу. На его месте прошли Орликов и 2-й Дьяковский переулки. В 1882 г. от современной Лермонтовской площади до Домниковской улицы проходила уже Каланчевская улица. Дальнейшее ее продолжение называлось Каланчевским переулком. Двор на углу Садовой-Спасской и Каланчевской улицы принадлежал коллежскому секретарю Г. Ф. Голикову; за ним, по Каланчевской улице — купцу А. А. Дубровину. На этих дворах многие деревянные здания были заменены каменными. На месте высотного здания гостиницы в 1882 г. стояли дворы потомственных почетных граждан Н. И. Мамонтова и В. А. Прохорова, а между ними — двор крестьянина Бусурина. По Домниковской улице — дворы купцов И. В. Зимина и А. И. Карзинкина. За 32 года, прошедшие с того времени до 1914 г., по Каланчевской улице от 1-го Дьяковского переулка к нынешнему высотному зданию Ленинградской гостиницы было построено большое здание чаеразвесочной фирмы — «Торговый дом С. В. Перлов», стоящее здесь до сих пор.
Восточная сторона улицы с XVIII в. была застроена лишь между Лермонтовской площадью и современным Южным проездом, образовавшимся на месте ручья Ольховца после заключения его в трубу. Здесь было два квартала, разделенных Жеребцовским проездом. Весь первый квартал занимали дома и фабрики купцов Сапожниковых. На прилегавшей к нему части Лермонтовского сквера долгое время была Сенная площадь — место продажи дров, сена и пр.
В 1860-х гг. Каланчевскую улицу отделила от Каланчевской площади соединительная ветка Николаевской (Октябрьской) и Курской (Дзержинской) железных дорог. Севернее на этой ветке был устроен небольшой вокзал. До 1909 г. эта ветка шла на уровне площади, и через нее был устроен переезд со шлагбаумами на Каланчевскую площадь. В 1909 г., ввиду усилившегося движения через ветку, ее подняли на высокую насыпь, в которой для проезда сделали несколько арок. В таком положении остается проезд до сего времени, хотя по генеральному плану реконструкции Москвы ветка должна быть спущена в подземный тоннель.
За вокзалом, по восточной стороне Каланчевской улицы было построено несколько небольших домов. Каланчевский переулок и здесь стал называться Каланчевской улицей. В 1882 г. на Сенной площади был устроен нынешний Лермонтовский сквер. Средства дал городу купец Сапожников, чтобы благоустроить площадь перед своим домом, стоявшим к северу, между Каланчевской и Новой Басманной улицами. На Каланчевской улице в доме № Ш в гостинице «Петербург» останавливался писатель Г. И. Успенский. В 1905 г. дом № 23 по Каланчевской улице был занят революционными рабочими-дружинниками, обстреливавшими Николаевский (Ленинградский) вокзал, на который прибыли из Петербурга части Семеновского гвардейского полка для борьбы с революцией.
В таком виде улица дожила до Великой Октябрьской революции. В советское время Каланчевская улица превратилась в главный проезд к трем вокзалам на Комсомольской (бывшей Каланчевской) площади. Вследствие большого движения транспорта трамвай, проходивший по Каланчевской улице в начале этого столетия, с части улицы снят и заменен троллейбусами и автобусами. Но севернее сквера трамвай еще ходит, связывая вокзалы с периферией города. Построенное на Каланчевской улице по проекту архитекторов Л. М. Полякова и Борецкого 20-этажное здание гостиницы «Ленинградская» является архитектурным центром всего окружающего района.
Строительство гостиницы осуществлялось следующим образом. В бывшее русло реки, на котором стоит гостиница, вбито- 1 200 железобетонных свай. Для устройства фундамента вынуто около 50 тыс. кубометров грунта и уложено 14 тыс. кубометров армированного бетона. При сооружении здания строители уложили 8 млн. штук кирпича. Для внутренней и внешней отделки здания использованы белые керамические плитки, мрамор, глазурованная керамика, металл, шокшинский красный кварцит, известняк и другие материалы. В здании гостиницы «Ленинградская» 350 комфортабельно отделанных номеров. Здесь красивые шелковые занавеси и драпировки, ковры, стильная мебель, изготовленная по специальному заказу, ванные, телефон, радио; в трехкомнатных номерах «люкс» — телевизоры «Темп», пианино, картины...
Многочисленные гостиные с сотнями декоративных растений и цветов и зимний сад дают возможность приезжим хорошо отдохнуть. Установки для кондиционирования воздуха и специальная система для удаления пыли позволяют поддерживать определенную температуру, влажность воздуха и чистоту, 1 октября 1954 г. гостиница пущена в эксплуатацию.