Добавить запись
Петр Сытин: «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЛОЩАДЬ»
2 июля 2012, 14:56
Площадь переименована в 1932 г. в честь Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. До 1932 г. она называлась Каланчевской, а в XVIII в.— Каланчевским полем, так как в действительности представляла собой тогда большое, почти незастроенное пространство. По южной стороне площади на месте современного Казанского вокзала было болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока площадь имела границей Красный пруд и протекавшую из него к югу речку Чечору. На западном берегу пруда, занимая территорию нынешних Ярославского и Ленинградского вокзалов, с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов, со многими деревянными строениями.
Артиллерийский двор находился на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо нею с современной Домниковской на Краснопрудную улицу пролегала дорога из города в Красное село и дальше на восток. В конце XVIII в. по южной стороне площади 'была проведена подземная галерея Мытищинского водопровода; на площади было два бассейна, водой из которых пользовались окрестные жители.
В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся здесь снарядов, причем взрыв этот потряс дома всей восточной части Москвы. В 1851 г. на месте артиллерийскою двора и западнее был построен вокзал Московско-Петербургской железной дороги (архитектор К-А. Тон), сохранившийся до настоящего времени. Открытие железной дороги было «чудом» своего времени, и смельчаков ехать по ней не находилось. Поэтому пассажирами первого и второго поездов были исключительно солдаты Преображенскою и Семеновского гвардейских полков, «храбро» проехавшие из Питера в Москву и обратно. Толпы населения встречали и провожали первые поезда. Старики удивлялись: «До чего народ доходит — самовар в упряжке ходит!»
Петербургско-московский, с 1856 г. — Николаевский, а ныне — Ленинградский вокзал запечатлен в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий». В 60-х гг. прошлого века в большое здание к западу от вокзала была переведена с Пятницкой улицы таможня. Против вокзала на южной стороне площади располагались обширные «лесные ряды». Между вокзалом и Красным прудом в 1862 г. был построен маленький вокзал Ярославской (ныне Северной) железной дороги, поезда которой до 1870 г. ходили лишь до нынешнего города Загорска. В 1906—1907 гг. вокзал был заменен новым, в сказочно-русском стиле (архитектор Ф. О. Шехтель).
Болото в южной части площади в 1860 гг. было осушено, ручей Ольховец заключен в трубу, «лесные ряды» удалены, и здесь в 1862—1864 гг. построен вокзал Рязанской железной дороги, с 1894 г. ставший и Казанским вокзалом. В 1911 — 1926 гг. вокзал был заменен новым по проекту А. В. Щусева. Это здание является одним из выдающихся памятников советской архитектуры. В основу его положены традиции древнего зодчества с его богатым декоративным убранством. Сложная композиция здания решена как ритмическое чередование архитектурных объемов — «теремов», искусно украшенных пышной орнаментикой. В 1901—1910 гг. Красный пруд был засыпан, и на ею месте расположились лесные склады, закрытые только после Октябрьской революции. Еще раньше засыпки пруда вытекавшая из него речка Чечора была заключена в подземную трубу, а на месте деревянного моста через нее и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица.
В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. железнодорожный узел Каланчевской площади имел огромное значение. В руках дружинников были Ярославский и Казанский вокзалы. Под их контролем находилась вся линия Казанской железной дороги вплоть до Коломны. По ней пропускались лишь санитарные и воинские поезда с Дальнего Востока, причем воинские части обезоруживались. Подходы к площади были забаррикадированы со стороны Красных ворот и Краснопрудной улицы, чтобы изолировать Николаевский вокзал, занятый сильным отрядом правительственных войск с орудиями и пулеметами. Пять суток дружинники вели энергичные наступательные бои за овладение Николаевским вокзалом. Лишь жестокий артиллерийский обстрел вынудил дружинников очистить площадь. Но и в последний день сражения— 15 декабря — они в течение нескольких часов своим метким огнем не давали прибывшему из Петербурга Семеновскому полку выйти на площадь. После боя часть дружинников ушла на Пресню, а другая была увезена из Москвы героем-машинистом А. В. Ухтомским, впоследствии расстрелянным семеновцами.
В дни Октябрьской революции Николаевский вокзал и железная дорога находились в руках революционеров, поэтому по ней был пропущен в Москву отряд революционных матросов и не допущен приезд контрреволюционных отрядов. В 1933—1934 гг. значительная часть Комсомольской площади была раскопана на большую глубину: здесь проводился открытым способом тоннель метро, сооружалась станция «Комсомольская» (архитектор Д. Н. Чечулин) и выходы из нее ко всем трем вокзалам. В 1952 г. рядом построена станция метро четвертой очереди «Комсомольская-кольцевая» (по проекту академика А. В. Щусева). Старый вестибюль станции «Комсомольская», стоявший между Ленинградским и Ярославским вокзалами, заменен новым—для обеих станций метро (тоже по проекту А. В. Щусева).
В настоящее время 6-й архитектурно-магистральной мастерской Моссовета под руководством архитектора В. М. Иофана и Институтом генплана разработан проект коренной реконструкции Комсомольской площади. Ныне существующий значительный уклон ее с севера на юг будет ликвидирован. В центральной части площади будет создан нарядный партерный сквер, по обеим сторонам которого будут расположены широкие магистрали с односторонним движением. Вдоль фронта вокзалов намечено оборудовать удобные подъезды и стоянки для легковых машин, остановки для троллейбусов и автобусов, обильно озеленить территорию площади, проложить асфальтовые тротуары шириной 15 м. Тротуар у Ленинградского и Ярославского вокзалов получит выход к скверу, который создается против гостиницы «Ленинградская». Через Комсомольскую площадь будут устроены два перехода. Ведутся изыскания для устройства под площадью пешеходного тоннеля. Во вторую очередь намечена реконструкция районов, прилегающих к площади. Создание Ново-Кировской площади и Ново-Кировской магистрали упорядочит сообщение с центром столицы и разгрузит Комсомольскую площадь от потока автотранспорта.
sans-serif