Добавить запись

Петр Сытин: «НОВАЯ БАСМАННАЯ УЛИЦА»

2 июля 2012, 15:01

 

Улица возникла не ранее 1640-х гг., так как в переписи московских дворов 1638 г. она еще не упоминается, а на плане Олеария 1634 г. на земляном валу против нее впервые показан прорыв — место будущих Красных ворот. Басманная слобода находилась в XVII в. в районе современной улицы Карла Маркса (бывшая Старая Басманная) и была отделена от современной Новой Басманной огромными (около 4,4 га) огородами находившегося в Кремле Вознесенского монастыря. В конце XVII в. улица называлась «Капитанской слободой»; в ней жили офицеры организованных Петром I солдатских полков, и царь всегда проезжал в Кремль и из Кремля по этой улице и дальше по Мясницкой (ныне улица Кирова).

Среди иноземных дворов здесь было много и русских, вследствие чего в конце XVII в. на улице была построена деревянная церковь Петра и Павла, замененная в 11708—11723 гг. каменной, сооруженной архитектором И. П. Зарудным «по именному царского величества (Петра I) указу и по данному собственной его величества руки рисунку» (чертежу). Здание этой церкви 'сохранилось до нашего времени. В 1695 г. в ее приходе было 22 загородных двора знатных людей, 22 двора тяглецов Басманной слободы и четыре двора церковного причта.

В 1723 г. здесь числилось уже 114 приходских дворов. В связи с переводом столицы в Петербург социальный состав дворовладельцев Ново-Басманной слободы совершенно изменился, из 57 дворов тяглецам принадлежало только два, купцам и фабрикантам — 26, ремесленникам — три, иноземцам (торговцам и ремесленникам) —семь, казне — один, церкви — один, знати — три, офицерам — шесть, солдатам — четыре, чиновникам — два; два участка были пустырями. В 1726 г. здесь в слободе находилась большая каразейная мануфактура Р. Воронина, да на ее дворе еще фабрика с 10 «каразейными и лентошными станами» братьев Лединских.

На плане Мичурина 1739 г. улица, с 1726 г. называвшаяся уже Новой Басманной, показана в современых границах — от Лермонтовской площади до Разгулян. По правой ее стороне на месте огородов Вознесенского монастыря показано 114 заново распланированных (очевидно, после пожара 11737 г.) дворов, с домами в линию по улице и садами, доходившими до Хомутовского тупика. По левой стороне улицы, за церковью Петра и Павла, показан современный Басманный переулок, который вел к ручью Ольховцу, на месте теперешней Рязанской улицы, и к улице Ольховец — нынешней Ольховской. 3а Басманным переулком на Новой Басманной улице до Разгуляя было 10 дворов, распланированных так же, как и на правой стороне улицы, с домами по ней в одну линию и садами позади. Только дворы были значительно короче, и в пяти из них стояло в конце по одному маленькому зданию. Очевидно, это было проектом 1739 г.

В начале улицы на месте современного Лермонтовского сквера была площадь, а за ней — обычный квартал домов, заканчивавшийся церковью Петра и Павла. В «Переписной книге города Москвы» 1745 г. в начале Новой Басманной улицы, у Красных ворот, показам слева Сенная площадь, по правой стороне, напротив нее, полковой Житный двор. По левой стороне улицы (от Басманного переулка до ручья Ольховец, у современной Бауманской площади) было в это время 25 дворов и три пустыря; по правой стороне, от «Ехаловского мосту обратно в Ново-Басманную слободу», — 29 дворов частных лиц и вышеуказанный полковой Житный двор. Таким образом, Новая Басманная улица включала тогда в свой состав часть современной Спартаковской улицы. Среди этих дворов, по соседству с Житным двором находился двор (ныне дом № 4) «обер-шталмейстера, тайного советника, действительного камергера, кавалера князя Александра Борисовича Куракина», прозванного за свое богатство и наряды «бриллиантовым князем», и «дворовое порозжее место полотняной фабрики содержателей Егора да Ивана Андреевых детей Овощниковых».

В 1742 г. князь А. Б. Куракин устроил в своем доме богадельню на 200 человек и при ней церковь. Перестроенные в 1902 г. здания этой богадельни и церкви сохранились. Против Куракинской богадельни на Сенной площади в 1742 г. был построен частный деревянный театр Зигмунда, в котором играла немецкая труппа. В 1753 г. он сгорел и более не возобновлялся. Во второй половине XVIII в. на Новой Басманной улице поселились семьи знатнейших дворянских фамилий. В 1793 г. здесь были дома князей Голицыных, Куракиных, Трубецких, графов Головкиных, именитых дворян Нарышкиных, Головиных, Еропкиных, Лопухиных, Сухово-Кобылиных, а также купцов и фабрикантов Бабушкина, Мещанинова, аптекаря-иноземца Соульса и других.

На месте полкового Житного (потом Фуражного) двора стоял (дом № 2) Запасный царский дворец (склад запасов) — квадрат из двухэтажных зданий, с большим двором внутри и воротами на Новую Басманную. Он был построен по проекту гезеля архитектуры С. Яковлева после пожара 1753 г. Напротив него была по-прежнему Сенная площадь. На планах Москвы Марченкова 11789 г. и Полежаева 1796 г. можно видеть уже Бабушкин переулок. Против него с 1782 г. появился Басманный частный дом — полицейская часть.

В 1812 г. все деревянные дома на улице сгорели, осталось лишь 12 каменных. Так в старину называли помощника архитектора. После 1812 г. состав домовладельцев мало изменился, но дома строились уже большей частью каменные. По правой стороне Новой Басманной стояли хорошие дома Запасного дворца, богадельни князей Куракиных, Балк-Полева, С. И. Плещеева, графини Е. П. Ростопчиной, большой дом Н. Н. Демидова, дом графини Шуваловой и последний перед Разгуляем — дом Медицинской конторы. Дом Демидова (№ 26) с двумя боковыми флигелями построил около 1790 г. М. Ф. Казаков. По левой стороне стояли дома Лопухиной, князя Голицына, церковь Петра и Павла, дома Высоцкого, Мещанинова, Денисьевой, княгини Касаткиной, Кротковой. Всех удивлял дом графа Гудовича, имевший в окнах цельные, во весь просвет, стекла, что в то время являлось большой редкостью. В доме № 20 в глубине двора во флигеле (не сохранился) жил П. Я. Чаадаев, игравший видную роль в московской общественной жизни 1830—40-х гг. Пушкин, который в юности очень подружился с Чаадаевым, будучи в ссылке на юге, вспоминал о нем:

 

Ни музы, ни труды, ни радости досуга —

Ничто не заменит единственного друга.

 

1-й Басманный переулок появился после пожара 1812 г. До этого, в 1793 г. на его месте находился дом московского купца П. Бабушкина. Бабушкины были старожилами на Новой Басманной, почему и открытый в 1760-х гг. против их дома переулок назван Бабушкиным. В 1783 т. соседний домовладелец А.Г.Гурьев просил закрыть этот переулок, аргументируя тем, что в нем «и мостовой не имеетца и бывает великая в осеннее время грязь, от которой проезду и проходу пешим людям не бывает. А в зимнее время ночью вывозят по пустоте оного с обывательских дворов всякую нечистоту, отчего бывает чежолость воздуха и по глухоте оного в ночныя времена часто бывают шумы и драки». Но Управа Благочиния в просьбе отказала и велела частному приставу привести переулок в порядок. В этом решении сыграл роль дружный протест соседей, заявивших, что этот переулок — единственный между Старой и Новой Басманными улицами и нужен в случае пожара. Наоборот, все просили о замощении переулка, а особенно «московские купцы Петр и Семен Андреевы, дети Бабушкина, по причине той, что домы их стоят один в Старой, а другой в Новой Басманной, и противу того самого переулка, а Петра Бабушкина и по оному всему переулку, шедши из Старой Басманной в Новую по правую сторону на обе оныя улицы во весь переулок вышел».

Близ угла 1-го Басманного переулка находится дом № 27 М. М. Соболевской, по мужу Денисьевой. Он деревянный, но отделан характерными для каменных зданий лепными украшениями в стиле ампир. Владелица его, М. М. Денисьева, была матерью Льва, Алексея и Василия Алексеевичей Перовских. Фамилия эта была присвоена им Александром I по ходатайству их отца графа А. К. Разумовского. Из них Лев и Василий были членами тайных обществ до 1821 г., а Алексей — писателем (выступавшим в печати под псевдонимом Погорельского). В. А. Перовский был приятелем Пушкина, и последний останавливался у него в сентябре 1833 г. в Оренбурге, где Перовский был тогда губернатором. Из семьи Перовских происходила Софья Львовна Перовская, член Исполнительного комитета «Народной воли», казненная после убийства Александра II в 1881 г.

В следующем владении (№ 29) с начала XIX в. находился Басманный частный дом (полицейская часть) с пожарной каланчой над ним; напротив, в доме № 26, на углу Бабушкина переулка в середине XIX в. — Сиротское училище, а с 1876 г. — Басманная больница. Сейчас в доме № 29 размещается 28-е отделение милиции, а в доме № 26 — 6-я Городская клиническая больница. В Басманной части сидели под арестом В. Г. Короленко, В. В. Маяковский. В доме № 2 в 1850-х гг. находилась квартира историка Москвы И. Е. Забелина, которого здесь в 1858 г. посетил Т. Г. Шевченко. Дом перестроен.

В 1860-х гг. улицу перерезала в глубокой выемке соединительная ветка Курской и Николаевской (ныне Октябрьской) железных дорог, а над железнодорожными путями переброшен по улице мост, существующий до настоящего времени. С этого же времени большинство домов перешло от дворян и чиновников в руки купцов.

 

шесть, солдатам




комментариев нет