Добавить запись

Петр Сытин: «СЕМЕНОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ»

2 июля 2012, 15:07

 

Семеновская набережная находится на левом берегу реки Яузы, между Большой Семеновской и Гольяновской улицами. Длина ее —707,6 м, средняя ширина—14,7 м. В состав ее входит часть прежнего Банного переулка на протяжение 118,3 м. Название свое набережная получила по лежавшему к северу от нее (за Большой Семеновской улицей) дворцовому селу Семеновскому XVII в. Тогда и позже, в XVIII в., на месте Семеновской набережной и квартала к востоку от нее находились дворцовые Прачечные пруды. В конце XVIII в. эти пруды были спущены. В течение всего XIX в. здесь оставались болотца, заливавшиеся дождевой водой и рекой Яузой. Семеновская набережная впервые была нанесена на план регулирования Москвы 1888—1899 гг., как проектированная. В 1863 г. между Большой Семеновской и Гольяновской улицами прошла на насыпи Московско-Рязанская железная дорога, образовав два квартала, примыкающие к набережной: один — к северу от железной дороги, ограниченный Большой Семеновской улицей, Семеновской набережной и Семеновским валом; другой — к югу, ограниченный Гольяновской улицей, той же набережной и Госпитальным валом.

Первые дома были выстроены по Гольяновской улице. Но из них сейчас остался лишь один каменный корпус. К западу от него стоит корпус 30-х годов XX в., к востоку, занимая чуть ли не половину Гольяновской улицы, тянется длинный каменный корпус дома № 3—5, выстроенный в 1940-х гг. Все остальные возведенные в квартале корпуса построены в 1950-х годах. Из них большую территорию занимает 10-этажный жилой дом на углу Семеновской набережной и Гольяновского проезда вдоль линии железной дороги, построенный в 1953—1955 гг. по проекту архитекторов И. Соболева, И. Покровского и Е. Хижиной для работников Центрального научно-исследовательского института черной металлургии. В восьми секциях дома — 277 квартир с общей жилой площадью в 13 500 кв. м. Помещения первого этажа отведены под большие магазины— «Гастронома», булочной и др. Много внимания уделено архитектурному оформлению здания. Верхняя часть фасада, обращенного к железной дороге и станции метро «Электрозаводская», украшена шестиколонным портиком, с двух других сторон — нишами с балкончиками, оформленными декоративным цветным орнаментом.

Вплотную к этому дому по Семеновской набережной примыкает построенный в 1951 —1953 гг. жилой дом Министерства строительного и дорожного машиностроения. Он имеет в центре 10 этажей, по сторонам — 7 этажей. На фасаде — три широких выступа, поднимающиеся до восьмого этажа. Дом построен по проекту архитекторов И. Соболева и П. Ароновича. Нижние этажи оштукатурены под естественный камень и образуют как бы цоколь здания. Выше стены одеты светлыми керамическими плитками. В доме 122 квартиры. Их общая жилая площадь — 4 750 кв. м. В первом этаже помещаются магазин трикотажных изделий, пошивочное ателье, мастерская для починки обуви, парикмахерская, во втором этаже — детский сад. В квартирах имеются газ, телефон, радио, ванные комнаты, горячее водоснабжение. Во всех комнатах паркетные полы, лепные потолки. Пять секций оборудованы восемью лифтами. К этому дому, несколько отступя от красной линии Семеновской набережной, примыкает большое 10-этажное жилое здание. Дальше по его линии, но с некоторым разрывом от него, стоит еще 10-этажное жилое здание Министерства электростанций, построенное по проекту архитектора И. Соболева.

Внутри квартала несколько четырех-пятиэтажных домов, построенных в 1950 г., и один дом, торцом выходящий на Госпитальный вал, построен в 1955 г. Между этими домами расположен сквер, выходящий на Гольяновскую улицу. Эта улица находится сейчас в периоде полной реконструкции; она еще замощена булыжником и имеет очень плохой съезд на Семеновскую набережную. На последней стоят еще вдоль реки Яузы деревянные бараки и склады. Кроме указанных новых домов, здесь построен великолепный Рубцовский мост. Своим съездом он простирается далеко по Большой Семеновской улице, и под ним на Семеновской набережной, как и под мостом Московско-Рязанской железной дороги, устроены широкие проезды; последний проезд связывает Семеновскую набережную с Электрозаводской улицей прямой линией.

Река Яуза у Семеновской набережной одета в гранит, расчищена, и по пей скоро пойдут речные трамваи. Непосредственно к кварталу на Семеновской набережной примыкает квартал, продолжающий ее застройку, но формально пока числящийся на Госпитальной набережной. Он находится между Гольяновской улицей и Новой дорогой — улицей, идущей, как и Гольяновская, от реки Яузы к Госпитальному валу. На Гольяновской улице в этом квартале находится школа № 414 и родильный дом № 18. Рядом с ними, внутри квартала и по Госпитальному валу, стоит несколько новых жилых пятиэтажных зданий. Но самым большим зданием в этом квартале является построенный в 1952—1955 гг.. по проекту архитекторов И. Соболева, И. Покровского и Ф. Новиной, жилой дом для рабочих и служащих завода «Серп и молот». Он имеет в плане букву «П» и выходит главным фасадом на Госпитальную набережную. Центральная часть этого дома имеет 14 этажей, боковые — девять этажей.

Близость станции метро «Электрозаводская» обеспечивает удобную связь Семеновской набережной с центром и другими, районами Москвы.

 

П




комментариев нет