Добавить запись
Петр Сытин: «УЛИЦА РАДИО»
2 июля 2012, 16:12
Улица Радио тянется от стыка улицы Казакова с Токмаковым переулком на западе до Дворцового моста через реку Яузу на востоке. Длина улицы —847,8 м, средняя ширина — 19,9 м. Свое название улица получила в 1930-х гг. в честь радиофикации страны. Прежнее название улицы — Вознесенская — было дано по стоящей в начале ее церкви Вознесения, построенной М. Ф. Казаковым в 11790—1793 гг. Улица идет невдалеке от реки Яузы и почти параллельно ей; но между Салтыковым и Дворцовым мостами Яуза делает изгиб почти под прямым углом, так что улица в своем конце направляется к Яузе тоже почти под прямым углом.
К улице Радио подходят с севера Чечерский проезд, Большой Демидовский переулок, Бауманская улица и 2-я Бауманская улица; отходят к югу Елизаветинский проезд и Салтыковская улица. В XVII в. на улице жили большей частью иноземцы Немецкой слободы. В XVIII же в. она была занята дворами знати и средних дворян. Среди этих владений выделялся огромный двор князя И. Ф. Ромодановского, московского губернатора в 1719—1724 и 1727—1729 гг. Он занимал весь квартал между Немецкой улицей (современной Бауманской) и церковью Вознесения. Почти посреди его двор пересекал ручей Чечора, шедший из современного Чечерского проезда и впадавший в реку Яузу.
Против дома И. Ф. Ромодановского (современный дом № 12) по другой стороне улицы, на восточном углу Большого Демидовского переулка, стояла с XVI в. лютеранская церковь св. Михаила, или, как ее попросту называли, Старая обедня. Ее ограда, сад и дворики причта занимали более 2 га земли. В этой церкви хоронили знатнейших лиц. В начале XVII в. в ней был похоронен принц Иоанн Датский, жених царевны Ксении Годуновой. При Петре I здесь же был похоронен генерал-фельдцейхмейстер граф Я. В. Брюс. После смерти И. Ф. Ромодановского двор достался мужу его дочери — графу М. Г. Головкину, который, очевидно, разбил здесь «регулярный» парк и выкопал многочисленные, регулярно расположенные пруды, питаемые речкой Чечорой. Но после его опалы (см. очерк «Улица Казакова») усадьба попала в казну, а затем была продана внуку известного заводчика Петра I — Никите Акинфиевичу Демидову, тоже заводчику и миллионеру. А. Т. Болотов в своих «Записках» указывает, что Н. А. Демидов в 1779 г. проживал в этом доме.
В небольших дворах между Немецкой улицей и рекой Яузой по современной улице Радио тоже были пруды, особенно между Дворцовым и Салтыковым мостами, где до середины XIX в. находились большие огороды. В 1747—11757 гг. здесь среди деревянных построек стояло .и пять каменных небольших зданий. Но деревянные здания преобладали не только здесь, но и по всей улице. Вероятно, Н. А. Демидов в конце XVIII в. построил выходящий сейчас на улицу своими двумя верхними этажами четырехэтажный дом с флигелями.
В 1812 г. улица горела лишь отчасти, по северной, нечетной стороне. В 1849—1854 гг. по северной стороне улицы было 13 дворов, с выходившими на улицу 13 деревянными и четырьмя каменными небольшими зданиями и двумя большими садами. По южной стороне улицы у церкви Вознесения было два небольших дворика с деревянными зданиями ее причта; затем до современной Бауманской улицы, кроме большого двора Демидова, было два небольших двора: один — с тремя каменными зданиями близ улицы и одним деревянным в глубине двора, другой — с двумя деревянными зданиями по улице и одним каменным во дворе.
Между современной Бауманской улицей и Дворцовым мостом было четыре двора с выходившими на улицу каменными зданиями, а у самого моста на нее выходил большой огород. В доме Демидова уже в 1849—1854 гг. помещалось Московское общество трудолюбия, а в 1867 г. — Елизаветинское женское училище, потом институт, который оставался здесь до Великого Октября. Территория его превышала 110 га. В 1917—1920-х годах здесь находился большой военный госпиталь.
В 1918 г. Московское высшее техническое училище создало аэродинамическую лабораторию, из которой вскоре вырос ЦАГИ. В 1920-х гг. были снесены все дома по улице Радио, от Бауманской улицы до Большого Демидовского переулка, и на их месте построены большие здания Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), организатором которого был профессор Н. Е. Жуковский. Вблизи улицы Радио (на углу современного Елизаветинского проезда и Разумовской набережной) в 1921 г. была построена первая Центральная радиотелефонная станция с двумя небольшими радиомачтами. После Великой Отечественной войны коренной реконструкции подвергся конечный участок улицы вблизи Дворцового моста. На месте огородов построены новые большие здания. Самый мост надстроен и значительно расширен. От него сделаны съезды на набережные реки Яузы и проезд под самым мостом.
По северной стороне улицы Радио построены большие и красивые здания Института черной металлургии и ГРЭС, причем выходивший здесь на улицу Радио Кокуйский переулок закрыт, а 2-я Бауманская улица, раньше доходившая лишь до Технического (Свиридова) переулка, продолжена до улицы Радио. Рядом, на углу улицы с Лефортовской набережной, построен по проекту архитекторов Рудакова, О. Р. Мунца и Сегала высокий дом с выходом на набережную. Другая часть улицы Радио (между церковью Вознесения и Салтыковокой улицей) также подверглась реконструкции. Река Чечора еще в начале XX в. была здесь заключена в подземную трубу, и на этом месте прошел Елизаветинский переулок, который в советское время был расширен и асфальтирован. На углу переулка и улицы Радио построено шестиэтажное здание технического училища № 9. Близ Салтыковской улицы находятся два двора с одно- двухэтажными зданиями по улице постройки середины XIX в., в одном из которых (№ 12) помещается СТЕОЛ (Невский стеариновый завод), в другом (№ 14) —ВНИИСС (Всесоюзный научно-исследовательский институт синтетических, спиртных и органических предприятий).
По другой стороне улицы против них стоят мощные корпуса ЦАГИ, построенные большей частью в стиле конструктивизма. Семнадцатого января 11956 г. в доме № 117 был открыт Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. В нем находится обширная научная библиотека великого ученого, рукописи его трудов, а также различные материалы, характеризующие деятельность созданного по инициативе Н.Е. Жуковского Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Небезынтересно прошлое здания музея. В одной из его комнат некогда проводились заседания коллегии ЦАГИ. В другом его помещении строились советские аэросани и самолет АНТ-1. Здесь же были спроектированы самолеты РД, ТУ-1 и ТУ-3, принесшие советской авиации мировую славу, на которых были осуществлены небывалые по дальности перелеты и высадка научной экспедиции на Северном полюсе.