Добавить запись
Петр Сытин: «ВОРОНЦОВСКАЯ УЛИЦА»
2 июля 2012, 16:21
Эта улица, идущая от Таганской площади к Крестьянской- заставе, имеет в длину более километра. Названа она по бывшей здесь в XVII в. Воронцовской слободе. В XIII в. здесь среди полей и лугов проходила дорога к центру Москвы от Крутицкого архиерейского подворья, находившегося на месте нынешних Алешинских казарм. В 1261 г. в столице Золотой Орды — городе Сарае — была учреждена православная епархия. В 1269 г. с ней была соединена епархия города Переславля-Русского, учрежденная еще в 1078—1093 гг. и расположенная главным образом по верховьям Дона. Поэтому епископы стали называться саранскими и подонскими. Они зависели от митрополита Московского, Еще при князе Данииле Александровиче им была пожалована земля, на которой на высоком и крутом берегу реки Москвы они устроили свое Крутицкое подворье. От него и прошла в центр города дорога по современной Воронцовской улице.
В 1370-х гг. за этим подворьем к югу, тоже на высоком берегу реки Москвы, был построен Симонов монастырь. Часть, стен и служб (XVI—XVII вв.) стоит доныне возле выстроенного в 1930 г. на месте монастыря Дворца культуры Автозавода имени И. А. Лихачева. Движение по дороге особенно усилилось после того, как епископы сарайские и подонские в середине XV в. навсегда переехали в Москву и поселились в Крутицком подворье. По их имени протекавшая здесь речка названа Сарой (теперь она заключена в трубу, и на ее месте проходит Саринский проезд к Новоспасскому мосту), а овраг — Подоном. В 1490 г. Иван III перенес из Кремля на берег Москвы-реки рядом с Воронцовской улицей Спасский монастырь, построив для него деревянные здания и ограду. Монастырь стал называться «Спас Новый», или Новоспасский. От него дорога в город пролегала тоже по Воронцовской улице.
В 1592—1593 гг. в начале Воронцовской улицы был построен земляной вал со рвом, на котором стали Таганские ворота. В 1639 г. часть Воронцовской слободы, находившейся на Воронцовом поле (нынешняя улица Обуха), переместилась за Таганские ворота на современную Воронцовскую улицу. Слобода была «черная», то есть состояла из пахарей, торговцев .и ремесленников. В конце своего царствования Михаил Федорович заменил деревянные стены Новоспасского монастыря каменными с башнями по углам и построил в монастыре каменный собор. Дворцовые каменщики были поселены слободкой за Таганскими воротами, между монастырем и Воронцовской улицей. Они остались здесь жить и по окончании постройки Новоспасского монастыря. В конце XVII в. к ним поселили еще каменщиков. Получились две слободы, ныне улицы: Большие и Малые Каменщики.
На плане Москвы 1739 г. правая, западная сторона Воронцовской улицы показана уже застроенной на всем протяжении, с большой площадью посередине, идущей к Новоспасскому монастырю, и четырьмя переулками за ней. Но левая, восточная сторона улицы застроена лишь на две трети. Обширное пространство в конце улицы было занято пашней и огородами Покровского монастыря, стоявшего у современной Абельмановской заставы. По переписи 1738—1739 гг. в начале Воронцовской улицы, у Таганской площади, находился Мясной ряд и «дворовое пустое место, которое было Немецкое кладбище, да на тоя ж месте были торговый бани, идучи от Воронцовской слободы в Каменщики по правой стороне, идучи подле дворов и Мясному ряду».
На улице в это время находился 31 двор, из которых 21 принадлежал купцам, выходцам из тяглых людей различных слобод XVII в., четыре — кузнецам и подмастерьям, один — посадскому человеку, один — вдове тяглеца Воронцовской слободы, три — солдатам, один — крестьянину. Слобода была застроена сплошь деревянными домами, позади которых простирались сады и огороды. В 1742 г. в конце улицы на Камер-Коллежском земляном валу была образована Спасская застава (ныне Крестьянская), у которой осматривались возы с различными товарами. Во время чумы 1771 г. Воронцовская улица была главной дорогой к Симонову монастырю, где находился карантин. В 1812 г. все деревянные строения на улице сгорели, и вместо них в 11813—1817 гг. в ближайшей к Таганской площади части улицы были построены каменные дома, в остальной части — почти исключительно деревянные. При этом у Спасской заставы было занято маленькими двориками с деревянными строениями пустое пространство, где в 1738—1739 гг. лежали пашни и огороды Покровского монастыря.
На плане 1850 г. на Воронцовской улице показаны пересекающие ее Гендриков переулок и Безымянный. Дальше, по правой стороне, показаны Воронцовский и Лавровский переулки и Сорокосвятская улица, а по другой стороне, кроме Гендрикова и Безымянного переулков, еще Новоселенская улица, появившаяся, как свидетельствует ее название, на месте новых дворов на бывших огородах и пашнях Покровского монастыря. На Воронцовской улице насчитывалось в это время 27 дворов по левой стороне и столько же — по правой. Из них выходило на улицу 23 каменных строения и 59 деревянных. В 1882 г. на левой стороне стояло 30 дворов, на правой — 36. Среди домовладельцев были: 32 купца, 110 мещан, один цеховой, один крестьянин, один дьякон, пять чиновников. Один дом, в котором были торговые бараки, принадлежал Городской думе, один — Покровскому монастырю, один — соседней церкви Воскресения, один — Никольской общине сестер милосердия, один — Софийской лечебнице и 2 — товариществу ассенизации. Во дворах этого товарищества стояли примитивные ассенизационные обозы, которые по ночам вывозили из города нечистоты. Большая свалка нечистот находилась и за Спасской заставой; на ее месте город в начале XX в. устроил усовершенствованную свалку — городскую Спасскую сливную станцию.
В конце XIX — начале.XX в. на Воронцовской улице и в соседних переулках появилось множество мелких фабрик и кустарных мастерских. В начале XX в. рабочие торгово-промышленных предприятий составляли здесь 54°/о населения, в том числе рабочие крупных фабрик и заводов— 14%, а служащие учреждений и лица свободных профессий — всего 1,3%. Самым большим предприятием на Воронцовской улице была гильзовая фабрика «Катык» (позже табачная фабрика «Красная звезда»). В 1905—1906 гг. она была опорным пунктом социал-демократов — большевиков. В дни Декабрьского вооруженного восстания она бастовала и лишь 16 декабря вместе с другими фабриками приступила к работе. Парфюмерная фабрика Чепелевецкого (теперь мыловаренный завод) в Лавровом переулке (дом № 6) также бастовала в это время. То же можно сказать о находившихся в 1905 г. на Воронцовской улице аптекарском и парфюмерном заводе Эрманса (теперь имени Семашко, дом № 10) и колбасной фабрике Морева (дом № 19 на Покровском валу).
В 1914 г. на улице стояло по левой стороне 20 домов, по правой — 39. В улицу включен и бывший раньше у Таганской площади Таганский проезд. Безымянный переулок сохранил свое название лишь по левую сторону улицы, а по правую получил название Глотов. Большинство домов принадлежало купцам, торговые бараки (дом № 1) —городу, дом № 3 — церкви Воскресения, дом № 19 — товариществу Фряновской мануфактуры, дом № 35 — торговому дому «А. Катык и К°», дома №№ 51 и 72 — Городской управе, дом № 10 — Акционерному обществу «К- Эрманс и К°», дом N° 24 — еврейской больнице имени Полякова, дом № 30 — «Дамскому попечительству о бедных» и дом № 48 — церкви Сорока святых.
В советское время огромный семиэтажный дом на углу Воронцовской улицы и Глотова переулка построен по проекту архитектора М. И. Резанова. Построены и строятся большие дома и в других местах по улице и вблизи нее. На Воронцовской улице, близ Крестьянской заставы, построен 1-й часовой завод. В Гендриковом переулке в доме № 13 жил с апреля 1926 г. по апрель 1930 г. выдающийся поэт нашей эпохи В. В. Маяковский. Его квартира ныне превращена в музей, а Гендриков переулок переименован в переулок Маяковского. На Воронцовской улице в доме № 23 жил художник В. М. Васнецов.