Добавить запись
Петр Сытин: «МЕЖДУ ЗАСТАВАМИ И ОКРУЖНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ ЗА ЗАСТАВАМИ ДО ОКРУЖНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»
2 июля 2012, 16:23
(Общий очерк)
Местность за заставами, за исключением Петровского и Сокольнического парков, до 1917 г. не входила в черту города Москвы, считалась уездной и управлялась Московским уездным земством. Но по характеру застройки, по составу и занятиям населения это была московская городская окраина. Дома по улицам стояли тесно, много земельных участков было занято фабриками и заводами. Жители, большей частью пришлые, либо работали на ближайших фабриках и заводах, либо занимались кустарными промыслами и только немногие — садоводством и огородничеством. Земство строило здесь очень мало школ и больниц, не проводило водопровода и общественного транспорта. Детей школьного возраста жители различными способами устраивали в городские школы; больных помещали в городские больницы, использовали городские бесплатные амбулатории и поликлиники. Вблизи застав население пользовалось водой из городских водоразборов, а проживавшие дальше брали воду из ручьев и колодцев.
Между тем доход от обложения предприятий и дворов в пригородной местности составлял значительную статью в бюджете Московского уездного земства, но никак не отражался на благоустройстве этой местности. Московская городская дума неоднократно требовала включить пригороды в пределах Окружной железной дороги в городскую черту, с тем чтобы благоустроить эти городские окраины, постоянно угрожавшие здоровью и жизни населения города во время эпидемий. Но царское правительство не принимало во внимание этих справедливых требований Думы. Только после Февральской революции пригороды в пределах Окружной железной дороги были включены в состав города. С небольшими изменениями эта граница города существует до настоящего времени.
С глубокой древности в описываемой местности среди полей, лесов, больших и малых дорог лежали подмосковные села и деревни, принадлежавшие князьям, царям, боярам и монастырям. В XIV—XV вв. в летописях и княжеских грамотах упоминаются: Черкизово, Свиблово, а в XVI—XVII вв. —- Алексеевское, Ростокино, Бутырки, Богородское и др. В XVII в. ближайшая к заставам земля была почти вся захвачена разными владельцами. В 1648 г. москвичи жаловались царю на то, что им негде проехать в лес за дровами и некуда выгнать скотину на пастбище. Собравшийся в 1649 г. Земский собор объявил городским выгоном всю землю на 4 версты от Земляного вала (Садового кольца). Много земель было отнято у прежних владельцев, особенно у монастырей, но фактически к городу перешла лишь одна треть всей выгонной земли. В последующее время, в связи с ростом города, само правительство занимало здесь большие участки под кирпичные заводы и раздавало земли под дворы царским служащим разных категорий.
С 1860-х гг. в Москве развернулось большое промышленное строительство, особенно за заставами. Предпринимателям выгодно было строить фабрики и заводы в пригородах потому, что земля здесь стоила дешево и земство облагало предприятия налогами в меньших размерах, чем город. Во второй половине XIX в. за заставами были основаны: механический завод Гужона (теперь «Серп и молот»), завод Густава Листа в Бутырках (теперь «Борец»), несколько заводов за Пресненской, Дорогомиловской, Серпуховской и другими заставами. Значительные участки земли были отведены под железнодорожные пути и товарные станции, жилища для обслуживающего персонала, главным образом для рабочих. На месте прежних огородов, пашен и рощ появились целые поселки, например Марьина роща, Петровско-Разумовское, Зыково. Вытянулись ряды домов за заставами по Петербургскому, Можайскому, Владимирскому, Ярославскому и другим шоссе, а также вдоль линий железных дорог. Здесь еще с 1771 г. разместились большие городские кладбища, с 1827 г. — Алексеевская водоподъемная станция, с 1886 г. — городские бойни и свалки. Но еще много земли находилось под садами, огородами и даже пашней.
В 1903—1903 гг. вокруг Москвы была проведена Окружная железная дорога. На севере и востоке она прошла очень далеко от застав, на западе и юге — близко к ним. Но предположение, что город будет расти всего сильнее на север и восток, не оправдалось. Он сильнее рос на юго-восток и юг, и уже к 1917 г. перешагнул здесь через Окружную железную дорогу. После Великой Октябрьской социалистической революции за заставами развернулось строительство новых фабрик и заводов, рабочих городков и поселков. Громадные корпуса предприятий и многоэтажные жилые дома высятся сейчас там, где раньше были рощи, огороды, пустыри и свалки. Изменился и уличный пейзаж за городскими заставами. На месте, например, полупустынной, замощенной булыжником, пыльной летом и грязной осенью и весной дороги к Дорогомиловскому кладбищу, по сторонам которой стояли ветхие деревянные домики, теперь проходит часть Кутузовского проспекта, бывш. Можайское шоссе — широкая, сплошь асфальтированная улица, застроенная многоэтажными красивыми домами, составляющими лучший в столице архитектурный ансамбль советского периода.
То же видим на Ленинградском проспекте, на проспекте Мира, шоссе Энтузиастов и др. Многие дома, построенные здесь в последние годы, могли бы явиться украшением слагавшегося веками центра Москвы. Одновременно с промышленным и жилищным строительством за заставы проведены водопровод, канализация, газ, электричество, радио и пр. Прошли сюда и трамвай, и автобус, и троллейбус, а в ряде мест и метрополитен. Улицы асфальтированы и прекрасно освещены. На улицах и во дворах много зелени. В домах размещены большие первоклассные магазины, ателье и пр. Возле заводов построены клубы, кинотеатры, библиотеки, читальни, в рабочих городках и поселках — широкая сеть школ, больниц, амбулаторий, родильных домов, детских яслей и т. д. Новое строительство Москвы продолжается как в описываемой местности, так и по всем районам, стирая границы между центром и окраинами и превращая столицу в красивый благоустроенный город.